25 февраля 2016 10:00

Что происходит в педагогике и системе образования? Личный взгляд Анатолия Бароненко

Педагогика и система образования — это та сфера, которая затрагивает интересы каждой семьи. В последнее время центр политической борьбы переместился в сферу образования, что вполне естественно, т.к. вопросы педагогики и образования — это вопросы будущего страны.

Анатолий Сергеевич Бароненко
Автор: А.С. Бароненко, доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной Академии общественных наук, директор МОУСОШ №1 г. Копейска

В конце прошлого года Президент В.Путин провел совещание, на котором обсуждались вопросы развития образования. Участники совещания высказали массу критических замечаний. В конце февраля 2016 года Герман Греф, один из представителей правящего класса, публично высказал в Петербурге мысль о том, что Россия до тех пор будет отсталой страной, пока она не избавится от остатков всего советского в системе образования. Это заявление вызвало бурю возмущения не только у педагогической общественности, но и у депутатов государственной Думы. Министр образования Ливанов был приглашен на заседание государственной Думы и подвергнут резкой критике. Депутаты «поставили ему «двойку» за выступление и даже сказали, что было бы лучше, если бы он вообще не выступал.

Большинству людей не понятно, что же в действительности происходит в системе образования и в чем смысл его так называемой модернизации. Постараюсь кратко в рамках данной статьи объяснить суть происходящих событий.

Каждый новый политический строй в начале своего существования стремится максимально отбросить все то, что было в предыдущей системе. После Октябрьской революции мы наделали много глупостей, внедряя выставление коллективных оценок, подменяя изучение фактической истории человечества усвоением социологических схем, отрицая значимость дворянско-буржуазной культуры. Дошло даже до того, что было исключено изучение творчества Пушкина, которого деятели «пролетарской культуры» считали дворянским поэтом. В 30-х годах эти интеллектуальные «завихрения» были ликвидированы. Сейчас наблюдается примерно такая же картина. Никогда нельзя просто отрицать предшествующие достижения культуры, обязательно надо бережно сохранять и трансформировать в новое общество все то ценное, что было в прошлом. В Советском Союзе была создана самая лучшая в мире система образования. Хотя по материальной оснащенности учебных заведений мы никогда не были богатыми, но в плане организационного и содержательно-смыслового наполнения образовательного процесса советская система образования, после советских космических успехов, даже Президентом США Кеннеди была признана лучшей.

Советская система образования базировалась на знаниевой парадигме (парадигма — это образец, устоявшаяся система, признанная большинством научного сообщества). Целью советской школы было формирование всесторонне образованной, гармонично развитой личности. Конечно, все в мире относительно, но, по свидетельству соратника Королева по космическим успехам академика Раушенбаха, выпускники наших вузов намного превосходили американцев в технических знаниях и в еще большей степени — в общем культурном развитии.

Сейчас в нашей стране идет процесс модернизации образования. Конечно, модернизация нам необходима, ее положительным результатом являются, например, введение в практику работы школы компьютерной и множительной техники, некоторое осовременивание содержания и методов образовательной деятельности. Но вместе с тем подспудно идут негативные процессы, о которых особенно не откровенничали и о которых, в силу то ли неосторожности, то ли циничности, открыто сказал Герман Греф. Демонтаж советской системы образования идет постепенно, он сопровождается снижением уровня знаний и воспитанности молодежи.

Россия вступила в так называемый Болонский процесс. Вместе с Болонским процессом в отечественное образование пришла так называемая компетентностная парадигма. Что такое компетенции? Это те же знания, умения и навыки, только с сильным праксиологическим акцентом (т.е с акцентом на практическое применение этих знаний). Эта парадигма господствует в Америке и других странах Запада. Усиливать практическую направленность обучения необходимо. И все бы было хорошо, если бы те, кто определяют политику в области образования, сочетали бы две эти парадигмы. Но, к сожалению, они стали противопоставлять их. Компетентностный подход, образно говоря, поражен «геном утилитарности». Он подрывает господствовавший в советской школе принцип фундаментализации знаний, не дает системы в знаниях, а дает лишь фрагментарные знания. В Америке считают, что надо подготовить человека только к практической деятельности, а для этого ему не нужны широкие знания. Ему достаточно обладать определенным набором компетенций (практических умений), и он будет готов к участию в материальном производстве и обслуживании людей. По этому поводу лидер партии «Справедливая Россия» Миронов, выступая в государственной Думе, заметил, что такая политика приведет к формированию роботов, которыми легко манипулировать. Действительно, такая политика отвечает интересам ныне господствующего класса — крупной олигархической буржуазии.

