16+
11 июля 2014 11:31

Украинская семья обрела новую родину в Копейске

Вряд ли найдется человек, которого не волновали бы события, происходящие в последние месяцы в Украине. Информацию о них мы, в основном, получаем из СМИ, причем информация эта подчас очень противоречива.
Украинская семья обрела новую родину в Копейске

Вряд ли найдется человек, которого не волновали бы события, происходящие в последние месяцы в Украине. Информацию о них мы, в основном, получаем из СМИ, причем информация эта подчас очень противоречива.

Отечественные телеканалы говорят о десятках тысяч беженцев из этой страны, в то время как, например, представители правительства США то заявляют, что беженцев нет, то говорят, что это — всего лишь люди, которые приехали на каникулы погостить к своим родственникам, или же утверждают, что все они бегут от повстанцев Донецкой и Луганской республик. Правда, при этом упускается из виду, что убежище жители восточных регионов Украины находят почему-то не на территории, подконтрольной жовто-блакитной «армии-освободительнице», а в противоположной стороне – в России.

Вячеслав и Лилия Сапицкие с тремя детьми живут в Копейске почти месяц. Спасая своих детей, они приехали в наш город из маленького городка Суходольска, что в 30 километрах от Луганска. До начала этого лета семью Сапицких ничего не связывало с Уралом, однако теперь они решительно настроены закрепиться в Челябинской области. Судьба семьи поменялась благодаря копейчанке Инне Лопатинской.



Военное положение

— С Инной мы познакомились в социальной сети, — рассказывает Лилия. — Она разместила заметку о том, что готова принять семью из Луганской или Донецкой областей. Муж написал, Инна сразу ответила, — так и началось наше общение. Она нам предложила свою помощь в плане жилья. Семья у нас большая, 5 человек, поэтому у нее в квартире мы не могли разместиться. Уточняли детали — как снять квартиру, где взять мебель. Инна сказала, что все устроит, все будет хорошо. Недели две мы общались по скайпу, переписывались, приняли решение и приехали в Копейск.

— Что вас заставило так кардинально поменять жизнь?

— Война заставила. На Украине идет самая настоящая война. В нашем городе уже половина жителей поразъехались кто куда. Остались старики, которые не могут выехать. Шахты работают, но частично, потому что людей нет. В отделе кадров шахт на руки выдали трудовые книжки всем сотрудникам, чтобы те, кто уехал, имели при себе этот документ. Люди спасают детей, свои семьи.  Больно за то, что происходит. Мы же видим, что для армии нет ничего святого, даже церкви бомбят. У нас в 2000 году в забое погибло 80 шахтеров. В их память поставили часовню. Теперь эту часовню разбомбили. Дома, которые стояли рядом, тоже разбомбили. В станице Луганской дети гуляли во дворе — их просто расстреляли из самолета без всяких причин. Это нелюди. Люди, мне кажется, такого не сделали бы. Ведь у них тоже есть свои дети, мамы и папы, я просто не представляю, насколько надо быть бесчеловечным, чтобы совершить такое. 

Моя мама пешком через лес шла, чтобы попасть на российскую территорию. Границу закрыли, и через переходный пункт идти слишком опасно — там снайперы стреляют в тех, кто движется в сторону России. Мой брат переходил границу так же, через леса, ночью, с детьми. Это очень страшно. Сейчас беженцев распределяют по регионам страны — его отправили в Северную Осетию, а мама приедет к нам. 

   

Конечно, тяжело так резко все менять. В Суходольске у нас была квартира, работа, дети учились в школе. Мы там родились и прожили всю жизнь, но пришлось все оставить, у нас просто не было выбора. Родители мужа до сих пор остаются на прежнем месте. Его мама болеет, она просто не сможет проделать этот путь.

— Тяжело было добираться?

— Мы успели вырваться буквально за сутки до закрытия границы. Ехали на машине — «Волге», потому что надо было везти с собой троих детей, в том числе 8-месячного малыша. Мы не заезжали на распределительный пункт, целенаправленно ехали к Инне. Российская таможня нас встретила хорошо, все процедуры мы прошли быстро, в отличие от украинской, которая нас долго «мариновала». В целом, дорога заняла 4 дня.

— Что вас удивило в Копейске?
— Копейск — очень большой город по сравнению с Суходольском. Здесь очень красиво, и люди приветливые. Ни от кого, с кем бы мы ни общались, не встречали грубости. Удивил уровень жизни в Копейске, он намного выше, чем у нас.


Трудности перевода

В разговор включается Инна:

— Сейчас наши гости уже успокоились, а в начале пути все было очень сложно. Даже просто выбраться оттуда было проблемой, не было средств на топливо для автомобиля. Продавали все, что можно было продать: телевизор, аквариум, детскую коляску — все отдавали за копейки. Ведь с собой можно было взять только то, что можно было увезти на машине, причем задние сидения занимали дети. Мы пытались перечислить средства, но их банковские карты наши деньги не принимали. То есть первоочередная задача, которая перед ними стояла — насобирать на дорогу. Дальше был поиск жилья. Я предполагала, что в первое время разместимся в нашей квартире, но потом стало понятно, что для пяти человек тут тесновато, тем более, что у меня самой двое маленьких детей. Но ничего, квартиру нашли. Квартира была пустая. Я составила список необходимых вещей. Подключились друзья. Кто-то отдал телевизор, кто-то  холодильник. Стиральную машину вообще незнакомые люди привезли. Откликнулись друзья друзей, знакомые, просто посторонние люди, узнавшие, что надо помочь беженцам. Огромная им благодарность. Но главная проблема была даже не в вещах: найти место для ночлега и не остаться голодными — это процентов десять от тех трудностей, с которыми мы столкнулись. Самая большая задача — оформить документы и найти на это финансы, потому что миграционный вопрос так или иначе упирается в деньги. Нужна помощь властей в его решении, определении детей в школу, оформлении разрешения на работу.

