16+
09 апреля 2014 12:59

«Роспечать»: перезагрузка

В те времена, когда «Роспечать» была еще «Союзпечатью», многое было совсем по-другому: вечером и утром возле киосков выстраивались очереди из желающих купить свежую газету; ассортимент печатной продукции был гораздо скромнее, да и сами киоски выглядели совершенно иначе.

«Роспечать»: перезагрузка

В те времена, когда «Роспечать» была еще «Союзпечатью», многое было совсем по-другому: вечером и утром возле киосков выстраивались очереди из желающих купить свежую газету; ассортимент печатной продукции был гораздо скромнее, да и сами киоски выглядели совершенно иначе.

С тех пор «Роспечать» акционировалась, стала частным предприятием, затем вошла в структуру федеральной розничной сети «Ариа-АиФ». Все эти годы предприятие достаточно успешно держится на плаву в бурном рыночном море. Каким образом «Роспечати» это удается? Как нужно строить политику компании в условиях конкуренции печатных СМИ и интернет-изданий? В чем заключаются социальные функции предприятия? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ОАО «Роспечать» Константин Евгеньевич Федоринин.

– Константин Евгеньевич, давайте начнем, наверное, с самой болевой точки: по вашему мнению, падает ли читательский интерес к газетам и журналам? Каким образом печатная продукция может конкурировать с интернет-изданиями?

– Конечно, мы постоянно занимаемся мониторингом ситуации на рынке печатной продукции. Регулярно анализируем и структуру продаж, и читательский спрос. Сокращение спроса мы отметили еще в 2012 году, в дальнейшем эти тенденции усилились. В основном падение произошло в сегменте новостных изданий: не секрет, что около 40 процентов из всего объема новостей люди сейчас получают из Интернета.

Естественно, это привело к тому, что сократилась периодичность выходов ежедневных газет: в «Комсомольской правде» отказались с 2013 года от ежедневного выпуска - перешли на три выпуска в неделю; с этого года «Челябинский рабочий» стал еженедельником, «Вечерний Челябинск» пока держится.

Все это происходит не от хорошей жизни. Ежедневная газета – очень затратное издание, оно не может существовать без дотаций. При этом сохраняется высокий уровень профессионализма именно в коллективах, привыкших работать в ежедневном режиме, это лидерские команды – и в плане журналистики, и в плане организации контента. Они делают профессиональный печатный продукт – и спрос на него сохраняется.

Сегодня наши основные направления – это базовая пресса (то есть основные периодические издания) и коллекционные издания. Базовая пресса включает в себя множество сегментов: кроссворды, домоводство, кулинария, вышивка, гламурные журналы, мода… Можно до бесконечности перечислять. Какие тенденции мы видим? 

Наблюдается рост интереса читателей к изданиям, относящимся к хобби, к конкретной сфере интересов: семейный досуг, садоводство, вышивка, рукоделие и так далее. Значит, люди осознают свои личные интересы, стремятся проявить себя и читают определенные издания, чтобы получить конкретную, интересующую их информацию.

Гламурные издания типа «Космополитэн» и ему подобных продаются стабильно. Есть 15 - 20 процентов аудитории, которую интересует мода, тренды, они следят за тенденциями, стилями одежды, – эта ниша сохраняется. И люди с удовольствием покупают эти журналы.

Зато падает спрос на издания, посвященные тем же компьютерным играм. Пик интереса к этим изданиям уже миновал. Не секрет, что при активном переходе от компьютеров к ноутбукам, от ноутбуков к планшетам, смартфонам аудитория этих изданий «эмигрировала» в Интернет.

– У меня как у покупателя складывается впечатление, что коллекционные издания пользуются большой популярностью…

– Данное направление активно развивается последние семь-восемь лет, это коллекционные журналы, книги-коллекции. И сейчас мы наблюдаем тенденцию, что спрос растет, увеличивается количество наименований. Если два года назад мы продавали 60 коллекций в год, то сейчас уже 77. Эти коллекции тоже связаны с досугом, с хобби, увлечениями читателей. Не поверите, но у нас даже иногда возникает дефицит, связанный с моделями военной техники, которые надо собирать в течение времени выпуска коллекции.

