Михаил Сорокин из Копейска проехал автостопом 8000 километров

26 апреля 2012 17:26 - автор Мария Согрина, 25.04.2012 Фото: Из архива Михаила Сорокина
Копейчанин побывал в Турции, Болгарии и других странах и дал эксклюзивное интервью газете "Копейский рабочий".

Есть разные способы путешествовать по миру: от элитных (на личном самолете) до наиболее распространенных – через турагентства. 24-летний копейчанин Михаил Сорокин избрал один из самых экстремальных – путешествие автостопом. Прошлым летом он преодолел 8000 километров за полтора месяца, взяв с собой всего 200 евро.

Туда и обратно

— Михаил, что сподвигло тебя избрать столь опасный и непредсказуемый способ путешествовать и как ты выбирал маршрут?

— Идея поехать куда-нибудь автостопом возникла несколько лет назад. Это гораздо интереснее, чем распланированная турпоездка. Маршрут «прокладывал», исходя из легкости процедуры получения визы в ту или иную страну. Главной целью было посещение Турции (я был наслышан о красоте Стамбула) и Болгарии, где я планировал навестить родственников (это стало для них сюрпризом, так как виделись наши семьи последний раз лет 20 назад, и лишь недавно мы нашли друг друга через интернет). Мой путь пролегал через Украину, Калмыкию, Дагестан, Азербайджан, Грузию.

— На 200 евро, то есть около 8000 в рублевом эквиваленте, полтора месяца не прожить и в Копейске. Надо ведь что-то есть и пить, где-то ночевать…

— Ночевал я в спальном мешке. Гораздо приятнее просыпаться на рассвете, вдыхая свежий утренний воздух, а засыпать под звездным небом, чем в душном номере отеля или дома перед телевизором.

Из продуктов питания брал с собой гречку, но варил на костре нечасто, так что пачку с крупой доел только в Турции. Покупал только хлеб, а воду набирал по пути — в магазинах, придорожных кафе, нередко — в естественных источниках. В Турции фонтанчики для путешественников имеются в каждой мечети. А в основном питался, как говорится, подножным кормом: где-то вдоль дороги простиралось кукурузное поле, где-то росли фруктовые сады. Правда, за время путешествия я сильно похудел.

Мылся и стирал я в озерах и реках, одежду сушил на солнце. По сути, обычные походные условия.

Прямо, но «направо»

— Как объяснялся с местными жителями?

— Я немного знаю английский, а перед путешествием позанимался изучением турецкого языка. На самом деле, быть полиглотом не обязательно, можно многое объяснить и на языке жестов. Допустим, я показывал карту, свой маршрут, и меня прекрасно понимали в разных странах.

Правда, в Болгарии оказалось непросто привыкнуть к тому, что кивком головы здесь говорят «нет», а в случае согласия мотают головой. Постоянно ловил себя на том, что рефлекторно делаю неправильные с болгарской точки зрения жесты, вводя в недоумение собеседников.

В этой стране произошла и еще одна неприятная путаница. Разыскивая дом своих родственников (знал только адрес), я обращался к жителям Пловдива. Они охотно объясняли, но почему-то, следуя их советам, я несколько раз заходил совсем не туда, куда требовалось. Только родственники объяснили мне причину: слово «направо» по-болгарски означает «прямо»!

Незабываемая встреча

— Невозможно поверить, что на протяжении столь долгого пути не было чрезвычайных ситуаций...

— Были просто непредвиденные случаи. К примеру, как-то ночью я в поисках места для ночлега шел от дороги через поле в лесок и в темноте провалился в открытый люк. К счастью, зацепился руками за края, поэтому легко выбрался.

А еще один раз произошла неприятная встреча с военными. Дело было в Турции, в горах. Я шел по дороге и пытался остановить машину. Вдруг вижу: ко мне бегут несколько военных с автоматами. Они не говорили ни на русском, ни на английском. Ни одного слова из сказанного ими я не понимал, а они не могли понять меня. Я показывал им паспорт, карту, но они продолжали что-то говорить. Инцидент завершился тем, что меня сопроводили до ближайшей стоянки фур. Я сделал вывод, что неподалеку находилась какая-то военная часть и вблизи ее территории нельзя было останавливаться или ловить машины.

