Школа-интернат Копейска: Создаем ситуации успеха
Созданная в 1956 году, школа-интернат выпустила более тысячи выпускников. Период обучения — 9 лет, режим односменный шестидневный. В школе насчитывается 16 классов наполняемостью от 10 до 16 человек. Общее количество учащихся в 2011-2012 учебном году — 213 человек.
Если ребенку постоянно твердить, что он «не такой, как все», что его здоровье и умственные способности ограничены, то он быстро в это уверует и будет, что называется, плыть по течению, не стремясь ни к чему. Из таких вырастают в лучшем случаи потребители, а о худшем промолчим.
Другое дело, если маленький человек поверил в свои силы, почувствовал уважение к себе и добрую поддержку. Только в этом случае он добьется успеха, сможет в будущем адаптироваться в обществе и жить полноценной жизнью. Именно такую задачу, без преувеличения, ставит перед собой коллектив копейской школы-интерната восьмого вида. Созданная в годы послевоенных пятилеток, школа-интернат вот уже 55 лет готовит к жизни и труду детей с ограничениями в здоровье.
Здоровье — смолоду
Основным направлением в работе коллектив всегда считал и считает здоровьесбережение. А три года назад эта работа была поставлена, что называется, на научную основу — школа начала сотрудничество с Институтом здоровья и экологии человека ЧГПУ по теме «Адаптация детей с особыми образовательными потребностями средствами здоровьесберегающей образовательной среды». Институтом руководит Зоя Ивановна Тюмасева, доктор педагогических наук, профессор.
— Работа началась с лекционных и семинарских занятий для педагогов. Сейчас мы уже сами проводим семинары и конференции различного уровня, участвуем в международных конференциях, — рассказывает директор школы-интерната Марина Шурупова.
Вот и в этом году, с сентября, педагоги интерната уже поучаствовали в трех конференциях, в том числе по личностному ориентированию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В декабре на базе интерната проходит семинар для директоров общеобразовательных учреждений. Такая учеба, такой серьезный подход к вопросу создания здоровьесберегающей среды весьма важны, без этого невозможно добиться успеха в учебно-воспитательном процессе, тем более учитывая специфику образовательного учреждения.
«Мы — олимпийцы!»
Каждый педагог, да и каждый здравомыслящий человек понимает, что для любого ребенка, а тем более с ограниченным здоровьем (будь ограничение физическим или умственным) очень важно почувствовать себя в ситуации успеха. Да, воспитанники школы-интерната не могут (в силу того, что у них не развиты высшие психические функции, логическое мышление) потягаться на равных с детьми массовой школы, участвуя, например, в предметных олимпиадах. Но есть другие направления, в которых они способны себя реализовать. С 2003 года копейская школа-интернат является площадкой для проведения зональных соревнований в рамках Специальной олимпиады, а руководит зональным объединением заместитель директора по воспитательной работе Лидия Петягина.
— Наши воспитанники участвуют в соревнованиях различного уровня, в том числе областного и всероссийского, — рассказывает Лидия Егоровна. — Ребята делают несомненные успехи. Так, трое воспитанников школы — Михаил Чигинцев, Артем Иордык и Григорий Чигинцев — включены в сборную команду Челябинской области по мини-футболу для участия во всероссийских соревнованиях в Санкт-Петербурге. А девятиклассник Радмиль Абдрахманов занял второе место во всероссийских соревнованиях легкоатлетов в Йошкар-Оле на дистанциях 200 и 400 метров и в смешанной эстафете. Настя Пуртова победила в личном первенстве Челябинской области по конькобежному спорту. Уже в этом учебном году юные спортсмены школы заняли первые места в областных соревнованиях по баскетболу и волейболу. Кстати, наши ребята ежегодно участвуют в Европейских неделях по баскетболу и футболу. А вообще в спортивных секциях занимаются практически все дети.
Территория добра
С осени прошлого года в школе-интернате открылось дошкольное отделение для малышей. С ними педагоги занимаются по специальной программе. И стараются, чтобы детям было комфортно и уютно в условиях интерната. Впрочем, это касается каждого воспитанника, ведь здесь их второй дом. В школе созданы зимний сад, уголки здоровья, есть комната психологической разгрузки. В группах дошкольного отделения обустроены уголки природы «Наша планета». Все это благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, их самочувствие и работоспособность.
Педагоги стараются воспитать в ребятах понимание красоты окружающего мира, доброго отношения ко всему живому, чувство милосердия. Дети с удовольствием участвуют в делах трудового отряда «БЭМС» (больше энергии, меньше слов), за что были отмечены правительством Челябинской области и в качестве награды получили путевки в палаточный лагерь; в Международном фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу». «С помощью различных программ мы стараемся совершенствовать воспитательный процесс, и думаю, что это приносит свои положительные результаты», — говорит Марина Шурупова.
Руководитель во всем чувствует поддержку коллектива. Его золотым фондом являются ветераны педагогического труда, среди них Антонина Кузнецова, Светлана Пилюгина, Татьяна Золотова, Галина Балакина, Людмила Ишкова, Зоя Миндрахманова. Наставники щедро делятся опытом с молодыми учителями. И это очень важно, потому что ситуация успеха создается коллективно.Работы проводились в рамках программы «Инициативное бюджетирование» на территории между домами 15Б и 18Б по улице Калинина в Копейском городском округе.
В редакцию часто поступают вопросы от читателей о подключении отопления. Заместитель главы Копейского городского округа по жилищно-коммунальным вопросам Александр Филиппов рассказал, куда нужно об...