16+
14 июля 2011 13:04

«Они не планировали жить на улице!»: два месяца назад в Копейске появился благотворительный фонд реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Год назад Олег Ятейко, которому в то время еще не исполнилось и тридцати лет, ждал автобуса на автостанции. И вдруг увидел лежавшего на земле человека. По виду – явный бомж, но его костыли аккуратно сложены рядом. Олег сразу понял, что человек нуждается во врачебной помощи. Тогда он еще и не предполагал, что станет создателем благотворительного фонда для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
«Они не планировали жить на улице!»: два месяца назад в Копейске появился благотворительный фонд реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Автор: Юлия Айрих, 13.07.2011 г. Фото: Юлия Айрих Описание: Директор фонда Олег Ятейко

Год назад Олег Ятейко, которому в то время еще не исполнилось и тридцати лет, ждал автобуса на автостанции. И вдруг увидел лежавшего на земле человека. По виду – явный бомж, но его костыли аккуратно сложены рядом. Олег, за плечами которого неоконченное образование в медицинской академии, сразу понял, что человек нуждается во врачебной помощи.

Он стал обзванивать все возможные инстанции: скорую, милицию, искать приют, куда можно было бы определить бомжа. Врачи осмотрели бездомного, оказали ему первую помощь, но в больницу забирать не стали.

— Я не мог остановиться на полпути, раз уж принял участие в судьбе человека. Отвез его в баню, помыл, побрил, дал свою одежду, накормил, купил лекарств. Ну не выгонять же чистого человека на улицу! Домой (я живу с родителями) привести его не мог, поэтому снял бездомному, которого зовут Володя, комнату в гостинице. Затем снял квартиру в бараке, стал кормить. Так появилась идея создания реабилитационного центра в Копейске, — вспоминает Олег.

Когда некуда идти

Потом в комнатке стали появляться и другие постояльцы. Кто-то пришел сам, кого-то направили, кое-кого молодой человек нашел на улице. Артема Заплатина Олег Ятейко нашел в подъезде, где парень буквально загибался от алкоголизма. За полгода Артем изменился до неузнаваемости. Сложно узнать бывшего бездомного в стильно одетом тридцатилетнем парне.

— Я рано остался без родителей, воспитывали меня бабушка и дедушка. У меня был свой небольшой бизнес в Челябинске в 2008-м, — рассказывает Артем. — Были жена и дочка. Но я покатился по наклонной: начал пить с дружками. Моя жизнь превратилась в сплошную пирушку. С женой развелся, оставил бывшей семье квартиру. Под пьяную лавочку подписал доверенность на продажу дома, меня поселили в какой-то маленькой комнатушке. Пока лежал в больнице, хозяева комнаты сдали ее другим людям, я оказался на улице. Взялся вместе с ребятами ремонтировать квартиры. Там и жили с октября по декабрь прошлого года. Пили постоянно. Потом снова попал на улицу. Пить я уже не мог и не хотел. Идти было некуда, просто зашел в первый попавшийся подъезд, попросил жильцов не гнать меня.

Добрые люди дали парню подушку и одеяло, подкармливали. На почве алкоголизма Артема постоянно мучили приступы эпилепсии:

— Когда Олег Владимирович приехал за мной, я курил сигарету. Он сразу забрал ее у меня, сказал, чтобы больше этого не было. Бросил курить я моментально. Он забрал меня, привез в квартиру в бараке. Раньше я всегда думал, что смогу встать на ноги, как бы низко я не упал. Но без вовремя протянутой руки я бы не смог этого сделать. К друзьям и родственникам пойти не мог: было стыдно показаться им в таком виде.

Сейчас Артем жизнь связывает с фондом, хочет его развивать. Он стал одним из его сотрудников. Теперь он сам помогает реабилитироваться людям, оказавшимся в трудной ситуации. Навещает дочку и верит, что справится со всеми трудностями.

