Беды обесКРОВленных: копейский благотворительный фонд реабилитации спасает людей, оставшихся без крыши над головой
Новый год – праздник семейный. Но даже в тесном семейном кругу мало кто обходится без бутылочки шампанского. А есть такие, кто праздник начинает задолго до 31 декабря, так сказать, кто празднику рад, тот накануне пьян. А бывает из-за активных возлияний самый долгожданный праздник в году оборачивается трагедией, как для жителя поселка РМЗ Александра Трущенкова.
Новый год – праздник семейный. Но даже в тесном семейном кругу мало кто обходится без бутылочки шампанского. А есть такие, кто праздник начинает задолго до 31 декабря, так сказать, кто празднику рад, тот накануне пьян. А бывает из-за активных возлияний самый долгожданный праздник в году оборачивается трагедией, как для жителя поселка РМЗ Александра Трущенкова.
Потерять крышу
Мужчина отмечал новый 2012 год уже не в своей квартире, а в Копейском благотворительном фонде реабилитации (Доме милосердия), который расположен по улице Забойщиков. А произошло следующее:
— Я купил SIM-карту и, как водится, решил обмыть покупку, — рассказывает Александр, ставший теперь одним из постояльцев фонда реабилитации. — Не знаю уж как так вышло, но моя комната в бараке загорелась. Я побежал к дверям, возле которых у меня на всякий случай стоит чан с водой, вылил несколько ведер на пламя. Но толку от этого не было.
Квартира Александра сгорела дотла. Все, что ему удалось спасти, — кое-какие документы. А вещи канули «в геенне огненной». Но главное, что удалось сохранить в пожаре, — жизнь. Александр отделался обморожением рук — после пожара мужчина долгое время стоял мокрый на улице. Говорит, сам не заметил, как его мокрые руки на морозе окоченели.
— Из-за чего произошел пожар? — спрашиваем мы оставшегося без крова мужчину.
— Думаю, загорелся обогреватель, который в тот момент был включен, — по-детски наивно улыбаясь, разводит руками Александр. Но, встречая взгляд руководителя фонда Олега Ятейко, поправляется. — Честно сказать, я еще и курил в комнате. Но я мало что помню…
Пожарные, приехавшие тушить возгорание, вызвали скорую помощь, чтобы осмотреть Александра. А врачи «скорой» диагностировали: госпитализация не требуется. Пойти оставшемуся без крова мужчине было попросту некуда. Так Александр Трущенков стал «клиентом» Дома милосердия, в котором и справил единственный свой за долгие годы безалкогольный Новый год.
— Вообще-то, у меня есть трехкомнатная квартира, — откровенничает Александр. — А в квартиру в бараке меня временно поселил племянник. Обещал к осени переселить меня в однокомнатную, но, похоже, забыл о своем обещании. Не знаю, что мне сейчас делать: то ли пытаться отремонтировать квартиру в бараке (правда, на это у меня нет денег), то ли решать проблему с племянником, добиваться своих прав.
По словам Александра, племянник в Доме милосердия не навестил своего дядю ни разу. Хотя не может не знать о случившемся от соседей, с которыми он регулярно общается.
Но мнение Олега Ятейко по поводу случившегося однозначно:
— Начинать надо вовсе не с отстаивания прав на жилье, хотя мы поможем Александру и в этом. Но ведь может случиться и так: переехал в трехкомнатную квартиру и устроил пожар и там. Можно свалить всю вину на обогреватель. Но лучше – признать, что ты болен алкоголизмом, и избавляться от этого губительного пристрастия. Для этого Трущенкову необходимо пройти полный курс реабилитации.
— В молодости-то я не пил, — оправдывается Александр. — Я занимался спортом, учился в институте. Употреблять стал тогда, когда уехал работать на север. Были деньги, было свободное время…
Вместо благодарности
Сегодня в Доме милосердия обитают более 50 человек, а под Новый год там оказались более 70 бездомных. С наступлением холодов работы у Олега Ятейко и его коллег значительно прибавилось. К нему в Дом, имеющий статус социальной гостиницы, то и дело привозят замерзающих на улице людей, некоторые из них надолго задерживаются здесь. Иногда привозят вполне благополучных людей, найденных соответствующими органами на улице в состоянии алкогольного опьянения. Везти таких людей просто некуда: вытрезвителей в нашей стране более не существует, а медучреждения не располагают необходимыми ресурсами для оказания помощи одурманенным алкоголем.
Не обходится и без неприятных эксцессов: недавно поздно ночью в Дом милосердия доставили пьяного мужчину, обнаруженного замерзающим на улице. Он был хорошо одет и очень пьян. Получив отказ в просьбе закурить (курение и распитие спиртного на территории социальной гостиницы строго запрещены), разгневанный мужчина разбил несколько окон. Наутро за ночным постояльцем приехал друг на хорошей машине и забрал его домой. Хотя немного пришедший с себя ночной гость, отрекомендовавшийся предпринимателем, и пообещал Олегу Владимировичу, что ликвидирует последствия своего дебоша, но до сих пор не потрудился восстановить разрушенное.
