В Копейске жил конструктор ракетоносителя «Протон», который разработал и «режущее кольцо» для угольных комбайнов

20 июня 2014 5:50 - автор Виктор Чигинцев
В авиационной и космической отраслях чтят имя выдающегося конструктора Павла Альбертовича Ивенсена. Создатель небесной техники, он имел прямое отношение к созданию техники… подземной.
В авиационной и космической отраслях чтят имя выдающегося конструктора Павла Альбертовича Ивенсена. Создатель небесной техники, он имел прямое отношение к созданию техники… подземной.

Копейск по праву может гордиться: чертежи механизированной лавы, гидравлического комплекса, могучего стального цеха, «шагающего» в недрах земли по угольному пласту, впервые были выполнены в нашем городе. Идея, взятая на вооружение угольной промышленностью всего мира, родилась — в Копейске! 

Осенью 1941 года Павел Ивенсен, став потенциально «опасным» немцем, ссылается на Урал, в Челябинск, где строит железную дорогу. Ровно через год, 11 ноября 1942-го года, конвоируется в Копейск. Здесь, в шахте № 201, работает навалоотбойщиком. Еще через год в светлой голове Павла Ивенсена рождается идея механизированного комплекса. 

Если вдуматься, шахтер-навалоотбойщик и есть «комплекс»: рубит, крепит, грузит. Тогда и завладела Ивенсеном гениальная идея объединить все операции в один процесс — механизированный, гидравлический. 

Конструктору, отрезанному от мира и жившему за колючей проволокой, запатентовать все составляющие своего изобретения не представлялось возможным. И вот в 1951 году английская фирма Андерсен Бойа создала узкозахватный комбайн «Трепинер», в основе которого лежало «режущее кольцо» Ивенсена. Следом за англичанами комбайны по этой схеме стали выпускаться в СССР. 

В 1956 году Павел Альбертович был реабилитирован. Прожив в Копейске 15 лет, он вместе с женой переехал в Москву, где возглавил группу по ракетно-космической технике в КБ Мясищева. Когда это КБ перешло под крыло академика Челомея, Ивенсен был назначен главным ведущим конструктором по созданию ракеты-носителя комплекса «Протон», а через несколько лет — заместителем главного ведущего конструктора комплекса «Салют».