«Вместе выгодно шагать…», или особенности управления в 48-ой школе Копейска
За 50 лет существования (а школа № 48 в 2015 году празднует свой «золотой» юбилей) в школе работали и работают органы школьного ученического самоуправления и детские организации, родители собирались и продолжают собираться на классные и общешкольные комитеты, собрания, конференции, педагоги решали и решают насущные вопросы в первичных профсоюзах и на педагогических советах.
Но не секрет, что прежняя организация образования была все-таки более замкнутой на себе, закрытой, консервативной (такие условия диктовала эпоха!).
В далекие 70-е учебное заведение имело надежные связи с шефами — машиностроительным заводом имени С. М. Кирова. Именно тогда закладывались основы социального имиджа школы: производственные бригады старшеклассников из сорок восьмой побеждали в городских соревнованиях и были известны в Копейске, дружба с заводчанами была нужна обеим сторонам. Школа получала материальную поддержку и помощь в профориентационной работе, а завод «ковал» будущее завода: воспитывал вместе с педагогами и родителями (а они в большинстве своем были работниками этого градообразующего предприятия) достойную рабочую смену. Взаимодействие носило характер утилитарный и сугубо практический.
Ситуация же сегодняшнего дня складывается из смещения акцентов в работе как следствия расширения общественного участия в управлении образованием, роста влияния самого общества на качество образования, открытости, прозрачности и возникающей необходимости диалога. Процесс активной социализации человека, выбор им своего индивидуального жизненного пути посредством саморазвития, формирование мировоззрения и развитие качеств личности — вот что в данный момент становится приоритетным и в совокупности представляет то, что мы называем «качеством образования».
В нем заинтересованы все. И это подтверждает мониторинг состояния удовлетворённости услугами, предоставляемыми школой, определение степени популярности школы, ее сильных и слабых сторон. Каждый участник образовательных отношений мечтает о своей ШКОЛЕ.
Учителям нужны «хорошие дети», «полная оснащенность кабинетов», «комфорт» и «взаимоуважение». Ученики мечтают, «чтобы было интересно и не скучно», «чтобы замечали, что я человек, а не фамилия в журнале», «чтобы не учили тому, что никому не нужно», «чтобы были хорошие отношения с учителями», «чтобы можно было самим принимать решения, касающиеся моего класса или школы, чтобы к моему мнению прислушивались», «чтобы не унижали, не издевались, не крали», «чтобы вкусно кормили», «чтобы было уютно». Кому-то из родителей нужен «хороший и добрый учитель», другим — «строгий квалифицированный педагог», кто-то хочет «принимать участие в жизни школы», а иному лучше «поменьше вызовов в школу», но всем важны «чистота, тишина, порядок, безопасность».
В наше время для удовлетворения этих потребностей от управленцев требуется компетентность в области социального менеджмента и использование системного подхода в налаживании учебно-воспитательной деятельности всех участников образовательных отношений. Управление должно стать государственно-общественным, т.е. таким, в котором представлены две взаимодействующие составляющие: государственная (представители школы) и общественная (представители социума, родителей и детей).
На пути к такому управлению школа находится еще с конца прошлого века — с 1997 года. Тогда в МОУ СОШ № 48 школьная жизнь стала организовываться Советом Президента и Школьной Думой по законам Школьной Республики, с начала 2000-ых начал плодотворно работать Попечительский Совет, педагоги почувствовали поддержку общественную, за которой пошло возрождение и поддержки государственной.
Один за другим в образовательной организации реализовывались проекты: совместные с «Союз – Полимер» (школьное кафе «Радужное» — 2005 год; видеокласс «Звездный» — 2012 год; кабинет математики № 301 — 2012 год; гардероб — 2008 год); с ОАО «КМЗ» (спортивный зал «Россиянин» — 2008 год; видеокласс «Звездный» — 2012 год; кабинет русского языка и литературы № 202 — 2008 год; кабинет математики № 301 — 2012 год; гардероб — 2008 год).
С 2009 года выпускникам средней школы вручаются премии «ЕГЭ» за 80» и «Пчелочка златая».
Сейчас с полной уверенностью можно говорить о существовании в МОУ СОШ № 48 проверенной временем системы ГОУ, базирующейся на единстве и связи «учитель — ученик — родитель — общественность».
Сегодня Совет Школы, состоящий из двух Палат — Совета представителей образовательных отношений (Верхняя палата — 21 человек) и Совета представителей родительской общественности классных коллективов (Нижняя палата, объединяющая представителей Совета отцов, Совета матерей, Попечительского совета — 126 человек) насчитывает 147 человек.
Как коллегиальный орган самоуправления Совет школы сам пришел к выводу о том, что должен решать задачу формирования здоровьесберегающей образовательной среды, то есть стать самым активным участником создания качественных материально-технических условий реализации основной образовательной программы общего образования.
С 2011 года были реализованы серьезные проекты, которые делают образовательное пространство безопасным и решают вопросы его эстетики (2011 – 2014 годы — проект «Школьное видеонаблюдение»), в 2014-2015 учебном году реализуются проекты «50 х 50» (замена оконных блоков на лицевой части фасада здания), «Школьный учебник».
Основой выстраивания взаимоотношений «школа – родители» (из 147 членов Совета Школы 137 — родители) является проектная технология — коллективное обсуждение проблем, вопросов, которые имеют место быть в школе, их ранжирование, составление «дорожной карты», их решения. Технология Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», используемая на заседаниях Совета Матерей, и психо-геометрический тест Сьюзена Деллингера, проводимый на Совете Отцов, позволяют выстраивать действительно партнерские «субъект – субъектные» отношения между школой, социумом и родительской общественностью.
У Совета школы много задумок и планов. «Мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки!» — взяв на вооружение этот лозунг Ричарда Брэнсона, Совет Школы планирует дальнейшую деятельность. У Совета школы много задумок и планов.
Совместная деятельность школьной администрации, педагогического коллектива, ученического содружества, родительского сообщества, возглавляемого Советом школы, поддерживается социальными партнерами и городской администрацией, а экономическая поддержка развития школы расширяется за счет государственных поступлений и привлечения донорских средств предпринимателей, получаемых в ходе фандрайзинговых кампаний.
Школа имеет стабильный социальный имидж, является достойным и конкурентоспособным партнером, добивается высокой результативности и от этого выигрывают все: выпускники выходят «в жизнь» социально адаптированными Личностями, способными к деятельности на благо свое, своих родителей и Отечества, родители испытывают радость от этого и чувствуют уверенность в обеспеченной и спокойной старости, общество получает полноценных и дееспособных тружеников и патриотов страны, а государство от этого только крепнет и процветает. Адам Смит (тот самый, которого читал Евгений Онегин у Пушкина!) считал, что лучше всего, когда каждый член группы действует в своих интересах — тогда будет успех! Но мы хотим добавить: «…в своих интересах, но с учетом общей пользы!» И тогда мир будет продвигаться по пути к Гармонии, Красоте и Совершенству.
Открыли торжественный турнир координатор партийного проекта «Шахматный Всеобуч» Сенатор РФ Олег Цепкин, член Генерального совета партии «Единая Россия» руководитель Ассоциации ветеранов СВО в Челя...
Светлана Логанова провела традиционный прямой телефон с жителями Копейского городского округа. В течение часа глава города рассмотрела обращения копейчан по наиболее актуальным вопросам.