Новый год - и без шампанского!
— Стараемся выживать, как можем, — рассказывает Олег Ятейко. — В заброшенном здании бывшей школы № 29 (поселок шахты «Центральная») мы находимся всего полгода, но уже многое успели сделать. Самое главное, мы подготовили аварийное здание к зиме, подлатали его, как могли, даже перестроили котельную. Огородили территорию забором, установили шлагбаум, построили гараж и баню, оборудовали футбольное поле, на котором гоняют мяч поселковые подростки. А еще завели животных — коз и свиней.
В марте первыми «выпускниками», успешно прошедшими реабилитацию, станет будущая супружеская пара — Любовь и Юрий. И перед ними вплотную станет вопрос о том, как жить дальше. Необходимо будет снимать квартиру, куда-то трудоустраиваться. Олег Владимирович признается, что его подопечных на работу берут неохотно, поэтому в построенном гараже планируется запустить небольшое производство.
— Я очень благодарен заместителю главы администрации Владимиру Бисерову, который поддержал нас на заседании Собрания депутатов. Было принято решение: снять с нас бремя арендной платы за пользование помещением на три года. Это огромная помощь для нас, — говорит Олег Ятейко. — Было бы здорово, если бы нам разрешили возделывать расположенные вокруг Дома милосердия пустующие земли. Мы могли бы выращивать для проживающих фрукты и овощи.
В этом году постояльцы фонда уже своими силами вырастили и собрали урожай, заготовили консервы на зиму. В новогоднюю ночь на столе стояли 30 банок компота собственного производства. А еще роскошный новогодний стол, на котором не было ни грамма алкоголя, помогли организовать предприниматели рынка «Янтарь» под руководством Петра Шредера и предприниматели рынка автовокзала (Петр Труш).
— Удивительно, но наши постояльцы творчески подошли к организации новогоднего мероприятия, — рассказывает Олег Владимирович. — Разыграли сценки из КВН, провели конкурсы. У нас был даже фейерверк! После праздника они подходили ко мне и говорили, что впервые поняли, как хорошо можно праздновать, причем без алкоголя.
Вообще, замечает директор Дома милосердия, общество стало с пониманием относиться к тому, что делает фонд. Если раньше Олега Владимировича встречали с легким недоверием, то теперь те же люди охотно везут для бездомных вещи, посуду и даже мебель. Помогают и предприниматели: предприятия «Союз-полимер» (руководитель Юрий Фендель), Копейский кирпичный завод (Александр Головко), ИП Зиблюк (Юрий Зиблюк), руководитель «Вторчермета» Анатолий Сапегин и другие.
«Ручной» труд
За время нашего пребывания в Доме милосердия туда поступил новый постоялец. Мужчина прибыл на инвалидном кресле, у него, как и у большинства постояльцев гостиницы, имеются телесные повреждения, ампутирована нога.
— Иногда, когда я гляжу на своих подопечных, мне кажется, что живу в военное время. Вроде бы Великая Отечественная война давно закончилась, а у нас в стране по-прежнему столько калек! У кого-то нет руки, кто-то отморозил ноги, —рассказывает Олег Владимирович. — У всех, кто попадает к нам, есть травмы: и телесные, и душевные.
Постоялец Дома милосердия Урал Ишкуватов не сидит без дела, он постоянно в работе. Сейчас перекладывает печку, действуя одной рукой. Раньше Урал жил в Магнитогорске. Возвращаясь вечером с работы, мужчина был зверски избит, у него отняли все деньги и документы. Но самое страшное — ему сломали плечевую кость, которую впоследствии врачи неправильно сложили. Плечо срослось неправильно, и теперь кровь не поступает в ткани руки. Урал уже не может жить без обезболивающих препаратов, а его рука медленно «отсыхает». Мужчина, волею судьбы попавший в копейский фонд реабилитации, из-за отсутствия документов не мог обратиться в больницу. Сейчас врачи делают неутешительные прогнозы: нужна срочная операция, иначе Урал лишится руки. Цена вопроса – «всего лишь» 150 тысяч рублей. Если ждать операции в плановом порядке, то очередь дойдет до Урала не ранее, чем через полтора года. Столько времени у мужчины попросту нет, и он продолжает жить, принимая обезболивающие и надеясь лишь на чудо.
За год существования Копейского благотворительного фонда реабилитации здесь была оказана помощь 130 попавшим в беду людям.
Как вы считаете, постояльцы Дома милосердия:
— несчастные люди, жертвы обстоятельств;
— сами виноваты в своих бедах;
— имеют все шансы начать благополучную жизнь
Усталость — это явление, с которым сталкивается каждый из нас, но важно понимать, что она существует в двух формах: психическая и физическая. Эти два типа усталости могут пересекаться и взаимовлиять д...
В Центральной городской библиотеке открылась выставка клуба художников «Феникс». В Год семьи творческие люди поделились своим видением домашнего уюта. Выставка носит поэтическое название «Нарисуйт...