Этот баланс трудно просчитать, трудность заложена в самой модели издания. Но мы придумали новую технологию, благодаря которой хотим упорядочить этот рост, мы запустили интернет-площадку. Теперь есть интернет-магазин rosp74.ru – с его помощью можно в любом киоске нашей области заказать издания с гарантированным получением.

– Думаю, стоит рассказать об этом подробнее.

– Да, возможно, не стоит конкурировать с Интернетом, а надо самим внедряться в интернет-пространство. Мы запустили этот проект еще в сентябре 2013 года. Пока мы специализируемся на коллекционных изданиях, но планируем в дальнейшем расширить его на все печатные издания.

Доставка осуществляется через киоски, возможна и предварительная оплата, и оплата в киоске при получении заказа. При заказе вы отмечаете, в каком киоске вам удобно получить товар. При его появлении вам приходит СМС, что ваш заказ пришел в место выдачи. На сегодняшний день у нас уже около 10 тысяч «подписчиков», пользующихся этой услугой ежемесячно. К тому же тот, кто пользуется этим ресурсом, имеет возможность покупать издание дешевле, ему присваивается бонус за каждую покупку.

С 1 апреля мы начинаем продвигать коллекционные издания в интернет-пространстве не только среди тех, кто и так постоянно ходит в киоски «Роспечати», но и среди широкой массы интернет-пользователей, которые раньше проезжали мимо киосков. Так мы заодно расширяем свою аудиторию, привлекаем молодежь.

На фоне тренда падения спроса на традиционную печатную продукцию мы ищем новые формы, новые способы работы с читателем. Я думаю, что запуск нашего интернет-магазина даст хороший рост и обеспечит новое лицо компании «Роспечать» на рынке интернет-технологий по продвижению печатной продукции.

– Как вы смотрите на ситуацию с подписной кампанией - 2014? Вы же тоже включены в процесс…

– В связи с тем что Министерство связи РФ приняло решение о прекращении выделения дотаций на подписную кампанию 2014 года (несмотря на обращение большого числа изданий с просьбой сохранить субсидии), стало понятно: «Почта России» встанет на рыночные рельсы, подсчитает свои затраты, и, соответственно, цена подписки будет расти. Доставка изданий до почтового ящика – довольно затратное занятие.

Вот цифры, которые были озвучены руководством регионального отделения «Почты России»: подписные цены с доставкой до почтового ящика в Челябинской области в среднем будут увеличены на 45 процентов. Такой рост цен может привести к падению подписных тиражей на 20 процентов. При этом новое руководство «Почты России» заявило о необходимости увеличения зарплат почтальонам, которое давно откладывалось. Поэтому ситуация с подпиской через почту ожидается очень нестабильной.

В связи с этим мы решили обратить внимание читателей на то, что у них есть альтернативная возможность подписки. Потому что наши нынешние цены на подписку были сформированы еще четыре года назад и с тех пор серьезно не повышались. Мы их сохраним. У нас пока более ограниченный ассортимент периодических изданий, но в ближайшее время мы планируем его расширять. И с первого полугодия 2015 года он будет значительно увеличен.

То есть у подписчиков теперь есть альтернативный вариант подписки - через киоски «Роспечати» – по прежним ценам. У нас в области работают 700 киосков, они есть во всех райцентрах, во всех населенных пунктах, где проживает более трех тысяч человек.

– Константин Евгеньевич, а вы сами читаете бумажные издания? Или полностью переключились на информацию из Интернета?

– Из Интернета я, конечно, узнаю какие-то новости, но все равно каждое утро обязательно читаю печатные издания – это «Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск», «Коммерсант», «Ведомости». Мне нужно обязательно подержать газету в руках, полистать страницы, посмотреть, как выглядят заголовки, полосы… Во-первых, это часть профессии, во-вторых, мне это нравится.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 18:00 В Челябинске появится новый жилой комплекс

ЖК «ГРАНИ» расположился в самом центре города. 

28 марта 2024 17:30 Победители викторины получили ключи от машин

28 марта состоялось вручение ключей от машин победителям викторины «Всей семьей за Копейск».

Новости СМИ2