16+
14 июня 2011 11:07

В Россию можно верить?

В канун Дня России журналисты газеты "Копейский рабочий" рассуждают о том, "с чего начинается Родина".
В Россию можно верить?
Автор: Людмила Белякова, Людмила Гейман, Юлия Айрих Фото: Татьяна Нечаева Описание: Для многих родина - это тихий дворик их детства

Преждевременная страна – преждевременное общество?

Одно из последних ярких впечатлений – интервью в «АиФ»е, классика советской литературы Андрея Битова о том, что такое Россия и что такое современное российское общество.

Наверное, многие из нас хоть раз задавали себе вопрос: почему при таком несметном природном богатстве наша страна по уровню жизни остается слабо развитой (опять поднялись тарифы, подорожал бензин, а к осени , обещают, что вырастут цены на хлеб). Россия не отсталая страна, а преждевременная, — рассуждает писатель. – Зачем было нахватывать такое огромное количество земли? Может, есть в этом божественное помышление – это явное сбережение впрок, территория, заготовленная для всего человечества.

Разного рода пророчества о России как о Ноевом ковчеге для жителей стран, которым, якобы, суждено исчезнуть в результате различных природных катаклизмов , впускает в наши души смутные надежды: а может, тогда мы будем жить хорошо? Англичане, голландцы, итальянцы, японцы научат нас рационально использовать ресурсы, заботиться о своей земле и о себе самих? Представим себе такую ситуацию – перенаселение народов — и честно зададим себе еще один вопрос : а сумеем ли мы, россияне, не потеряться, не раствориться в этом национальном сообществе? Ведь сообщество – это объединение равных, хотя и в чем-то разных обществ. Писатель Битов продолжает размышления: «У нас нет самого общества. Есть умные, талантливые люди, есть народ (поскольку есть язык), а вот общества нет! У нас ведь все свелось к уровню стада – кто сильнее, тот и важнее. А демократия вылилась в полное беззаконие».

Насколько прав писатель Битов? Давайте вспомним, как мы относимся к редким, но все же реальным инициативам отдельных жителей города ? С пониманием или с усмешкой? С осуждением или равнодушием ? Часто ли помогаем, подключаемся, объединяемся ради общего дела? Один из депутатов городского Собрания после года работы депутатом поделился горьким опытом: «Самое грустное — то, что ты делаешь не по команде, а по собственной инициативе, получается, только тебе, по большому счету, и нужно. Даже жители, ради которых все и происходит, могут жаловаться, брюзжать, негодовать , ругать всех ответственных и безответственных лиц, но письмо написать — не могут. Вот такое у нас общественное самосознание».

В Россию можно верить!

Праздник День России, который в девяностые годы носил название День независимости (по-видимому, в знак того, что республики бывшего СССР приобрели суверенитет), многие считают как бы новым.

А между тем на многовековом историческом пути Россия всегда стремилась к независимости, завоеванию позиций сильного государства,простирающегося от Тихого океана до берегов Балтики.

Наша история многому учит нас. Не идеализируя прошлое, мы не отказываемся от традиций, истоков, корней. Россияне, являясь равноправными членами мирового сообщества, имеют, тем не менее, свой менталитет, во многом непонятный для представителей других народов. Как его обозначить? Открытость, широта души, добрососедство? А можно так: работать так работать, гулять так гулять, дружить так, что называется, до гробовой доски и чтобы все пополам. Помните нашумевший в свое время нфильм «Интердевочка»? Уже живя в Швеции, главная героиня Таня по российской привычке зашла к соседке занять соли. Вечером муж-швед, узнавший о ее поступке, мягко указал русской жене: у нас так не принято.

Это пример из кинематографа. А теперь из жизни. Моя давняя знакомая Ирина уже несколько лет живет в Германии. Недавно приезжала проведать родственников, немного рассказывала о традициях «немецкой» жизни. Запомнился один пример. Там считается неприлично прийти без приглашения даже к родственникам, чтобы поздравить с днем рождения, не то что «заглянуть на огонек» попить чаю или чего покрепче. Да и сами дни рождения, говорила она, принято отмечать либо в кафе в узком кругу, либо дома, но только, как говорится, — попили чай с тортиком, подарили подарки — и до свидания.

Приятельница призналась, что живя в благополучной стране «буржуинов», она дико скучает по России с ее просторными лесами и простыми нравами людей. Патриотизм? Да просто нас, как говорится, не переделаешь, мы русские люди. Это словосочетание, кстати, многое значит. Ведь как только вместо слова «русские» поставишь «немецкие», «итальянские» или «американские», оно просто теряет всякий смысл. Впрочем, не звучит и «украинский человек», «латвийский человек» и так далее. А «русский человек» — звучит! И не только звучит, но и имеет вполне определенный смысл. Потому что к числу главных черт в характере русского человека относится и любовь к свободе.

