РЕШЕНИЕ от 26.10.2011 №378-МО Об утверждении порядка обращения с отходами производства и потребления на территории Копейского городского округа Челябинской области
В соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", уставом муниципального образования «Копейский городской округ» Собрание депутатов Копейского городского округа Челябинской области РЕШАЕТ:
1. Утвердить Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории Копейского городского округа Челябинской области (приложение).
4. Решение вступает в силу с момента публикации.
Заместитель главы администрации Копейского городского округа Челябинской области В.Г.Бисеров
Приложение к решению Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 26.10.2011 №378-МО Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории Копейского городского округа Челябинской области
Порядок разработан на основании и в соответствии с действующим:
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- законом Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области»;
- СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
- уставом муниципального образования «Копейский городской округ»;
- сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержден Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 07.03. 1999.
5. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
1) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
2) опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
3) класс опасности - степень вредного воздействия отходов на окружающую среду. Отходы в зависимости от токсичности химических веществ, содержащихся в них, проявляют различную степень воздействия на окружающую среду и могут быть чрезвычайно опасными (относящиеся к I классу токсичности), высокоопасными (II класс), умеренно опасными (III класс), малоопасными (IV класс), практически неопасными (V класс);
4) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
6) вторичные материальные ресурсы - отходы, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;
7) вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, уже переработанные для дальнейшего повторного использования в производственном процессе;
8) твердые бытовые отходы - твердые отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности людей (мелкие бытовые отходы, упаковочные материалы, мусор от уборки помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и т.д.);
9) жидкие бытовые отходы - жидкие отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, фекальные отходы нецентрализованной канализации;
10) отработанные ртутьсодержащие лампы - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента;
11) потребители ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением;
12) отходы строительства и сноса - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве, разрушении, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;
13) размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
14) хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
15) захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
16) сбор отходов - приём или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
17) транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
18) накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
19) обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
20) утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий;
21) использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (оказание услуг) или получение энергии;
22) специализированные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;
23) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
24) объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (санкционированная свалка, полигон, шламонакопитель и другое);
25) несанкционированное размещение отходов - самовольное размещение отходов на необорудованных территориях без соответствующего разрешения органов местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области и федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;
26) несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов;
27) лицензия на ведение деятельности в области обращения с отходами - специальное разрешение на осуществление деятельности в области обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях;
28) федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами - федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, их территориальные органы, на которые в установленном порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами, в том числе государственные специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды, в области санитарно-эпидемиологического надзора, в области охраны и использования земель.
III. Управление деятельностью по обращению с отходами
1) охраны и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности городского населения;
2) сочетания экономических, экологических, социальных и иных интересов в области обращения с отходами на основе градостроительной документации, долгосрочных программ и планов развития в данной сфере;
3) использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов, степени их опасности и вовлечения их в хозяйственный оборот;
4) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
5) организация разработки муниципальных правовых актов и инструктивно-методической документации по обращению с отходами на территории городского округа;
6) недопущения образования несанкционированных свалок отходов и захламления территорий;
7) возмещения ущерба за вред, причиненный окружающей среде и здоровью граждан в результате нарушения требований по обращению с отходами;
8) доступности информации в области обращения с отходами.
1) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
2) организация исполнения действующего законодательства в сфере обращения с отходами;
3) участие в разработке и реализации целевых программ Челябинской области в сфере обращения с отходами;
4) разработка, утверждение и реализация целевых программ в области обращения с отходами;
5) определение норм накопления отходов потребления;
6) участие в разработке тарифов на все операции по обращению с отходами;
7) создание экономических, социальных и правовых условий для уменьшения образования отходов, внедрения малоотходных технологий, рационального использования природных ресурсов и вторичного сырья;
8) организация и координация деятельности органа, осуществляющего муниципальное управление в области обращения с отходами;
9) организация разработки схемы санитарной очистки города;
10) создание муниципальных предприятий (учреждений), осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами;
11) принятие решений о размещении, проектировании и строительстве объектов по хранению, переработке и утилизации отходов в порядке, установленном действующим законодательством;
12) организация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при обращении с отходами;
13) создание условий для предотвращения образования несанкционированных свалок отходов, захламлений и организация работ по их ликвидации;
14) обеспечение юридических и физических лиц информацией в области обращения с отходами;
15) организация и обеспечение просветительской деятельности в области обращения с отходами;
16) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
IV. Отходы как объект права собственности и сделки с ними
10. Право собственности на отходы регулируется в соответствии с федеральным законодательством.
12. В случае если передача отходов не была оформлена надлежащим образом, то собственник несёт за них ответственность независимо от места размещения отходов.
