Учителя вырвались из «сетки»
Как изменилась зарплата педагогов с введением новой системы оплаты труда?
Учителя с некоторым беспокойством ожидали результатов введения новой системы оплаты труда (НСОТ). Оптимисты надеялись, что их зарплата хоть немного, но подрастет. Пессимисты боялись, что их и без того скромные доходы будут урезаны. Но коль закон принят, надо сделать все зависящее, чтобы амортизировать возможные негативные последствия от нововведений и заставить «плюсы» работать на благо конкретного учителя.
В декабре 2010 года учителя получили зарплату «по-новому», поэтому самое время собирать камни и делать выводы. Кому НСОТ будет на руку, а кого заставит лишний раз задуматься о хлебе насущном, разбирался журналист «Копейского рабочего».
Не рост, а другая система
Аббревиатура, грозящая прочно закрепить позиции в словаре каждого бюджетника, коснулась всех сотрудников системы образования: от технического персонала до директоров. НСОТ была введена взамен ранее существующей единой тарифной сетки (ЕТС). Поскольку постановление правительства РФ о переходе на НСОТ вышло еще в 2008 году, в городе готовились к переменам заранее: вели экономические расчеты, разъясняли учителям и директорам школ особенности новой системы.
— Трудности перехода на новую систему связаны с тем, что финансовых средств на оплату труда добавилось недостаточно (24 процента), — поясняет начальник управления образования Копейского городского округа Наталья Овечкина. — Такая система ранее уже была введена в 33-х регионах страны. В Челябинской области задержались с внедрением новшеств, поскольку НСОТ должна была предполагать 30-процентное повышение зарплаты из средств регионального бюджета, но доходы бюджета сократились в связи с кризисом.
ЦИФРА
Средняя зарплата учителя по городу составляет 11122 рубля, а по области - 8740 рублей.
Стимул для молодых
Итак, как же теперь рассчитывается зарплата учителя? В ней есть три части: базовая, стимулирующая и компенсационная. С последней никаких метаморфоз не произошло, а вот первые две вызвали море дискуссий. Базовая часть — это должностной оклад, у всех учителей он составляет 3800 рублей. Плюс гарантированной (обязательной) выплатой является также стимулирующая выплата за квалификационную категорию или стаж — от 12 до 30 процентов. Таким образом, базовая часть зарплаты стала выше, чем были ставки по ЕТС.
— По НСОТ получается, что труд учителя с высшей квалификационной категорией почти приравняли к труду молодых специалистов, которые только получили высшее образование, — недоумевает директор школы № 42 Татьяна Мотыль. – Практика показала, что молодой специалист теперь получает столько же, сколько опытный, а в некоторых случаях и больше.
— Да, и начинающий педагог, и педагог с высшей квалификационной категорией получают одинаковый должностной оклад. А молодой учитель выигрывает за счет того, что получает 40 процентов региональной доплаты и 20 процентов добавки по проекту реализации нацпроекта «Образование» из местного бюджета, — комментирует председатель горкома профсоюза народного образования Ирина Найн-Бойко. — Цель такого стимулирования понятна — привлечь и задержать в школах молодых специалистов. Молодые педагоги от НСОТ временно выиграли. Но когда учитель отрабатывает в школе три года, все эти доплаты убираются.
Кстати, введение НСОТ повлечет за собой и другие изменения. Теперь и учитель, который проработал в школе немного лет, и учитель со стажем будут аттестовываться в равных условиях.
Деньги в одном кошельке
— Раньше в базовую часть зарплаты входили «часы» учителя, учитывались категория и стаж, работа с классами выравнивания, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами и т.д. Теперь все это и многое другое включено в стимулирующую часть. Минус в том, что раньше на всю зарплату шла надбавка в 24 процента, а сейчас она стала стимулирующей, — отмечает директор школы № 16 Андрей Соловьев.
Стимулирующие выплаты будут начисляться с учетом всей деятельности учителя: проверки тетрадей, наличия высокой квалификационной категории, внеклассной работы и т.д. Как стимулировать учителя и в каком объеме — решает директор каждой школы по согласованию с профсоюзной организацией и школьной комиссией. В школах фонд оплаты труда планируется на год в зависимости от числа учащихся в сентябре. То есть зарплата учителя зависит от бюджета школы, а тот, в свою очередь, — от количества учеников. Чем их больше, тем больше фонд, из которого можно поощрять педагогов за различные виды работы: за участие в экспериментах, за выполнение функций классного руководителя, проверку работ, руководство методическими объединениями, за охрану труда, за подготовку с учащимися научных работ, за победы детей в конкурсах.
