18 ноября 2023 10:00
«Буран». Прикосновение к легенде
15 ноября исполнилось 35 лет со дня запуска уникального орбитального корабля «Буран» в космическое пространство. Официальный сайт Роскосмоса рассказывает: «15 ноября 1988 года в 06:00 со стартового комплекса площадки № 110 космодрома Байконур впервые в истории отечественной космонавтики был произведен запуск многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». Совершив 2 витка вокруг Земли, орбитальный корабль «Буран» через 205 минут, в 09:25, приземлился на посадочную полосу аэродрома «Юбилейный». Впервые в мире была проведена посадка орбитального корабля в автоматическом режиме». Среди наших земляков-копейчан есть и те, кто увидел «Буран» воочию и сумел прикоснуться к легенде. Сегодня мы поговорим с московским юристом, уроженцем Копейска Иваном Оленичевым. Его хобби является сталкерство — изучение заброшенных объектов.

Автор: Владимир Колмогоров
Фото: Иван Оленичев
Описание: «Буран». Прикосновение к легенде
— Иван, расскажите, как пришла идея, поехать на космодром Байконур?
— Однажды я посмотрел ролик на одном из популярных видео-ресурсов про двух молодых блогеров, отправившихся на Байконур в поисках приключений. У меня появилась мысль, что могу также. В голове не укладывалось: в заброшенных ангарах космодрома на вечной стоянке находятся настоящие космические корабли, до которых можно добраться и даже побывать внутри них. Загорелся сразу, не колеблясь. Дальше была задействована отработанная техника: найти локацию, способы добраться до нее, изучить местность, оценить сложность маршрута, найти и пригласить товарищей в команду, организовать подготовку похода.
— Байконур не столь популярен среди туристов. Как вы составляли маршрут, где собирали информацию для похода?
— Подробного плана похода на космодром нет ни на одном ресурсе. Рассказать об этом могут только те, кто ходил туда и желательно неоднократно. В моем окружении много людей, которые десятки раз ходили в Чернобыльскую зону отчуждения, посещали другие экстремальные места, но не было ни одного человека, кто хоть раз побывал бы на Байконуре. Поэтому немалую часть информации приходилось собирать самостоятельно. Но благо в сети есть ряд ресурсов, в которых пользователи подробно описывали свои походы в самых экстремальных местах. На одном из закрытых ресурсов, где регистрация была возможна только по приглашению других пользователей, было размещено несколько отчетов о походе. К счастью, среди членов нашей команды на Байконур был один пользователь этого сайта. После прочтения отчетов мы получили примерное представление об условиях похода. Подробный маршрут по итогу составили с учетом информации о действующих объектах на территории космодрома и по спутниковым картам отечественных и иностранных поисковиков.
Стоит добавить, что это экстремальное туристическое направление начало развиваться в 2015 году. Тогда появилась первая статья в «Живом Журнале» (ЖЖ) одного мужчины, который на велосипеде объездил полкосмодрома. Позже он повторял свой подвиг и несколько раз был встречен охраной и полицией. В том же году на день рождения космодрома Байконур, который совпадает с моим, другой пользователь ЖЖ «взорвал» интернет своими снимками «Бурана» и представил первый отчет о проникновении в монтажно-заправочный корпус (МЗК). С этого момента для многих стала известна настоящая судьба корабля. После закрытия проекта из-за отсутствия средств в 1993 году, готовый к полету на 95% второй «Буран» так и остался в промышленном корпусе. На нем скопилось большое количество пыли, плесени и птичьего помета. После этой новости, конечно, многие захотели своими глазами увидеть «Буран», и понеслось… Трудно сосчитать, сколько нелегалов уже проникло туда за последние годы. Но за это время они успели разбить иллюминаторы, разнести приборные панели, выломать имеющуюся аппаратуру. И пусть «Буран» находится в плачевном состоянии, он все равно представляет огромный интерес.

