19 апреля 2019 13:09
«Нужны ли Челябинской области компетентные экономисты?»
Представители профильного экономического образования и челябинского бизнеса выступили в роли экспертов на пресс-конференции на тему: "Нужны ли Челябинской области компетентные экономисты?
5 ответов на вопрос, почему челябинский бизнес не может получить компетентных экономистов
Татьяна Максимова, к.эн., доцент, завкафедрой «Экономика и финансы» Уральского филиала Финуниверситета при правительстве РФ:
- Обозначу пять основных проблем, с которыми мы сталкиваемся при подготовке будущих специалистов в области экономики в челябинских вузах.
Первая проблема – общее снижение количества учащихся. Здесь подмешиваются, конечно, и демографические процессы, но также наблюдается и общее сокращение числа поступающих на экономические профили (это число снизилось за 3 года на 25%).
Вторая – нехватка самих профильных вузов. Подготовкой таких специалистов в нашем регионе занимается четыре крупных вуза – Уральский филиал Финуниверситета, ЮУрГУ, ЧелГУ и Челябинский филиал РАНХиГС (в последнем, правда, делается акцент на государственное и муниципальное правление). Было еще несколько непрофильных вузов, которые готовили, в том числе, специалистов в области экономики, но в силу последних изменений в образовательной среде у них отозвали аккредитацию на подготовку экономистов.
Третья проблема – сосредоточение бюджетных мест в столичных вузах. То есть финансовые ресурсы на подготовку специалистов в области экономики, в том числе предоставление мест в общежитиях, в основном – в Москве. Поэтому дети, которые имеют более высокий балл по ЕГЭ, стараются поступить именно в эти вузы, и после их окончания редко кто возвращается в Челябинск.
Четвертая проблема – постоянные изменения нормативного регулирования в области профессионального высшего образования. За последние 10 лет мы пережили три поколения образовательных стандартов. Это не может не отразиться на качестве подготовки специалистов в области экономики. Например, стандарт по экономике «3++», который должен быть принят и мы должны осуществлять набор с 1 сентября 2019-го именно по этому поколению стандарта, не содержит наименования «профессиональные компетенции». В этом стандарте прописано, что каждое учебное заведение должно самостоятельно прописать профкомпетенции. Тут уже возникает вопрос взаимодействия с практической сферой – с бизнесом, с госструктурами: какие компетенции они ждут от выпускников и с чем готовы принимать специалистов на работу? Нашему вузу дано право готовить специалистов по собственным стандартам, поэтому у нас эти компетенции сформулированы. И, тем не менее, проблема в сфере образования в целом существуют, и работодатели должны это понимать.
И, наконец, пятая проблема. Не совсем корректные заявления властных структур о том, что, например, профессия «бухгалтер» умрет, о том, что у нас переизбыток экономистов, сделали свое дело. У молодежи появилась боязнь поступать на экономические профили.
Как результат – недостаточное для бизнеса количество выпускников по экономическому профилю в Челябинской области. А потребность в таких специалистах, что мы постоянно ощущаем, со стороны работодателей растет. Не проходит и дня, чтобы ко мне не обратился кто-то из работодателей. Обращается коммерция, банковский сектор, госслужба. Но всегда просят: «выбери самого лучшего». А выбрать уже практически не из кого – их просто физически нет.
Служба занятости составляет свой рейтинг на основании собственных учетных данных, т.е. они располагают только теми вакансиями и заявлениями, которые стоят у них на учете. По тем же службам занятости в Челябинской области (без Челябинска) в феврале только по бухгалтерам 148 вакансий, экономист – 80 вакансий, специалисты ГМУ – 51. Плюс мы взаимодействуем с работодателями и, в частности, работаем с кадровыми службами ФНС, и у них на сегодня только по Челябинску 50 вакансий нашего профиля. И мы еще не анализировали коммерческие сайты, типа hh.ru, "Работа74" и т.д.