Следующий негативный момент модернизации — коммерциализация образования. Кому-то же пришла в голову идея превращения педагогической деятельности из сеявшей «разумное, доброе, вечное» в оказывающую образовательные услуги! Я понимаю, что государство хочет сделать школу более дешевой для себя, сбросить со своих плеч систему образования, как это уже произошло в отношении высшей школы. Широко распространилась такая точка зрения, что школа должна сама добывать средства на свое существование. Если школа будет это делать, то педагогика будет заменена бизнесом с его волчьими законами. Сейчас школы находятся в очень бедственном финансовом положении. В 2015 году были профинансированы заработная плата и оплата коммунальных услуг, денег же на хозяйственное содержание школ выделено не было. Хозяйственное содержание школ обязаны обеспечить муниципалитеты, у которых фактически денег для этого нет. И это общая болезнь. Директора школ различных регионов, с которыми мне пришлось общаться, подтверждают тот факт, что и у них положение дел не лучше, чем у нас.

С компетентностным подходом тесно связаны и стандартизация образования, и так называемый ЕГЭ. Вопрос о ЕГЭ и учителям, и ученикам, и родителям набил оскомину. Несмотря на то, что практически ЕГЭ отвергается научным педагогическим сообществом, усилиями административных структур он все же внедрен в жизнь школы. Было много утверждений о том, что ЕГЭ даст выпускникам из маленьких городов и захолустных деревень возможность на равных условиях со столичными выпускниками поступать в ведущие вузы страны. Практика же показала, что это не так просто сделать. Что же касается искоренения коррупции с помощью ЕГЭ, то она нашла себе обходные пути и не только не уменьшилась, но даже увеличилась. Сейчас в рамках ЕГЭ несколько снизилась роль тестового принципа. Вообще, по гуманитарным предметам тестовый принцип — это профанация, т.к. в гуманитарной сфере не может быть однозначного ответа на поставленный вопрос — этим подрывается принцип относительности знаний. И, наконец, что очень важно, задания «В», «С» и другие, которые требуют определенных ответов, во многом рассчитаны не столько на наличие системы в знаниях учащихся, сколько на быструю сообразительность. Вопросы ставятся в такой форме, что учащимся порой трудно понять их смысл. Систему ЕГЭ будут совершенствовать, но пока, в течение ближайших трех лет, по заявлению министра Ливанова, больших изменений не будет.

Подводя итог сказанному, отмечу, что, по моему мнению (я подчеркиваю — по моему личному мнению) реформа образования ставит своей задачей удешевление системы образования для государства и приспособление ее к нуждам буржуазного развития России. Конечно, учитывая то, что Россия перешла к новой социально-политической системе, какие-то изменения необходимы, но при этом нужно, вводя инновации, помнить о том, что любое новое отрицает что-то старое. Нужно четко определиться с тем, что надо, а что не надо отрицать. Бездумные инновации могут привести к краху положительных традиций как дореволюционной, так и советской школы. А традиции — это основа культуры. И нам необходимо сохранить все то ценное, что было в нашей школе: и принцип фундаментализации знаний, и нравственно-патриотическое воспитание, и формирование коллективистов на основе традиций российской ментальности (сейчас, к сожалению, ставится задача воспитания индивидуалиста как необходимого элемента рыночного общества). В общем, все нужно делать в меру и с умом, предвидя последствия принимаемых решений.
Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий

Материалы автора
16 октября 2021 10:09 Сотрудники ГИБДД призывают родителей позаботиться о безопасности детей на дорогах

С каждым годом представителей молодого поколения, желающих получить водительское удостоверение на право управления транспортным средством, становится больше. Среди них встречаются и несовершенноле...

15 октября 2021 18:44 Стартует строительство ФОК "Металлург"

Открытие спортивного комплекса для всех желающих запланировано на следующий год.

Новости СМИ2