— Сколько человек было в вашей команде?
— Три человека: я и Сергей из Москвы и Дмитрий из Йошкар-Олы. Мы встретились в Оренбурге, в городе, в котором первый космонавт планеты Юрий Гагарин окончил военное авиаучилище. Каждый из нас имел большой опыт экстремальных походов, в том числе и в Чернобыльской зоне отчуждения.
— Этот поход отличался чем-то принципиально от других ваших походов?
— Да, безусловно. Первое — местность. Это степь. В ней не спрячешься, не добудешь воду, трудно развести огонь, здесь обитают змеи и скорпионы, часто встречаются лошади и верблюды, здесь бывают сильные ветра с песком, а летом стоит испепеляющая жара. Второе — снаряжение. Мы брали с собой очень много воды, 10 литров на каждого, которую мы всю использовали без остатка. Лишний вес тянул лямки рюкзака и заставлял относиться к ресурсам с осторожным расчётом.

— Как долго вы шли до космодрома?
— Мы вышли в 5 утра с железнодорожной станции, близкой к границам космодрома Байконур. Через полчаса были уже в приграничной территории. К обеду мы добрались до двух шахтовых пусковых установок (ШПУ) и остались там до сумерек. Но условий для отдыха там не было — на поверхности шахты дул шквальный ветер, в технических помещениях — сильный сквозняк, к тому же вокруг ездили рабочие и патрули. К слову, ШПУ были расположены на территории всего космодрома Байконур в большом количестве. ШПУ применялись для пуска ракетных комплексов военного и космического назначения. Большая часть из них, если не все, были выведены из строя.
С сумерками мы двинулись по более опасной территории, пробираясь все ближе и ближе к Гагаринскому старту расположенному рядом с ним «Бурану». Приходилось отказаться от использования фонарей и ориентироваться лишь на слабый свет звезд и собственное чутье, чтобы не быть замеченными. Наш товарищ дважды за ночь провалился в выкопанные ямы глубиной около метра, но обошлось без травм. И днем, и ночью нам встречались лошади, которые паслись на территории космодрома. Некоторые были в сотнях метров от нас, некоторые наблюдали, как мы проходим мимо в двадцати метрах, другие убегали, но были и такие табуны, в которых вожак агрессивно бежал в нашу сторону. Днем мы просто отходили и кричали на него, особо не боялись, даже записывали видео в это время. А ночью один такой «охранник» здорово напугал нас, никому не хотелось быть затоптанным здоровым конем в степи самого большого космодрома. Один раз даже наткнулись на спящих лошадей. Из-за того, что мы не использовали фонари, мы заметили их только за пару метров от них. Уснули бы в дороге — могли бы на них и наступить. Идти было тяжело, но морально мы были сильны и поддерживали боевой дух. Нам удалось соблюсти установленный план и выйти к МЗК — помещению с «Бураном», к рассвету, к 7 утра. Путь занял 26 часов с учетом дневного перерыва, когда мы ждали наступления сумерек. Всего в одну сторону было пройдено около 40 километров. Обратный равнозначный путь мы осилили за 13 часов без длительных перерывов.
— Что вы увидели в МЗК?
— В МЗК мы увидели изделие 1.02 «Буря», второй аппарат проекта «Буран», который должен был отправиться в космос в 1992 году. Там же стоит макет «Бурана», полностью повторяющий все его размеры и вес, вместо оборудования внутри там даже стоят деревянные блоки с металлическими вставками и рисунками для имитации. Макет был предназначен для отработки действий команды корабля. Также мы посетили стенд динамических испытаний, в котором находился макет ракеты-носителя «Энергия-М». Эти два здания являются самыми высокими на космодроме Байконур и находятся в непосредственной близости друг от друга и от Гагаринского старта. Кроме того, нам посчастливилось наблюдать запуск ракеты с одной из площадок космодрома.

— Есть ли желание вернуться?
— Безусловно! Здесь еще находится немало заброшенных объектов, которые представляют собой большую исследовательскую ценность. К тому же я успел «прокачаться» в навыке фотографии, обновил фототехнику. Хочу сделать более качественные и интересные снимки космического челнока и ракеты. Такие необычные и редкие локации — мечта для любого фотографа.