Андрей Соловьев уверен: НСОТ заставит учителей повысить качество работы:
— Если раньше учитель мог где-то «расслабиться» — не в полном объеме проверить тетради, взяться вести научное общество, но консультировать детей нерегулярно и при этом получать за непроделанную работу (зарплата все равно была заложена в бюджете), то теперь хочешь – не хочешь, будешь выполнять свои обязанности. Поскольку всю работу надо будет подтверждать результатами. Проверять качество работы будут завучи и директоры.
По словам Андрея Соловьева, в его школе зарплата более, чем на тысячу рублей, ни у кого не снизилась. И то всего у нескольких человек – тех, кто ранее получал большое количество стимулирующих выплат.
— После первого начисления зарплаты по-новому мы смотрели, как можно исправить ситуацию. Я предложил учителям взять на себя какую-то дополнительную работу, чтобы вернуть зарплату на прежний уровень. В целом у нас в школе все прошло спокойно. Поскольку мы заранее все просчитали и предусмотрели.
Директоры копейских школ отмечают, что недостаток НСОТ – введение ее не с сентября, а с декабря. Если бы эта система начала действовать с начала учебного года, учителями бы информация воспринималась «с чистого листа» и возмущений было бы меньше.
— Ранее зарплату повышали на 14 процентов, а с сентября — еще на 10 процентов. Эти деньги никуда не делись, просто они стали распределяться по-другому. До введения НСОТ 24 процента доплаты шли на всю заработную плату, а теперь доплаты перешли в стимулирующий фонд. Логично, что раз вырос оклад, то понизились стимулирующие выплаты. Ведь финансирование осталось прежним, — поясняет Наталья Овечкина.
Проблемы маленьких школ
Поскольку финансирование школ, возможность стимулировать работу учителей зависит от количества учеников, то в сложной ситуации оказались маленькие школы.
— В школе № 45 обучаются 438 детей, количество учащихся снизилось с сентября прошлого года. Много начальных классов, а 10-11 классов в этом году нет совсем. А самые «хорошо оплачиваемые» ученики – как раз старшеклассники, — рассказывает директор школы № 45 поселка Бажово Владимир Алдакушев. – В январе с переходом на НСОТ зарплата наших педагогов упала примерно на 30 процентов. Мы всем заплатили базовую часть, а вот простимулировать смогли только проверку тетрадей.
Получается, необходимо пересмотреть штатное расписание, работать над сохранением и увеличением контингента учащихся — иначе не выживешь. Директор современной школы — не просто учитель и хозяйственник, а менеджер, способный решать такие вопросы, о которых руководители старой формации и подумать не могли.
Владимир Иванович наметил главные направления работы: поднимать престиж школы и набирать 10-е классы из числа нынешних 9-классников. Он надеется, что через пару лет ситуация выровняется.
Учитель начальных классов школы № 45 с 20-летним стажем Елена Ильина пока уходить из школы не собирается, но в будущее смотрит без особой радости:
— Раньше я вела научно-исследовательскую секцию, а теперь желания делать неоплачиваемую работу не возникает. Я сама принимала участие в работе комиссии, которая распределяет зарплаты. Понимаю, что денег взять неоткуда, но хочу, чтобы мой труд нормально оплачивался.
— По сути, эта школа расходовала фонд прошлого года, который был выделен по числу учащихся 2009-2010 учебного года. А поскольку в сентябре число учащихся школы резко сократилось, а деньги уже были выделены, была возможность поощрять работников. Снятие доплат прошло, конечно, болезненно, — комментирует ситуацию Ирина Найн-Бойко.
Оптимистично смотрят на ситуацию директоры крупных школ № 42 и 48 Татьяна Мотыль и Любовь Апостолова:
— Сейчас наша задача — разработать критерии оценки деятельности педагогов. Эксцессов и негатива в коллективах у нас не было, мы все тщательно просчитали.
Комментарий
Елена Цыпышева, заместитель начальника копейского финуправления администрации Копейского городского округа:
— Введение новой системы оплаты труда осуществляется поэтапно, начиная с 1 ноября 2010 года по мере готовности муниципальных учреждений к переходу на нее. Распределение стимулирующих надбавок отдается на усмотрение руководителя каждого учреждения, но есть норма, согласно которой начисляемая по новой схеме заработная плата для каждого сотрудника не может быть ниже той, что выплачивалась на основе Единой тарифной сетки.
Средства для выплаты зарплаты заложены в проект бюджета на 2011 год, а значит, деньги будут выдаваться своевременно и в полном объеме.Современные предприниматели и менеджеры все чаще обращаются к мобильным приложениям для оптимизации рабочих процессов. Мощные вычислительные возможности смартфонов позволяют эффективно решать широ...
В приемную партии «Единая Россия» обратился копейчанин с просьбой оказать помощь в подготовке автомобиля для работы на поле боя.