V. Требования к производителям отходов
14. Производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны:
1) соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Челябинской области и муниципальными правовыми актами Копейского городского округа;
2) использовать малоотходные технологии на основе современных научно-технических достижений;
3) обеспечивать временное хранение и использование вторичного сырья либо заключать договоры с соответствующими организациями по его сбору и использованию;
4) обеспечивать сбор, сортировку, безопасное и раздельное хранение, транспортирование, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются;
5) обеспечивать хранение и удаление отходов раздельно в зависимости от их класса опасности и вида;
6) не допускать уничтожения и порчи отходов, переработка которых может быть осуществлена на отходоперерабатывающих предприятиях;
7) не допускать смешивания коммунальных отходов с отходами, подлежащими сортировке либо использованию в качестве вторичных материальных ресурсов;
8) не допускать смешивания отходов, передаваемых на переработку, если такое смешивание запрещено применяемыми существующими технологиями переработки;
9) назначать ответственных должностных лиц в области обращения с отходами;
10) проводить инвентаризацию принадлежащих им отходов и объектов их размещения, хранения, утилизации и переработки;
11) вести учет образуемых, перерабатываемых, утилизируемых и вывозимых для захоронения отходов;
12) оплачивать услуги по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов по тарифам, устанавливаемым в соответствии с действующим законодательством;
13) проводить мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
14) возмещать вред, причинённый окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке, установленном действующим законодательством.
18. Производители отходов - физические лица обязаны:
1) соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Челябинской области и муниципальными правовыми актами Копейского городского округа;
2) принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека;
3) своевременно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами;
4) оплачивать услуги по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов по тарифам, устанавливаемым в соответствии с действующим законодательством;
5) возмещать вред, причинённый окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке, установленном действующим законодательством.
19. На территории Копейского городского округа запрещается:
1) складирование и размещение отходов вне специально отведенных для этой цели мест;
2)захоронение и использование отходов строительства и сноса на территории строительной площадки;
3) размещение отходов, образующихся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе объектов торговли на контейнерных площадках, предназначенных для сбора отходов от жилищного фонда, при отсутствии документально подтвержденного разрешения на обращение с отходами с балансодержателем контейнерной площадки и переполнение данных контейнеров и контейнерных площадок упаковочной тарой, оставшейся после окончания торговли;
4) сброс отходов в водоёмы, на территории общего пользования вне специально отведенных для этой цели мест, выбрасывание отходов из транспортных средств, окон, с балконов или лоджий, помещений многоквартирных домов, зданий, сооружений на территории общего пользования, проезжую часть, а также сброс отходов в приемники канализации;
5) организация несанкционированных свалок на территориях общего пользования;
6) сжигание отходов, листьев, древесно-растительных отходов, образующихся при производстве работ по сносу (обрезке) зелёных насаждений, на территориях общего пользования;
7) размещение транспортных средств на территориях общего пользования, препятствующее механизированной уборке и вывозу отходов;
8) самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома;
9) слив жидких бытовых и промышленных отходов, технических жидкостей на рельеф местности, в сети ливневой канализации, а также в сети фекальной канализации в неустановленных местах;
10) переполнение мест сбора жидких бытовых отходов в неканализованных домовладениях;
11) устройство выгребных ям в прибрежно-защитной зоне поверхностных водоемов с нарушением норм, установленных действующим законодательством;
12) сброс в контейнеры для твердых бытовых отходов крупногабаритных бытовых и строительных отходов.
VI. Требования к сбору, хранению, утилизации и переработке отходов
23. Утилизация и переработка отходов должны осуществляться специализированными организациями в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
VII. Требования к транспортированию и размещению отходов
25. Транспортирование отходов производится на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах, обеспечивающих предотвращение потерь отходов в пути. В соответствии с утвержденными маршрутами движения на объекты размещения отходов, при наличии у водителя транспортного средства документов, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
26. Не допускается совместное транспортирование и смешивание коммунальных отходов с отходами, подлежащими сортировке либо использованию в качестве вторичных материальных ресурсов.
VIII. Требования к обращению с твёрдыми бытовыми отходами
31. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Если плотность застройки не позволяет выполнить данное требование, то решение об установки контейнеров принимается комиссией.
IX. Требования к обращению с жидкими бытовыми отходами
39. Дворовые уборные должны иметь наземную часть и водонепроницаемый выгреб.
Объем выгреба рассчитывается исходя из численности населения. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается заполнение выгреба нечистотами выше, чем до 0,35 м от поверхности земли.
40. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 м и не более 100 м.
На территории частных домовладений размещение дворовых уборных определяется самими домовладельцами и расстояние может быть сокращено до 8-10 метров.
В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 метров.
X. Требования к обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами
44. Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения.
45. Жители многоквартирных домов и частных домовладений передают образованные ими отработанные ртутьсодержащие лампы специализированной организации, осуществляющей сбор отработанных ртутьсодержащих ламп.
Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.