— Однажды я посмотрел ролик на одном из популярных видео-ресурсов про двух молодых блогеров, отправившихся на Байконур в поисках приключений. У меня появилась мысль, что могу также. В голове не укладывалось: в заброшенных ангарах космодрома на вечной стоянке находятся настоящие космические корабли, до которых можно добраться и даже побывать внутри них. Загорелся сразу, не колеблясь. Дальше была задействована отработанная техника: найти локацию, способы добраться до нее, изучить местность, оценить сложность маршрута, найти и пригласить товарищей в команду, организовать подготовку похода.
— Байконур не столь популярен среди туристов. Как вы составляли маршрут, где собирали информацию для похода?
— Подробного плана похода на космодром нет ни на одном ресурсе. Рассказать об этом могут только те, кто ходил туда и желательно неоднократно. В моем окружении много людей, которые десятки раз ходили в Чернобыльскую зону отчуждения, посещали другие экстремальные места, но не было ни одного человека, кто хоть раз побывал бы на Байконуре. Поэтому немалую часть информации приходилось собирать самостоятельно. Но благо в сети есть ряд ресурсов, в которых пользователи подробно описывали свои походы в самых экстремальных местах. На одном из закрытых ресурсов, где регистрация была возможна только по приглашению других пользователей, было размещено несколько отчетов о походе. К счастью, среди членов нашей команды на Байконур был один пользователь этого сайта. После прочтения отчетов мы получили примерное представление об условиях похода. Подробный маршрут по итогу составили с учетом информации о действующих объектах на территории космодрома и по спутниковым картам отечественных и иностранных поисковиков.
Стоит добавить, что это экстремальное туристическое направление начало развиваться в 2015 году. Тогда появилась первая статья в «Живом Журнале» (ЖЖ) одного мужчины, который на велосипеде объездил полкосмодрома. Позже он повторял свой подвиг и несколько раз был встречен охраной и полицией. В том же году на день рождения космодрома Байконур, который совпадает с моим, другой пользователь ЖЖ «взорвал» интернет своими снимками «Бурана» и представил первый отчет о проникновении в монтажно-заправочный корпус (МЗК). С этого момента для многих стала известна настоящая судьба корабля. После закрытия проекта из-за отсутствия средств в 1993 году, готовый к полету на 95% второй «Буран» так и остался в промышленном корпусе. На нем скопилось большое количество пыли, плесени и птичьего помета. После этой новости, конечно, многие захотели своими глазами увидеть «Буран», и понеслось… Трудно сосчитать, сколько нелегалов уже проникло туда за последние годы. Но за это время они успели разбить иллюминаторы, разнести приборные панели, выломать имеющуюся аппаратуру. И пусть «Буран» находится в плачевном состоянии, он все равно представляет огромный интерес.

— Сколько человек было в вашей команде?
— Три человека: я и Сергей из Москвы и Дмитрий из Йошкар-Олы. Мы встретились в Оренбурге, в городе, в котором первый космонавт планеты Юрий Гагарин окончил военное авиаучилище. Каждый из нас имел большой опыт экстремальных походов, в том числе и в Чернобыльской зоне отчуждения.
— Этот поход отличался чем-то принципиально от других ваших походов?
— Да, безусловно. Первое — местность. Это степь. В ней не спрячешься, не добудешь воду, трудно развести огонь, здесь обитают змеи и скорпионы, часто встречаются лошади и верблюды, здесь бывают сильные ветра с песком, а летом стоит испепеляющая жара. Второе — снаряжение. Мы брали с собой очень много воды, 10 литров на каждого, которую мы всю использовали без остатка. Лишний вес тянул лямки рюкзака и заставлял относиться к ресурсам с осторожным расчётом.

