16+
02 июля 2015 07:32

«Вместе выгодно шагать…», или особенности управления в 48-ой школе Копейска

За 50 лет существования (а школа № 48 в 2015 году празднует свой «золотой» юбилей) в шко­ле работали и работают органы школьного ученического самоу­правления и детские организации, родители собирались и продолжа­ют собираться на классные и обще­школьные комитеты, собрания, конференции. Но не секрет, что прежняя ор­ганизация образования была все-таки более замкнутой на себе, закрытой, консервативной (такие условия диктовала эпоха!).
Школа №48 Копейска
Автор: Ирина Стейгоновна Апалихина, заместитель ди¬ректора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 48

За 50 лет существования (а школа № 48 в 2015 году празднует свой «золотой» юбилей) в шко­ле работали и работают органы школьного ученического самоу­правления и детские организации, родители собирались и продолжа­ют собираться на классные и обще­школьные комитеты, собрания, конференции, педагоги решали и решают насущные вопросы в первичных профсоюзах и на педа­гогических советах.

Но не секрет, что прежняя ор­ганизация образования была все-таки более замкнутой на себе, закрытой, консервативной (такие условия диктовала эпоха!).

В далекие 70-е учебное за­ведение имело надежные связи с шефами — машиностроительным заводом имени С. М. Кирова. Именно тогда закладывались ос­новы социального имиджа школы: производственные бригады стар­шеклассников из сорок восьмой побеждали в городских соревнова­ниях и были известны в Копейске, дружба с заводчанами была нужна обеим сторонам. Школа полу­чала материальную поддержку и помощь в профориентационной работе, а завод «ковал» будущее завода: воспитывал вместе с пе­дагогами и родителями (а они в большинстве своем были работ­никами этого градообразующего предприятия) достойную рабочую смену. Взаимодействие носило характер утилитарный и сугубо практический.

Ситуация же сегодняшнего дня складывается из смещения акцентов в работе как следствия расширения общественного уча­стия в управлении образованием, роста влияния самого общества на качество образования, открытости, прозрачности и возникающей не­обходимости диалога. Процесс активной социализации человека, выбор им своего индивидуально­го жизненного пути посредством саморазвития, формирование мировоззрения и развитие качеств личности — вот что в данный мо­мент становится приоритетным и в совокупности представляет то, что мы называем «качеством об­разования».

В нем заинтересованы все. И это подтверждает мониторинг состояния удовлетворённости услугами, предоставляемыми школой, определение степени по­пулярности школы, ее сильных и слабых сторон. Каждый участник образовательных отношений меч­тает о своей ШКОЛЕ.

Учителям нужны «хорошие дети», «полная оснащенность кабинетов», «комфорт» и «взаимо­уважение». Ученики мечтают, «что­бы было интересно и не скучно», «чтобы замечали, что я человек, а не фамилия в журнале», «чтобы не учили тому, что никому не нужно», «чтобы были хорошие отношения с учителями», «чтобы можно было самим принимать решения, каса­ющиеся моего класса или школы, чтобы к моему мнению прислуши­вались», «чтобы не унижали, не из­девались, не крали», «чтобы вкусно кормили», «чтобы было уютно». Кому-то из родителей нужен «хо­роший и добрый учитель», другим — «строгий квалифицированный педагог», кто-то хочет «принимать участие в жизни школы», а ино­му лучше «поменьше вызовов в школу», но всем важны «чистота, тишина, порядок, безопасность».

В наше время для удовлетво­рения этих потребностей от управ­ленцев требуется компетентность в области социального менед­жмента и использование систем­ного подхода в налаживании учеб­но-воспитательной деятельности всех участников образовательных отношений. Управление должно стать государственно-обществен­ным, т.е. таким, в котором пред­ставлены две взаимодействующие составляющие: государственная (представители школы) и обще­ственная (представители социума, родителей и детей).

На пути к такому управлению школа находится еще с конца про­шлого века — с 1997 года. Тогда в МОУ СОШ № 48 школьная жизнь стала организовываться Советом Президента и Школьной Думой по законам Школьной Республики, с начала 2000-ых начал плодотворно работать Попечительский Совет, педагоги почувствовали поддержку общественную, за которой пошло возрождение и поддержки госу­дарственной.

