Закваска – шахтерское братство

14 февраля 2011 0:00 - автор Валентина Косолапова, краевед
Мы все – россияне, но о корнях своих помним, древо своих родов чтим, принадлежностью к той или иной национальности гордимся, уважаем обычаи и традиции своего народа. В нашем городе, после русских, татаро-башкирская диаспора самая многочисленная.

Мы все – россияне, но о корнях своих помним, древо своих родов чтим, принадлежностью к той или иной национальности гордимся, уважаем обычаи и традиции своего народа. В нашем городе, после русских, татаро-башкирская диаспора самая многочисленная.

Что в Копейске могло бы пролить свет на культуру горожан этих национальностей?

В номере газеты «Копейский рабочий» за 20 ноября 1949 года напечатана статья «Там, где шумели густые леса», принадлежащая перу старого шахтера, горного мастера шахты № 21-23 Петра Каныгина. Материал был посвящен 25-летию со дня награждения Уголь-града орденом Красного Знамени. Повествуя о младенческих годах Копей, Петр Каныгин словно плывет по волнам памяти. Он рассказывает потомкам о поселке, затерянном среди лесов, болот и озер. Вот фрагменты этих воспоминаний, касающиеся городской истории татаро-башкирского населения:

«В поселке было 25 землянок, черная баня, две тюрьмы. Больниц и школ не было и в помине. Зато было несколько пивных и трактиров. Самой главной постройкой в поселке была мечеть».

«Мечеть находилась на месте современной Станции юных техников. Позднее в здании мечети была открыта библиотека татаро-башкирской литературы».

«В 30-е годы в редакции газеты «Копейский рабочий» работали журналисты, выпускающие городскую газету на татарском языке. Редактировал статьи писатель Габдрахман Тляш».

«В центральной части города находилось деревянное одноэтажное здание начальной татарской школы».

В годы гражданской войны шахтеры Копей из числа татар и башкир мужественно сражались с частями белых в составе сводного Казанского полка имени Гинзбурга.

Так откуда появились в Копейске татары и башкиры? Образно говоря, «они вышли из леса». Они, коренные жители земли уральской, приехали из деревень, затерянных в необъятных лесах нашего края. В этом убеждает топонимика названий сел, расположенных в соседних с городом районах: Донгузлы, Ханжино, Кулат, Аджитарово, Селезян, Каратабан, Еткуль и сотни других.

И, конечно же, общность национальных культур города цементировалась шахтерским братством разных поколений копейчан.