Полвека отдано горному делу: трудовой путь шахтера Леонтия Ушакова

24 сентября 2011 12:33 - автор Людмила Гейман, 24.09.2011 г.
Копейск волею судьбы остался без шахт. Всё меньше и меньше в городе шахтеров, отдавших молодость и здоровье добыче хлеба промышленности – угля. За свой тяжкий труд многие были отмечены советским государством. Один из них - Леонтий Ушаков.

Копейск волею судьбы остался без шахт. Всё меньше и меньше в городе шахтеров, отдавших молодость и здоровье добыче хлеба промышленности – угля. За свой тяжкий труд многие были отмечены советским государством. Один из них - Леонтий Ушаков.

Об этом человеке труда рассказал наш читатель и давний друг газеты – заместитель председателя городского совета ветеранов, полковник милиции в отставке Павел Савуков.

Леонтий Яковлевич по праву считает себя копейчанином, хотя родился и детские годы прожил в деревне Сухоборка Щучанского района курганской области, в крестьянской семье. Но вот наступил послевоенный 1948 год. Пятнадцатилетний юноша, сложив в котомку нехитрые пожитки и бережно завернутую матерью в чистую тряпицу буханку хлеба, прибыл в Копейск, где в то время строились новые шахты, а труд шахтера хоть и был тяжелым, но считался самым почетным. Двухгодичная учеба в ремесленном училище № 3 — и вот уже молодой специалист получает назначение на шахту № 22 электрослесарем, где проработал три года, до призыва в Советскую армию. Службу проходил в Читинской области, а после демобилизации солдат сменил военную форму на шахтерскую робу и спустился в шахту №20.

— С того времени вся моя трудовая жизнь связана с нелегким горняцким трудом, — говорит Леонтий Яковлевич. — После перевода в 1959 году на шахту «Красная горнячка» был электрослесарем подземным, горнорабочим очистного забоя 5 разряда, помощником начальника участка. Некоторое время работал по направлению начальником добычного участка на шахте «Восточной» комбината «Челябинск-уголь». Затем вновь родная «Красная горнячка».

Тридцать лет добывал Леонтий Ушаков «черное золото», в его трудовой книжке значится не один десяток записей о поощрениях и наградах. А в 1970 году за высокие производственные показатели горняк был награжден знаком « Шахтерская Слава» третьей степени, и в этом же году — медалью «За доблестный труд».

Настало время, когда в шахты пришли механизированные комплексы. А вместе с ними и успехи, и свои трудности. Ушаков в два раза повысил производительность шахтерского труда, почти в десять раз снизил расход крепежного леса. Когда после монтажа комплекса зашел разговор, кого ставить бригадиром «КМ - 87Д», все сошлись на одной кандидатуре — Леонтий Ушаков. А это значит, ему надо досконально вникнуть в дело, освоить комбайны. Будучи зрелым человеком, обремененным производственными и семейными заботами, пришлось поступать на вечернее отделение горного техникума. Закончил он его блестяще.

Комплекс в то время давал почти половину всей добычи угля, выработка каждого шахтера возросла вдвое при сокращении крепежного леса и взрывчатки.

— Помнится, при переходе в новую лаву возникла угроза резкого падения добычи угля по шахте, — вспоминает Леонтий Яковлевич. — Необходимо было ускорить переброску комплекса. Мы с товарищами сделали это за рекордный срок – в девять дней, а потом наверстали упущенное. Секрет такой оперативности прост: в отличие от других комплексных бригад угольного бассейна, терявших много времени на устройство демонтажных камер, мы осуществили переброску по ходу отработки лавы.

В 1971 году на «Красную горнячку» пришла весть о том, что Ушаков награжден орденом Ленина. А еще через три года Леонтию Яковлевичу было присвоено звание «Почетный шахтер», и за высокие показатели в соцсоревновании он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Выйдя на пенсию, Ушаков еще двадцать лет трудился мастером производственного обучения в горном техникуме. И сейчас кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени часто вспоминает свою трудовую жизнь, которой отдал более полувека.