Непрофильные вузы дискредитировали профессию экономиста
Ирина Кравченко, к.п.н., доцент, завкафедрой «Философия, история и право» Уральского филиала Финуниверситета при правительстве РФ:
- Специальность экономиста за 20 с лишним нет была в определенной степени дискредитирована. Это было сделано, в том числе, благодаря тому, что многие непрофильные вузы, когда государство дало им такую возможность, стали готовить специалистов и банковской сферы, и бухучета, и иных финансово-экономических направлений. То есть вузы технического характера, вузы, которые раньше вообще не имели опыта в подготовке таких специалистов (большое количество частных учебных заведений), начинают осуществлять набор, не имея ни материально-технической базы, ни специалистов в этой сфере. В результате рынок труда получает колоссальное количество экономистов, не умеющих осуществлять на должном высоком уровне профессиональные компетенции.
Уральский филиал, отмечу, всегда готовил экономистов – и в советский, и в постсоветский период. И сегодня мы продолжаем готовить именно специалистов в сфере экономики. Наши студенты проходят обучение у профессионалов, в том числе с привлечение практиков. И по трудоустройству наших выпускников – очень хорошие показатели (наших специалистов работодатели трудоустраивают с большим желанием), что не дает нам оснований говорить о том, что экономисты сегодня не востребованы. Но востребованность есть именно в профессионалах.
Мы заинтересованы в абитуриентах с высокими баллами ЕГЭ, замотивированных на направление «экономика». Но абитуриенты в силу правил приема имеют право подать документы в пять учебных заведений, чем абитуриенты и пользуются. В результате мы имеем колоссальную массу документов, но на входе – лишь небольшой процент заинтересованных абитуриентов. Кроме заинтересованности, конечно, хотелось бы видеть и хорошую подготовку на выходе. Мы работаем с абитуриентами на начальной стадии. В рамках профориентационной деятельности с начальной школы. Мы финансово ориентируем детей, начиная с 4 класса. Более углубленная программа – 8-11 классы.
Столичные вузы, конечно, имеют более серьезные материальные ресурсы, позволяющие расширить и сеть общежитий, и дать возможность обучаться в серьезной материально-технической обстановке. Но мы не уступаем многим вузам: у нас свой корпус, свое общежитие, плюс традиционно достаточное количество бюджетных мест по экономическому и управленческому профилям. Плюс мы имеем возможность предоставлять скидки на платное обучение, цену за которое, к слову, в отличие от некоторых других вузов, устанавливаем не сами, а государство.
Работодатели – о дефиците квалифицированных экономистов
Игорь Сухих, заместитель директора по персоналу и социальному развитию ЧКПЗ:
- У нас предприятие с большим количеством переделов и очень специфической продукцией. Нам нужны достаточно гибкие в этом отношении специалисты. Действительно, на рынке труда сейчас представлено достаточно много экономистов, но, к сожалению, к качеству их знаний возникает много вопросов. У нас при собеседовании финансовый директор дает достаточно простые задания, уровня 3-4 курса, в виде теста, и процентов 80% соискателей не могут эти задания выполнить. В итоге в течение двух лет я не могу закрыть вакансию «экономист».
Что касается выпускников Финуниверситета, то я не скажу, что у нас их много (но это уже вопрос приоритетов самих выпускников), но те, кто пришли к нам и остались, они действительно достойные специалисты.
Что касается оплаты труда, то у нас, например, зарплата молодого специалиста начинается от 25-30 тыс. руб., а по мере его движения по карьерной лестнице увеличивается и часто – в геометрической прогрессии. Все зависит от возможности и желания специалиста расти дальше.
Алексей Юхачёв, региональный директор ОО «Челябинский» ПАО «Промсвязьбанк»:
- У нас на системной основе выстроено взаимодействие с учебными заведениями. Что касается Финансового университета, мы уже не первый год берем студентов на преддипломную, на производственную практику. Я уже несколько лет являюсь членом государственной экзаменационной комиссии, участвую, в том числе, в работе по защите дипломов. Что это позволяет? Когда мы уже непосредственно общаемся со студентами и анализируем их экзаменационную работу, мы понимаем их уровень. И уровень студентов Финуниверситета как минимум не ниже, чем уровень студентов других ведущих вузов страны.
