Шесть писем Григория Жданова. Читаем фронтовую переписку участника Великой Отечественной войны

06 мая 2020 11:26 - автор Зинаида Окольничникова Фото: архивные фото

"Копейский рабочий" публикует фронтовые письма копейчанина, участника Великой Отечественной войны Григория Михайловича Жданова.

Пожелтевшие листочки без конвертов, исписанные простым карандашом, а оборотной стороне – рисунки на патриотическую тему, выполненные типографским способом, и неизменная фраза: «Смерть немецким оккупантам!».

Из письма Григория матери Анастасии Николаевне: «30 декабря 1943 года. Здравствуй, дорогая мамаша! Шлю тебе горячий фронтовой привет и желаю самого наилучшего здоровья. Сообщаю тебе, что пока я жив, и, можно считать, здоров. Пока нахожусь на лечении по случаю ранения, как я уже Вам писал, которое было 10 октября. На днях, наверное, вернусь в свою часть. Мама, если бы пришел домой, то ты, наверное, не узнала бы меня. Я порядочно изменился, немного постарел, кое-где в волосах есть седины, прибавились морщинки. Мы с тобой не виделись уже 28 месяцев: это 2 года и 4 месяца. Я уходил только на 45 дней, но вот война, и сколько она еще продлится – неизвестно. Но все-таки должен ей быть скоро конец. Немцы бегут, мы их гоним на запад. Проклятый враг жжет все: деревни и города. Поздравляю тебя с праздником, с Великим Октябрем. Твой сын Григорий Жданов».


Этих весточек мама солдата, Анастасия Николаевна, ждала с волнением и тревогой. Муж у нее умер в военные годы, старший сын погиб на фронте. Остался один Григорий, кровиночка, опора и надежда…


«15 ноября 1943 года. Сообщаю тебе, дорогая мамаша, что я завтра из медсанбата выбываю в часть. Лечение мое окончательно закончено, чувствую себя хорошо. Погода у нас стоит скверная, идут дожди. Может быть, дорогая, судьба нас приведет и встретимся. Скоро немца выгоним с родной земли. Желаю самого наилучшего в твоей жизни. Твой сын Григорий».

Сражался Григорий Михайлович в восточной Пруссии в 1122 стрелковом полку, был командиром 76-миллиметрового орудия. Со своей пушкой прошел топи, болота и, громя фашистов, вышел к Кенигсбергу.


«3 мая 1944 года. Здравствуй, дорогая мама! Шлю тебе горячий привет, желаю крепкого здоровья и долгих лет. Праздник 1 Мая провели по фронтовому, выпили водки по 300 грамм, закусили селедочкой… Все как положено. Беспокоюсь о тебе. Обеспечена ли ты? Здорова ли? Моя жизнь Вам уже известна. Живем в лесах, в болотах, не видим мирных жителей. В домах не был уже полгода. Живем в землянках. Бьём немца, освобождаем Советскую землю от гитлеровских разбойников. Остаюсь жив, здоров. Твой сын Григорий».

Месяцы идут за месяцами, и кажется, что не будет конца военным дорогам. Несмотря на смертельную опасность, которая на фронте караулила на каждом шагу, Григорий Михайлович думал и беспокоился о самом дорогом человеке – матери.

«30 мая 1944 года. Вчера получил Ваше письмо. Из него узнал, что ты посадила огород и вообще живешь пока ничего. Это меня радует. Дорогая мама, я охотно верю, что ты очень соскучилась обо мне, и я тоже не меньше. Ты говоришь, что забываешь про меня только тогда, когда уснешь крепким сном. Я не сплю ночами совсем, и думаю все о тебе, как ты живешь одна на старости лет. У меня так много работы, что спать мало приходится. Время написать письмо иной раз не выберешь. Ничего не поделаешь – война. Дорогая мама, жди, может скоро и встретимся. Помогу тебе убрать картошку. Я жив, здоров. Будь и ты здорова. Твой сын Григорий».


Но ни в эту осень 1944-го, ни в следующую помочь матери в огороде солдату не пришлось.