Один за другим в образова­тельной организации реализо­вывались проекты: совместные с «Союз – Полимер» (школьное кафе «Радужное» — 2005 год; ви­деокласс «Звездный» — 2012 год; кабинет математики № 301 — 2012 год; гардероб — 2008 год); с ОАО «КМЗ» (спортивный зал «Росси­янин» — 2008 год; видеокласс «Звездный» — 2012 год; кабинет русского языка и литературы № 202 — 2008 год; кабинет матема­тики № 301 — 2012 год; гардероб — 2008 год).

С 2009 года выпускникам сред­ней школы вручаются премии «ЕГЭ» за 80» и «Пчелочка златая».

Сейчас с полной уверенностью можно говорить о существовании в МОУ СОШ № 48 проверенной временем системы ГОУ, бази­рующейся на единстве и связи «учитель — ученик — родитель — общественность».

Сегодня Совет Школы, со­стоящий из двух Палат — Совета представителей образовательных отношений (Верхняя палата — 21 человек) и Совета представителей родительской общественности классных коллективов (Нижняя па­лата, объединяющая представите­лей Совета отцов, Совета матерей, Попечительского совета — 126 человек) насчитывает 147 человек.

Как коллегиальный орган са­моуправления Совет школы сам пришел к выводу о том, что должен решать задачу формирования здо­ровьесберегающей образователь­ной среды, то есть стать самым активным участником создания качественных материально-техни­ческих условий реализации основ­ной образовательной программы общего образования.

С 2011 года были реализованы серьезные проекты, которые дела­ют образовательное пространство безопасным и решают вопросы его эстетики (2011 – 2014 годы — проект «Школьное видеонаблю­дение»), в 2014-2015 учебном году реализуются проекты «50 х 50» (за­мена оконных блоков на лицевой части фасада здания), «Школьный учебник».

Основой выстраивания взаи­моотношений «школа – родители» (из 147 членов Совета Школы 137 — родители) является проектная технология — коллективное обсуж­дение проблем, вопросов, которые имеют место быть в школе, их ранжирование, составление «до­рожной карты», их решения. Тех­нология Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», используемая на заседаниях Совета Матерей, и психо-геометрический тест Сью­зена Деллингера, проводимый на Совете Отцов, позволяют выстра­ивать действительно партнерские «субъект – субъектные» отношения между школой, социумом и роди­тельской общественностью.

У Совета школы много задумок и планов. «Мир слишком удиви­телен, чтобы сидеть сложа руки!» — взяв на вооружение этот лозунг Ричарда Брэнсона, Совет Школы планирует дальнейшую деятель­ность. У Совета школы много за­думок и планов.

Совместная деятельность школьной администрации, педа­гогического коллектива, учениче­ского содружества, родительско­го сообщества, возглавляемого Советом школы, поддержива­ется социальными партнерами и городской администрацией, а экономическая поддержка раз­вития школы расширяется за счет государственных поступлений и привлечения донорских средств предпринимателей, получаемых в ходе фандрайзинговых кампаний.

Школа имеет стабильный со­циальный имидж, является до­стойным и конкурентоспособным партнером, добивается высокой результативности и от этого вы­игрывают все: выпускники выходят «в жизнь» социально адаптирован­ными Личностями, способными к деятельности на благо свое, своих родителей и Отечества, родители испытывают радость от этого и чувствуют уверенность в обе­спеченной и спокойной старости, общество получает полноценных и дееспособных тружеников и па­триотов страны, а государство от этого только крепнет и процветает. Адам Смит (тот самый, которого читал Евгений Онегин у Пушкина!) считал, что лучше всего, когда каждый член группы действует в своих интересах — тогда будет успех! Но мы хотим добавить: «…в своих интересах, но с учетом общей пользы!» И тогда мир будет продвигаться по пути к Гармонии, Красоте и Совершенству. 

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий

Материалы автора
21 марта 2025 17:34 В Фонде «Защитники Отечества» Челябинской области состоялся турнир в рамках Федерального проекта «Шахматы для СВОих» среди ветеранов специальной военной операции

Открыли торжественный турнир координатор партийного проекта «Шахматный Всеобуч» Сенатор РФ Олег Цепкин, член Генерального совета партии «Единая Россия» руководитель Ассоциации ветеранов СВО в Челя...

21 марта 2025 13:00 Жители Копейска получили ответы на острые вопросы

Светлана Логанова провела традиционный прямой телефон с жителями Копейского городского округа. В течение часа глава города рассмотрела обращения копейчан по наиболее актуальным вопросам.