Если говорить о проблеме переизбытка кадров-экономистов, о чем мы достаточно часто слышим в последнее время от Росстата, то на самом деле качественных экономистов немного. Найти их сложнее, чем раньше. Потребность челябинского рынка в качественных экономистах гораздо выше, чем сегодняшнее предложение. В регионе развивается промышленность, а на таких предприятиях необходимы грамотные экономисты, способный на входе рассчитать коммерческую эффективность и экономическую состоятельность проекта. Перед областью сегодня стоит задача по развитию инвестиционных проектов по замене основных средств, и, если в штате нет экономиста, понимающего суть процесса, то результат финансовых вложений не прогнозируем.
Найти высококлассного кредитного аналитика в Челябинске – это очень большая проблема. Найти высококлассного экономиста, который, даже уже имея опыт работы, способен провести экспресс финансовый анализ коммерческого предприятия – еще большая проблема.
Имидж профессии «экономист» действительно за последние 20 лет пошатнулся, поскольку кадры выпускали все учебные заведения. Плюс раньше считалось, что на экономиста выучиться проще, чем на техническую специальность. Хотя на самом деле качественно подготовленный экономист как минимум не уступает техническому специалисту в знаниях техпроцессов отрасли , в организации планирования производства, в нормировании труда. То есть всесторонне подготовленный экономист, как правило, может работать и директором по производству, и финансовым директором, и коммерческим, и генеральным. А если ты получаешь только техническое образование, то здесь спектр применения знаний гораздо уже.
Экономисты нужны, но – качественные. А таким специалистом можно стать, только если одновременно работать с совокупностью двух факторов. Во-первых, абитуриент, выбирая эту специальность, должен понимать, что будет непросто, но интересно, если он изначально хочет стать высококлассным профессионалом. Вуз, в котором студент будет получать специальность, должен иметь опыт, материально-техническую базу, наработки, хорошую историю.
Когда я провожу собеседование с выпускниками вузов, я всегда спрашиваю, что они хотят на горизонтах 3-5 лет. Есть люди, не очень мотивированные на развитие и большой материальный достаток, которым достаточен уровень старшего или главного специалиста. Но есть те, кто сразу четко представляют дорожную карту своего развития. Любой работодатель всегда заинтересован в развитии молодых специалистов. За три года можно кратно увеличить свой доход.
5 ответов на вопрос, почему челябинский бизнес не может получить компетентных экономистов
Татьяна Максимова, к.эн., доцент, завкафедрой «Экономика и финансы» Уральского филиала Финуниверситета при правительстве РФ:
- Обозначу пять основных проблем, с которыми мы сталкиваемся при подготовке будущих специалистов в области экономики в челябинских вузах.
Первая проблема – общее снижение количества учащихся. Здесь подмешиваются, конечно, и демографические процессы, но также наблюдается и общее сокращение числа поступающих на экономические профили (это число снизилось за 3 года на 25%).
Вторая – нехватка самих профильных вузов. Подготовкой таких специалистов в нашем регионе занимается четыре крупных вуза – Уральский филиал Финуниверситета, ЮУрГУ, ЧелГУ и Челябинский филиал РАНХиГС (в последнем, правда, делается акцент на государственное и муниципальное правление). Было еще несколько непрофильных вузов, которые готовили, в том числе, специалистов в области экономики, но в силу последних изменений в образовательной среде у них отозвали аккредитацию на подготовку экономистов.
Третья проблема – сосредоточение бюджетных мест в столичных вузах. То есть финансовые ресурсы на подготовку специалистов в области экономики, в том числе предоставление мест в общежитиях, в основном – в Москве. Поэтому дети, которые имеют более высокий балл по ЕГЭ, стараются поступить именно в эти вузы, и после их окончания редко кто возвращается в Челябинск.