Я думаю, что сегодня в обществе со всеми его «свежими ветрами перемен» единого менталитета нет, оно неоднородно и состоит из самых различных слоев. Время не имеет обратного хода, и не в нашей власти вернуться к истинно народным истокам жизни. И все же нас объединяет что-то общее — православные обычаи, гостеприимство, терпение и терпимость и многое другое. Россия – наша многонациональная родина — русских, татар, башкир, немцев и людей других национальностей. Которые живут в добрососедстве и, как у нас водится, верят в лучшее будущее.

Без права на бегство

Легко быть патриотом, когда ты разъезжаешь в комфортабельном авто, можешь себе позволить набросать в тележку в супермаркете продуктов на пять тысяч рублей, раз в год позволить себе съездить отдохнуть в Таиланд или Турцию.

И очень сложно любить свою родину, когда стоимость проезда в автобусе повышается всего лишь на два рубля, а ты вынужден сократить количество поездок. Тяжело быть патриотом, когда твоей пенсии едва хватает, чтобы заплатить за квартиру и побаловать себя литром молока раз в неделю. Когда не то что в Таиланд съездить, а до своего сада доехать денег нет.

Разглагольствования состо-ятельных людей о патриотизме всегда казались мне едва ли не лицемерными. Тем более что часто их дети учатся за границей, да и сами они не прочь бы туда перебраться, но финансовые дела не отпускают. Может, я излишне пафосна, но поверить в истинную любовь к России могу только тогда, когда свою страну любят... вопреки. Когда моей маме в 70-е годы разрешили выезд за границу, многие, в том числе родственники, говорили: «Если бы меня хоть одной ногой выпустили за кордон, я бы вторую здесь оставила, но ни за что не вернулась!». А как просить политического убежища, бежать, если здесь старая больная мать, которую затаскали бы по «застенкам», если брату-моряку тут же закроют визу? Если каждую ночь на экваторе, когда почти год ты провел в тропиках, снится, как под валенками хрустит снег…

Тогда любовь к своей стране насаждалась железной рукой прямо с младенчества. Запад стабильно загнивал, а СССР – процветал. Поверить можно было только своим глазам. Когда мама увидела, как «гниет» капитализм, вся ее стройная система любви к Родине и вера в социализм рассыпалась, как карточный домик. Сейчас она, трудовой стаж которой (в том числе морской) составляет более сорока лет, живет в Копейске и получает пенсию чуть более 5 тысяч рублей. Но что осталась – не жалеет.

Тема дома всегда была «больной» для меня. Постоянное мучительное желание найти то место на карте, ту квартиру, где я бы чувствовала себя абсолютно «на месте», абсолютно счастливой. Пока не поняла, что единственного «дома», возведенного в высшую степень уютности, у меня не может быть. Дом – это там, где осталось прошлое. Разбитый тротуар, по которому мы с подругой шли из школы, маленький скверик, где я по выходным читала книгу, школьная стена с осыпающейся штукатуркой, от которой в детстве звонко отскакивал мяч. Родина, которую я люблю, родом из детства: долгие синие вечера, очереди у гастронома, одинаковые у всех школьные рюкзаки. Моя молодость и старый обшарпанный дворик без единой горки и песочницы, узкая дорожка к дому, спутанные серебряные ветки деревьев. Родина – это мое настоящее: дорога к дому, на которой я знаю каждый камешек, школьный двор, где мы теперь часто гуляем с дочерью и рвем полевые цветочки, покосившиеся качели во дворе. Родина – это каждый уголок страны, где мне удалось побывать, каждый человек, с которым мне довелось общаться, каждый момент прошлого и настоящего. Там, где меня ждут и любят, там где мне придется жить. Родина – это вся моя жизнь со всеми ее смешными, радостными, горькими моментами.

Можно говорить все что угодно о любви к России, сладкими голосами распевать песни о березках, но это вовсе не значит – любить Родину. Спросите наших пенсионеров, тех, кто живет на грани бедности: любят ли они свою страну, уехали ли бы они, к примеру, в Америку, если бы появилась такая возможность? Большинство ответят: нет. Потому что Россия – это их дом, их прошлое, вся их жизнь, а вовсе не потому, что они слаще морковки ничего не ели. Для меня быть патриотом – это видеть все недостатки своей страны, но остаться ей верной. Когда чувствуешь, что тяжело, но не предаешь. Когда веришь, что может быть лучше, и ради себя самого, своих родителей и детей пытаешься что-то изменить в этом мире к лучшему, а не бежишь от проблем в надежде, что «где-то там» будет лучше, чем «в этой стране».

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий

Материалы автора
24 апреля 2024 16:00 Гуманитарный штаб «Единой России» направил в новые регионы десятки тысяч тонн помощи

13 миллиардов рублей партия собрала на помощь фронту.

24 апреля 2024 16:00 Копейчане приняли участие в викторине

 Во вторник сотрудники центральной городской библиотеки решили провести опрос жителей Копейска на площади Трудовой Славы. 

Новости СМИ2