«Эм» и «Жо»

Копейский благотворительный фонд реабилитации официально существует несколько месяцев. Около двух месяцев назад он получил постоянный адрес в районе поселка шахты «Центральной»: улица Забойщиков, 51. В здании бывшей школы № 29 сейчас проживают 26 человек. Но цифра эта постоянно меняется: чуть ли не каждый день привозят новых «клиентов».

— Мы сотрудничаем с УФМС, со скорой помощью, с милицией, — рассказывает руководитель фонда Олег Ятейко. – Кроме этого помещения мы снимаем дом по улице 8-го Марта. Там проживают шесть женщин. Там у них есть банька, огород. Завели подсобное хозяйство: купили поросенка, козленка, цыплят.

Олег нарочно разделил женщин и мужчин: эксцессы ему не нужны. Вся жизнь в центре подчинена четкому распорядку: подъем, прием пищи, работа, уборка, чтение Библии, доверительные беседы, общение. Даже пару бездомных – Юрия и Любовь – разделили, хотя они скитались вместе почти 17 лет. Их история тривиальна: познакомились, стали вместе жить и… пить. Пропили все, что имели, оказались на улице. Потом попали в фонд, где живут уже четыре месяца. Когда пройдут полный курс реабилитации (полный срок реабилитации – год), планируют официально пожениться.

Покой своими руками

Здание бывшей школы – аварийное. За два месяца Олег и его подопечные своими силами начали его ремонтировать, чтобы подготовиться к зиме. Ведь с наступлением холодов постояльцев в центре прибавится, поэтому надо привести в порядок не отремонтированные еще комнаты.

В бывших классах поставлены аккуратно застеленные кровати. Стены оштукатурены и покрашены. Вокруг – идеальный порядок, есть даже цветы в горшках. Бывшие жители улиц опрятно, хоть и с чужого плеча, одеты. Одежду приносят жители города, помогают и приюты при храмах. Сегодня, в два часа, сразу после обеда, приготовленного по графику дежурства самими постояльцами, просмотр фильма «Список Шиндлера». На диване в коридоре сидит в неподвижной позе человек в черных очках – Владимир. Ему удалили оба глазных яблока, сейчас он учится жить в полной темноте. Причина травмы та же, что у большинства здесь проживающих, — выпил, упал в сугроб лицом, сломал переносицу, отключился. Отморозил хрусталики, вовремя не обратился к врачу. А когда все же пришел за помощью, было уже поздно.

Здесь много увечных: кто-то отморозил ноги, кто-то руки. Например, Александр, который раньше был судим за кражи металла, тоже лишился ноги. Но пока остальные смотрят фильм, он, забравшись под самый потолок, штукатурит стены.

Алкоголь и сигареты на территории фонда строго запрещены. Иногда постояльцам приходится выезжать в город, а значит, может возникнуть соблазн вернуться к прежней жизни. Поэтому во время походов в больницу, миграционную службу и по другим надобностям, людей сопровождает кто-то из четырех человек персонала.

— Мы посадили пятнадцать соток картошки, недавно ее окучили. Чтобы зимой людям было, что есть, — рассказывает Олег. – Работать мы никого насильно не принуждаем. Но и без дела сидеть не даем, не приучаем к лени и праздной жизни.

Да и невозможно проживающим в фонде сидеть сложа руки. Здание старое, да и жить на что-то надо. Пока, по словам, Олега Ятейко, он вкладывает в развитие личные деньги, заработанные на перегоне и продаже автомобилей. Его небольшой автомобильный бизнес дает возможность первое время держаться на плаву. В планах – вывести фонд на полное самообеспечение: организовать подсобное хозяйство и запустить небольшое производство тротуарной плитки.

Герой «Жди меня»

— Мы принимаем всех нуждающихся, никого не выставим за дверь. Будем работать и как социальная гостиница: принимать людей, которым просто негде помыться и переночевать. Наша конечная цель – полностью реабилитировать человека для нормальной жизни в обществе, — говорит директор фонда. — Но есть люди, которым некуда пойти. После прохождения реабилитации мы никого никуда не выгоняем, они могут оставаться у нас, чтобы жить и работать.