Четвертая проблема – постоянные изменения нормативного регулирования в области профессионального высшего образования. За последние 10 лет мы пережили три поколения образовательных стандартов. Это не может не отразиться на качестве подготовки специалистов в области экономики. Например, стандарт по экономике «3++», который должен быть принят и мы должны осуществлять набор с 1 сентября 2019-го именно по этому поколению стандарта, не содержит наименования «профессиональные компетенции». В этом стандарте прописано, что каждое учебное заведение должно самостоятельно прописать профкомпетенции. Тут уже возникает вопрос взаимодействия с практической сферой – с бизнесом, с госструктурами: какие компетенции они ждут от выпускников и с чем готовы принимать специалистов на работу? Нашему вузу дано право готовить специалистов по собственным стандартам, поэтому у нас эти компетенции сформулированы. И, тем не менее, проблема в сфере образования в целом существуют, и работодатели должны это понимать.
И, наконец, пятая проблема. Не совсем корректные заявления властных структур о том, что, например, профессия «бухгалтер» умрет, о том, что у нас переизбыток экономистов, сделали свое дело. У молодежи появилась боязнь поступать на экономические профили.
Как результат – недостаточное для бизнеса количество выпускников по экономическому профилю в Челябинской области. А потребность в таких специалистах, что мы постоянно ощущаем, со стороны работодателей растет. Не проходит и дня, чтобы ко мне не обратился кто-то из работодателей. Обращается коммерция, банковский сектор, госслужба. Но всегда просят: «выбери самого лучшего». А выбрать уже практически не из кого – их просто физически нет.
Служба занятости составляет свой рейтинг на основании собственных учетных данных, т.е. они располагают только теми вакансиями и заявлениями, которые стоят у них на учете. По тем же службам занятости в Челябинской области (без Челябинска) в феврале только по бухгалтерам 148 вакансий, экономист – 80 вакансий, специалисты ГМУ – 51. Плюс мы взаимодействуем с работодателями и, в частности, работаем с кадровыми службами ФНС, и у них на сегодня только по Челябинску 50 вакансий нашего профиля. И мы еще не анализировали коммерческие сайты, типа hh.ru, "Работа74" и т.д.
Непрофильные вузы дискредитировали профессию экономиста
Ирина Кравченко, к.п.н., доцент, завкафедрой «Философия, история и право» Уральского филиала Финуниверситета при правительстве РФ:
- Специальность экономиста за 20 с лишним нет была в определенной степени дискредитирована. Это было сделано, в том числе, благодаря тому, что многие непрофильные вузы, когда государство дало им такую возможность, стали готовить специалистов и банковской сферы, и бухучета, и иных финансово-экономических направлений. То есть вузы технического характера, вузы, которые раньше вообще не имели опыта в подготовке таких специалистов (большое количество частных учебных заведений), начинают осуществлять набор, не имея ни материально-технической базы, ни специалистов в этой сфере. В результате рынок труда получает колоссальное количество экономистов, не умеющих осуществлять на должном высоком уровне профессиональные компетенции.
Уральский филиал, отмечу, всегда готовил экономистов – и в советский, и в постсоветский период. И сегодня мы продолжаем готовить именно специалистов в сфере экономики. Наши студенты проходят обучение у профессионалов, в том числе с привлечение практиков. И по трудоустройству наших выпускников – очень хорошие показатели (наших специалистов работодатели трудоустраивают с большим желанием), что не дает нам оснований говорить о том, что экономисты сегодня не востребованы. Но востребованность есть именно в профессионалах.
Мы заинтересованы в абитуриентах с высокими баллами ЕГЭ, замотивированных на направление «экономика». Но абитуриенты в силу правил приема имеют право подать документы в пять учебных заведений, чем абитуриенты и пользуются. В результате мы имеем колоссальную массу документов, но на входе – лишь небольшой процент заинтересованных абитуриентов. Кроме заинтересованности, конечно, хотелось бы видеть и хорошую подготовку на выходе. Мы работаем с абитуриентами на начальной стадии. В рамках профориентационной деятельности с начальной школы. Мы финансово ориентируем детей, начиная с 4 класса. Более углубленная программа – 8-11 классы.