XI. Требования к обращению с отходами строительства и сноса
49. Смешивание отходов строительства и сноса, исключающее их дальнейшую переработку, не допускается.
XII. Требования по обращению с нефтесодержащими отходами
54. Деятельность в сфере обращения с нефтесодержащими отходами должна осуществляться без риска сверхнормативного загрязнения воды, воздуха, почвы, растительности, без создания неприятных запахов.
55. Отработанные нефтепродукты (отработанные масла) являются вторичным сырьем, поэтому на предприятиях всех форм собственности должны быть организованы сбор индустриальных, компрессорных, моторных, турбинных, трансформаторных масел и их сдача на предприятия по переработке и обезвреживанию, имеющие соответствующую лицензию.
56. Производители отходов или осуществляющие иную деятельность в сфере обращения с нефтесодержащими отходами, обязаны определить должностное лицо, ответственное за обеспечение соблюдения правил обращения с нефтесодержащими отходами.
57. Производители отходов обязаны разработать инструкцию по сбору, хранению, тары, транспортированию нефтесодержащих отходов, исключающих их разлив, самовозгорание, по организации их учета, по ликвидации последствий аварий, утечек, самовозгорания и т.д.
58. Сбор нефтесодержащих отходов II-III классов опасности, своих или полученных на переработку, производится в закрытой таре, специальных емкостях, исключающих загрязнение окружающей среды, имеющих соответствующую маркировку.
59. Смешивание отработанных нефтепродуктов допускается в случаях, когда не ухудшаются свойства отходов как вторичного сырья.
XIII. Требования по обращению с отходами, являющимися вторичными ресурсами
60. Использование отходов в качестве вторичного сырья является приоритетным направлением обращения с отходами.
Единственными разрешенными способами обращения с отходами, являющимися вторичным сырьем, являются его повторное использование, переработка или действие, направленное на получение энергии, сырья или материалов, пригодных для повторного использования. С этой целью собственник отходов, являющихся вторичным сырьем, обязан: проводить их утилизацию собственными силами на аттестованном перерабатывающем комплексе либо заключить договор со специализированной организацией, занимающиеся приемом и дальнейшей переработкой данных видов отходов.
61. Факт использования или реализации вторичного сырья оформляется документально (договор, накладная и т.д.).
62. Сбор и накопление отходов, являющихся вторичными ресурсами (картонная упаковка, металлолом, изношенные покрышки, макулатура, пластмасса, стеклобой, древесные отходы и т.д.), должны осуществляться раздельно по их видам для того, чтобы обеспечить их максимальное использование в качестве вторичного сырья.
63. Лом и отходы черных и цветных металлов передаются в пункты приема металлолома. Аккумуляторные батареи с предварительно слитым электролитом также передаются в пункты приема, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Слитый электролит необходимо обезвредить (нейтрализовать), при наличии на предприятии участка нейтрализации. В противном случае необходимо сдавать отработанные аккумуляторные батареи в сборе в специализированную организацию.
64. Отработанные картонную упаковку, автопокрышки и камеры, резинотехнические изделия, стеклобой, макулатуру, полиэтиленовую пленку и т.п., необходимо сдавать в специализированные организации, занимающиеся приемом и дальнейшей переработкой данных видов отходов.
65. Древесные отходы (кусковые отходы, опилки, стружка и т.п.) могут использоваться в качестве топлива при наличии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
XIV. Методы экономического регулирования в области обращения с отходами
66. К методам экономического регулирования в области обращения с отходами относятся:
стимулирование производителей отходов к использованию отходов в своей хозяйственной деятельности;
создание условий для деятельности субъектов малого предпринимательства в системе обращения с отходами, разработка эффективных технологий работы с отходами, ориентированной на малый бизнес, а также технических средств, необходимых для реализации этих технологий;
установление пониженного коэффициента к ставкам арендной платы за землю юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим переработку, использование и обезвреживание отходов;
иные методы экономического регулирования в области обращения с отходами.
67. Основаниями для применения мер экономического регулирования являются:
участие производителей отходов в реализации целевых программ в области обращения с отходами;
проведение производителями отходов мероприятий по рациональному использованию первичного сырья;
применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
внедрение оборудования по переработке собственных отходов;
использование вторичного сырья;
инвестирование в строительство объектов по переработке и уничтожению отходов.
XV. Предоставление информации при обращении с отходами
XVI. Контроль в области обращения с отходами
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Челябинской области (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
XVII. Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
74. Нарушение установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований в области обращения с отходами гражданами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностными и юридическими лицами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель главы администрации Копейского городского округа Челябинской области по имущественным вопросам В.В. Зыков
22 сентября в Копейске прошло открытие Чемпионата и Первенства Челябинской области по универсальному бою памяти копейчанина Максима Занина.
В дежурную часть ОМВД по городу Копейску с заявлением о краже обратилась владелица салона красоты, расположенного в поселке Бажова.