49-летнего Андрея Щипунова 15 лет искали родные, в том числе через передачу «Жди меня». Все это время мужчина жил в рабстве в гараже возле Копейска. Бежать ему удалось случайно, с сильным обморожением конечностей. Сейчас Андрей полностью реабилитирован и даже работает в одном из детских садов города сантехником. Недавно он уехал в родной Воронеж на встречу с родителями, но скоро вернется и станет тоже работать на благо фонда.

Но этому, казалось бы, благому делу, рады не все жители города. На днях в администрацию поступила коллективная жалоба от жителей поселка шахты «Центральной».

— Люди не знают нас, поэтому так реагируют. Мы полностью открыты: приходите, смотрите, что мы не шарлатаны какие-то, которых сегодня развелось великое множество. Ни к одной религиозной секте мы не имеем отношения. Я сам – православный христианин. Мы реально хотим помогать людям. Ведь никто не планировал стать бомжем, жить на улице. И никто от этого не застрахован. На прошлой неделе к нам пришел приличный человек по имени Игорь, которому просто некуда пойти. В свое время он окончил высшую школу МВД, работал в прокуратуре. Но попал в оборот риэлторов и лишился жилья. Сейчас по этому делу идет суд. А к жизни на улице он просто не готов, и пойти ему больше некуда, — рассказывает Олег.

Когда перетягивает улица

Он не строит иллюзий – спасти удается далеко не всех. Хорошо, если к нормальной жизни смогут вернуться хотя бы 20 процентов его «клиентов». Например, Петр уже пять раз уходил из фонда, поскольку здесь никого не держат, и пять раз возвращался обратно. Его никто не гонит, а в таком поведении видят свои недоработки. И всякий раз курс реабилитации (Олег, который обучается душепопечительской деятельности в Португальском университете, заимствует и компилирует программы из курса обучения) начинается с нуля. А время уходит… Скатился к прежней жизни и первый подопечный Олега Владимир. Прошел курс реабилитации и снова вернулся на улицу.

— В России должно быть больше подобных фондов. На западе уже научились помогать таким людям, теперь пора и нам взяться за эту сложную работу. Не думал, что буду заниматься ею. Но и неоконченное медицинское образование, и те знания, что я получаю в португальском вузе, очень мне помогают. Уверен, фонд будет успешно существовать. Я приложу к этому все усилия, — уверяет Олег.

Комментарий

Замглавы по социальным вопросам администрации Копейского городского округа Владимир Бисеров, недавно посетивший с проверкой КБФР:

— Эта общественная организация официально зарегистрирована. В начале этого года Олег Владимирович пришел ко мне с идеей открытия в городе такого учреждения, где организация могла бы осуществлять помощь людям, которые остались без работы, близких, документов, но хотели бы вернуться к нормальной жизни. Был разработан устав Копейского благотворительного фонда реабилитации. Мы выделили ему помещение – пустующее здание школы № 29, которое по своему техническому состоянию не может быть использовано как детское учреждение. Сейчас идет период наблюдения за деятельностью данной организации, которая в этом здании работает всего лишь второй месяц. То, что я увидел в рамках визита, говорит о том, что организаторы серьезно подошли к своей работе. Мы пообщались с людьми, которые здесь находятся, и сделали вывод, что для них этот фонд – единственный шанс вернуться к нормальной жизни.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий

Материалы автора
24 апреля 2024 12:00 Штраф и выдворение: иностранцу назначили наказание за правонарушение

 Сотрудники управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области собрали материалы на 24-летнего гражданина другой страны, который допустил оскорбления в адрес двух жительниц Челя...

24 апреля 2024 11:00 На территории Копейского городского округа проводится профилактическое мероприятие «Оружие-2024»

Если у Вас имеется незарегистрированное оружие, боеприпасы или оружие с нарушением сроков перерегистрации, и Вы хотите добровольно сдать его за вознаграждение - Вам необходимо обратиться в полицию&nbs...

Новости СМИ2