Мы написали в приемную главы Копейска Вячеслава Истомина о том, что нуждаемся в такой помощи. И знаете, на следующий же день Вячеслав Викторович позвонил. Нас очень воодушевил уже сам факт, что позвонил глава города, что мы не одни, что власть на нашей стороне. Состоялась встреча с заместителем главы по социальным вопросам Владимиром Бисеровым, на которой выяснилось, что мы обязаны были зарегистрировать беженцев в течение трех дней нахождения в России, при том, что они 4 дня ехали и приехали только в воскресенье. Встала угроза штрафных санкций, а для пятерых человек это приличная сумма. Но навстречу пошел начальник копейской миграционной службы Станислав Боровских, который сказал, что в нашем случае санкция не будет применяться. Я, как человек, который их пригласил, обязана была зарегистрировать их в своей квартире, и уже в понедельник, 23 июня, семья получила прописку. Детей записали в школу № 42, им даже уже выдали учебники. Вячеславу Сапицкому оформили российское водительское удостоверение.  Пришлось, конечно, походить по учреждениям, но нам даже соседи помогали — оставались с детьми, пока взрослые оформляли документы. На самом деле, на уровне Копейска все вопросы решались очень оперативно. Но на уровне миграционной службы региона все было гораздо сложнее. Когда мы приехали туда, нам выдали бланки для заполнения. Заполнять их очень сложно. При том, что я вполне владею русским языком, вопросы в бланках составлены так, что ошибок практически невозможно избежать, а образцов нет. На наш вопрос, где можно посмотреть образцы, нам ответили, что надо искать их на сайте ведомства. То есть нам надо съездить в Челябинск за бланками, вернуться домой, по образцам с сайта заполнить бланки и снова ехать в Челябинск. После того, как мы заполнили их согласно образцам с сайта, в службе наши бланки забраковали и порекомендовали оформлять в коммерческой структуре, которая занимается помощью в миграционных вопросах. Заполнение каждого бланка стоит 500 рублей, на всю семью — это две тысячи пятьсот рублей.
Кроме того, нужно уплатить госпошлину за оформление временного проживания — 1100 рублей с человека. Затем — оформление патента на работу — 3648 рублей. Это неизбежные затраты. Еще одна статья расходов — перевод каждого документа, который обойдется в 500 рублей. И это только затраты по линии миграционной службы. А еще переводы документов нужны для школы.
Следующий момент — медицина. Оформление медицинских документов, анализы обошлись бы на пятерых в 15 тысяч рублей. Но, к счастью, региональные власти оперативно приняли решение, чтобы для переселенцев с Украины эти услуги оказывались бесплатно. Для нас это огромная помощь. За это большое спасибо, потому что мы на эти цели уже собирались начать сбор средств.  Если же говорить в целом, то нужна памятка для человека, который приехал: что он должен сделать, куда пойти, на какие затраты ему рассчитывать.  Я живу в Копейске, казалось бы, знаю все адреса, но, честно говоря, временами хваталась за голову из-за нехватки информации.

Будем жить!

Снова обращаюсь к Лилии:

— Чувствуете к себе внимание со стороны копейчан, помимо того, что позвонил глава города?

— Со стороны властей внимание чувствуется. Как я сказала, и медицинские документы нам оформили, и служба занятости, насколько я знаю, занимается трудоустройством беженцев.  Но не менее важно, что мы на каждом шагу встречаем простое человеческое участие. Люди сами обращаются: чем помочь? 

— Как вы видите свое дальнейшее будущее? Хотите ли вернуться в Украину?

— Мы хотим остаться жить в Копейске. Назад пути нет. В Суходольске уже нет возможности выучить детей, да и работать негде. Предприятия, на котором работал муж, уже как такового не существует. Он водитель, сейчас вышел на работу, надеюсь, у него все сложится удачно. Я сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком.  У меня трое детей: Даша и Яна, 14 и 7 лет, и 8-месячный сын. Старшим детям здесь нравится, они уже гуляют во дворе, познакомились со сверстниками. Яна отучилась в первом классе в школе, но теперь, возможно, снова пойдем в первый — программа слишком разная.

Сейчас вот маму ждем, она скоро должна приехать, будем ее регистрировать. Мама будет сидеть с детьми, а я начну искать работу. В дальнейшем приложим все усилия, чтобы получить российское гражданство.

P.S. В ходе разговора переселенцы не раз говорили о нехватке информации о жизни города, о том, в какие учреждения нужно обращаться в том или ином случае. Газета «Копейский рабочий»  старается в полной мере обеспечивать горожан полезной и познавательной информацией. Понимая, что свободных средств у семьи Сапицких в настоящее время нет, редакция газеты приняла решение за свой счет оформить беженцам подписку на «Копейский рабочий» на второе полугодие 2014 года.

Инна Лопатинская:

Я готова консультировать семьи, потому что мы сделали много ошибок, особенно в оформлении документов, и я могу поделиться информацией, чтобы люди не повторяли этих ошибок. Мы на своем опыте убедились, что такая помощь необходима людям, прибывшим из Украины. Если вам нужна эта информация, можно звонить по телефону 8-922-720-74-44.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 18:00 В Челябинске появится новый жилой комплекс

ЖК «ГРАНИ» расположился в самом центре города. 

28 марта 2024 17:30 Победители викторины получили ключи от машин

28 марта состоялось вручение ключей от машин победителям викторины «Всей семьей за Копейск».

Новости СМИ2