— Как долго вы шли до космодрома?
— Мы вышли в 5 утра с железнодорожной станции, близкой к границам космодрома Байконур. Через полчаса были уже в приграничной территории. К обеду мы добрались до двух шахтовых пусковых установок (ШПУ) и остались там до сумерек. Но условий для отдыха там не было — на поверхности шахты дул шквальный ветер, в технических помещениях — сильный сквозняк, к тому же вокруг ездили рабочие и патрули. К слову, ШПУ были расположены на территории всего космодрома Байконур в большом количестве. ШПУ применялись для пуска ракетных комплексов военного и космического назначения. Большая часть из них, если не все, были выведены из строя.
С сумерками мы двинулись по более опасной территории, пробираясь все ближе и ближе к Гагаринскому старту расположенному рядом с ним «Бурану». Приходилось отказаться от использования фонарей и ориентироваться лишь на слабый свет звезд и собственное чутье, чтобы не быть замеченными. Наш товарищ дважды за ночь провалился в выкопанные ямы глубиной около метра, но обошлось без травм. И днем, и ночью нам встречались лошади, которые паслись на территории космодрома. Некоторые были в сотнях метров от нас, некоторые наблюдали, как мы проходим мимо в двадцати метрах, другие убегали, но были и такие табуны, в которых вожак агрессивно бежал в нашу сторону. Днем мы просто отходили и кричали на него, особо не боялись, даже записывали видео в это время. А ночью один такой «охранник» здорово напугал нас, никому не хотелось быть затоптанным здоровым конем в степи самого большого космодрома. Один раз даже наткнулись на спящих лошадей. Из-за того, что мы не использовали фонари, мы заметили их только за пару метров от них. Уснули бы в дороге — могли бы на них и наступить. Идти было тяжело, но морально мы были сильны и поддерживали боевой дух. Нам удалось соблюсти установленный план и выйти к МЗК — помещению с «Бураном», к рассвету, к 7 утра. Путь занял 26 часов с учетом дневного перерыва, когда мы ждали наступления сумерек. Всего в одну сторону было пройдено около 40 километров. Обратный равнозначный путь мы осилили за 13 часов без длительных перерывов.
— Что вы увидели в МЗК?
— В МЗК мы увидели изделие 1.02 «Буря», второй аппарат проекта «Буран», который должен был отправиться в космос в 1992 году. Там же стоит макет «Бурана», полностью повторяющий все его размеры и вес, вместо оборудования внутри там даже стоят деревянные блоки с металлическими вставками и рисунками для имитации. Макет был предназначен для отработки действий команды корабля. Также мы посетили стенд динамических испытаний, в котором находился макет ракеты-носителя «Энергия-М». Эти два здания являются самыми высокими на космодроме Байконур и находятся в непосредственной близости друг от друга и от Гагаринского старта. Кроме того, нам посчастливилось наблюдать запуск ракеты с одной из площадок космодрома.

— Есть ли желание вернуться?
— Безусловно! Здесь еще находится немало заброшенных объектов, которые представляют собой большую исследовательскую ценность. К тому же я успел «прокачаться» в навыке фотографии, обновил фототехнику. Хочу сделать более качественные и интересные снимки космического челнока и ракеты. Такие необычные и редкие локации — мечта для любого фотографа.

Еще материалы по этой теме
25 апреля 2025 14:45
В Челябинске пройдет круглый стол, посвященный социальному предпринимательству
Мероприятие состоится 7 мая на площадке центра «Мой бизнес». Эксперты расскажут о получении стат...
25 апреля 2025 14:30
Полиция Копейска напоминает о правилах поведения на массовых мероприятиях
В преддверии проведения массовых мероприятий городская полиция напоминает гражданам о необходимо...
25 апреля 2025 13:25
В Копейске проводится муниципальный этап «Вызов первых»
25 и 28 апреля в спортивном зале школы №49 пройдёт первый муниципальный этап всероссийского проект...
0 комментариев
Последние обсуждения
1
Когда в поселке Потанино будет дана горячая вода?
1
Копейского подрядчика по уборке дорог оштрафовали на 600 тысяч рублей
2
Челябинец выиграл в лотерею 5,6 миллионов рублей
1
Как будут работать купели в Копейске в Крещение
1
Копейчанка заняла призовое место во всероссийском конкурсе в номинации «Лучший председатель ТОС»
1
Ночью с 25 на 26 декабря сотрудники ГИБДД на 30 минут перекроют проезжую часть
Оставить комментарий
25 апреля 2025 17:18
В Челябинской области завершилась регистрация кандидатов на предварительное голосование «Единой России»
Предварительное голосование в регионе проходит в этом году в 37 органов местного самоуправления и в Законодательное собрание Челябинской области. Всего распределяется 780 мандатов.
25 апреля 2025 14:45
В Челябинске пройдет круглый стол, посвященный социальному предпринимательству
Мероприятие состоится 7 мая на площадке центра «Мой бизнес». Эксперты расскажут о получении статуса социального предприятия и возможностях господдержки. Предприниматели поделятся опытом развития с...