«31 июня 1944 года. Здравствуй, дорогая мамаша! Шлю горячий фронтовой привет и пожелания наилучшего здоровья и долгих лет жизни. Я пока жив, здоров. Немного отдыхал. Теперь опять нахожусь на переднем крае и уничтожаю двуногих зверей – немцев. Погода стоит здесь необыкновенная: днем жарко, а ночью не согреешься в шинели… Твой сын Григорий».

«20 июля 1944 год. Привет с Запада. Здравствуй, дорогая мамаша! Письма от тебя не получал уже с полмесяца или больше. Когда писем нет, очень скучаю. Дорогая мама, как ты живешь, как здоровье? Как у тебя дела насчет твоего маленького хозяйства? Я пока жив, здоров Двигаюсь все дальше на Запад и бью гитлеровцев. Живу в достатке, хватает всего. Но не хватает только сна и отдыха. Привет всем, всем. Пока, до свидания. Твой сын Григорий».

Разные бывают люди: добрые и злые, чуткие и равнодушные. Чаще бывает трудно определить ведущую черту характера. О Григории Михайловиче говорить легко. Легко в том смысле, что он добрый человек. Доброта – ценное качество души человека, и природа щедро наградила его им. Невольно задаешь себе вопрос: откуда в нем столькочуткости? Столько доброты, заботы проявлял он к своей матери. Какая сила духа у человека, несмотря на все лишения и трудности выстоял, он не ожесточился, а сохранил любовь к жизни, к людям, к матери.

Демобилизовался Григорий Жданов только в декабре 1945-го. За мужество и храбрость Георгий Жданов награжден орденами Красной Звезды (1942), Славы III степени, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга» (1946), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «За боевые заслуги», юбилейными медалями, отмечен благодарностями верховного главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина при прорыве обороны в районе Мазурских озер, овладении городами Ангенбург и Бартенштайн, при разгроме немецких войск юго-западнее Кёнигсберга.

После войны Георгий Жданов 18 лет проработал шахтах 7-8 и 4-6. Без отрыва от производства окончил горный техникум, был мастером, начальником технического контроля, около трех лет – ответственным дежурным в городском комитете партии.


Будучи на пенсии, продолжал большую воспитательную работу среди учащейся молодежи: встречи, рассказы о войне, фронтовиках.

Спокойный, выдержанный, жизнерадостный и общительный, великий труженик служил образцом для юношей и девушек нашего города.

Его труд отмечен медалями «За трудовое отличие» (1953), «Ветеран труда» (1977), многочисленными грамотами и благодарностями. Григория Михайловича Жданова не стало 23 октября 1989 года. Похоронен в Копейске. Человека не стало, а письма живут. Фронтовые письма… История самой жестокой войны двадцатого столетия.


Биография

Григорий Михайлович родился 20 января 1910 года в крестьянской семье в деревне Мало-Дюрягино Шумихинского района Курганской области. Окончил начальную Дюрягинскую школу первой ступени и семилетнюю школу крестьянской молодежи. В 1934 году начал работать слесарем в машинно-тракторной станции Красовского совхоза № 3 Оконешниковского района Омской области.

В 1937 году переехал в город Копейск, трудился старшим пионерским вожатым в школе № 2. Как раз в этом году в городе открылась новая школа № 2 (ныне это здание занимает ПУ № 82).

Вскоре он перешел на шахту № 7-8, трудился нормировщиком и активно участвовал в комсомольской работе.

Весной 1941 года Жданова привали в армию на переподготовку. 18 июня 1941 года, за четыре дня до начала войны, подразделения были погружены в эшелоны и отправлены на Запад. В пути следования узнали о войне. 27 июня 1941 года бойцы-уральцы заняли позиции под Полоцком, вступили в бой. Полк не раз попадал в окружение. Затем группа влилась в белорусскую партизанскую бригаду имени Пономаренко, действующую в тылу противника. Григорий Михайлович служил старшиной комендантского взвода. Партизаны совершали дерзкие вылазки, расстраивали тылы, коммуникации войск противника, отвлекали с фронта большие силы врага. Настал момент, когда партизаны дошли до линии фронта и напали на гитлеровцев с тыла.

А в лоб им согласованно ударили наши регулярные части. Так партизан Георгий Жданов снова стал бойцом Красной Армии.