— Как складывались взаимоотношения с полицией?

— Без проблем. За границей полицейские подходили обычно из любопытства, а в России я предпочитал не привлекать к себе внимание стражей порядка.

По России — с ветерком

— Кто чаще тебя подвозил: водители легковых автомобилей или фур, мужчины или женщины, молодые или пожилые?

— Женщины не останавливались ни разу. В остальном — полное разнообразие. Приходилось ехать и в небольших автобусах, и в легковушках, и в грузовиках, чаще всего когда водитель в машине один. Я убедился, что водители всех стран с пониманием относятся к автостопщикам. Вот только в Азербайджане и Грузии, похоже, о таком виде передвижения не знают (по этой причине в Грузии пришлось ехать на электричке). Один азербайджанец, с которым я беседовал всю дорогу и очень подробно объяснил суть своего путешествия, в конце потребовал с меня деньги. Но так как это происходило на обратном пути и от 200 евро ничего не осталось, я не смог заплатить. Подумывал уже отдать ему что-то из вещей (правда, из ценного был только телефон, которым я делал фотографии), но он не стал настаивать.

Что взять в путешествие автостопом (советы от Михаила Сорокина)
Необходимо взять загранпаспорт, дорожный атлас, телефон. Компас, фонарь. Спальный мешок, туристический коврик, котелок, теплые вещи, сменную обувь. Продукты питания на первое время. Для мужчин — бритву и пену для бритья. Мыло, зубную пасту и щетку, полотенце. Вместо спичек я брал кремень: он не промокает и не кончается, только им заранее надо научиться пользоваться. Полезная вещь — автомобильный зарядник для мобильного телефона, чтобы подзаряжать его в машинах (я об этом не подумал, поэтому приходилось просить подзарядить телефон в магазинах).

— А вообще, сколько времени приходится «ловить» машину?

— Когда как. От одной минуты до 12 часов. У меня такой период невезения случился под Уфой. Было очень жарко — температура под 40 градусов, и никто не останавливался. Я дошел до какого-то моста и под ним пережидал жару.

Зато обратно по России ехал с ветерком — почти не приходилось ждать, двигался практически без перерывов.

Дорожные истории

— Пожалуй, самое интересное в путешествии — встречи в пути…

— Да, действительно, за эти полтора месяца я познакомился, наверное, с большим количеством людей, чем за всю предыдущую жизнь. Каждый день — десятки попутчиков. Многие охотно разговаривали, рассказывали о себе.

Помню, в Турции меня подво-зил один журналист и рассказал, что ему нравится какая-то фотомодель с Украины (мы с ним общались на английском). Другой водитель — еще в России – рассказывал о гибели своего брата, известного в их регионе музыканта.

В Турции однажды удалось пообщаться по-русски: я зашел в какой-то спортзал, а его владелец — грузин, позвонил своей русской жене, чтобы мы с ней побеседовали на родном языке.

Побывав в разных странах, я убедился, что люди лучше, чем я думал раньше. Независимо от языка и национальности, они одинаково любознательны и в основном доброжелательны к путешественникам.

Пункт назначения — Индия

— Честно говоря, далеко не каждому захочется повторить твой экстремальный поход без гарантированного обеда и крыши над головой. У тебя есть желание продолжить путешествовать автостопом?

— Да, уже нынешним летом планирую побывать в Индии. А вообще моя мечта — Испаноязычные страны, к примеру, Южная Америка. Я увлекаюсь испанской музыкой, изучаю культуру и язык этой страны.

— На твой взгляд, как проще и безопаснее путешествовать автостопом: одному или в компании?

— Для меня путешествовать одному проще: отвечаешь только за себя, не надо ни под кого подстраиваться. Да и машину легче поймать в одиночку.

Для девушки лучше отправляться в дорогу с парнем, а вот большой компанией путешествовать неудобно. В таком случае надо разделяться и встречаться в заранее обговоренных местах.

— Приходилось ли встречаться с такими же «странниками»?

— Встречал пару из Израиля. Но чаще попадались попутчики на велосипедах, были даже те, кто совершал на этом виде транспорта кругосветное путешествие.