Столичные вузы, конечно, имеют более серьезные материальные ресурсы, позволяющие расширить и сеть общежитий, и дать возможность обучаться в серьезной материально-технической обстановке. Но мы не уступаем многим вузам: у нас свой корпус, свое общежитие, плюс традиционно достаточное количество бюджетных мест по экономическому и управленческому профилям. Плюс мы имеем возможность предоставлять скидки на платное обучение, цену за которое, к слову, в отличие от некоторых других вузов, устанавливаем не сами, а государство.
Работодатели – о дефиците квалифицированных экономистов
Игорь Сухих, заместитель директора по персоналу и социальному развитию ЧКПЗ:
- У нас предприятие с большим количеством переделов и очень специфической продукцией. Нам нужны достаточно гибкие в этом отношении специалисты. Действительно, на рынке труда сейчас представлено достаточно много экономистов, но, к сожалению, к качеству их знаний возникает много вопросов. У нас при собеседовании финансовый директор дает достаточно простые задания, уровня 3-4 курса, в виде теста, и процентов 80% соискателей не могут эти задания выполнить. В итоге в течение двух лет я не могу закрыть вакансию «экономист».
Что касается выпускников Финуниверситета, то я не скажу, что у нас их много (но это уже вопрос приоритетов самих выпускников), но те, кто пришли к нам и остались, они действительно достойные специалисты.
Что касается оплаты труда, то у нас, например, зарплата молодого специалиста начинается от 25-30 тыс. руб., а по мере его движения по карьерной лестнице увеличивается и часто – в геометрической прогрессии. Все зависит от возможности и желания специалиста расти дальше.
Алексей Юхачёв, региональный директор ОО «Челябинский» ПАО «Промсвязьбанк»:
- У нас на системной основе выстроено взаимодействие с учебными заведениями. Что касается Финансового университета, мы уже не первый год берем студентов на преддипломную, на производственную практику. Я уже несколько лет являюсь членом государственной экзаменационной комиссии, участвую, в том числе, в работе по защите дипломов. Что это позволяет? Когда мы уже непосредственно общаемся со студентами и анализируем их экзаменационную работу, мы понимаем их уровень. И уровень студентов Финуниверситета как минимум не ниже, чем уровень студентов других ведущих вузов страны.
Если говорить о проблеме переизбытка кадров-экономистов, о чем мы достаточно часто слышим в последнее время от Росстата, то на самом деле качественных экономистов немного. Найти их сложнее, чем раньше. Потребность челябинского рынка в качественных экономистах гораздо выше, чем сегодняшнее предложение. В регионе развивается промышленность, а на таких предприятиях необходимы грамотные экономисты, способный на входе рассчитать коммерческую эффективность и экономическую состоятельность проекта. Перед областью сегодня стоит задача по развитию инвестиционных проектов по замене основных средств, и, если в штате нет экономиста, понимающего суть процесса, то результат финансовых вложений не прогнозируем.
Найти высококлассного кредитного аналитика в Челябинске – это очень большая проблема. Найти высококлассного экономиста, который, даже уже имея опыт работы, способен провести экспресс финансовый анализ коммерческого предприятия – еще большая проблема.
Имидж профессии «экономист» действительно за последние 20 лет пошатнулся, поскольку кадры выпускали все учебные заведения. Плюс раньше считалось, что на экономиста выучиться проще, чем на техническую специальность. Хотя на самом деле качественно подготовленный экономист как минимум не уступает техническому специалисту в знаниях техпроцессов отрасли , в организации планирования производства, в нормировании труда. То есть всесторонне подготовленный экономист, как правило, может работать и директором по производству, и финансовым директором, и коммерческим, и генеральным. А если ты получаешь только техническое образование, то здесь спектр применения знаний гораздо уже.
Экономисты нужны, но – качественные. А таким специалистом можно стать, только если одновременно работать с совокупностью двух факторов. Во-первых, абитуриент, выбирая эту специальность, должен понимать, что будет непросто, но интересно, если он изначально хочет стать высококлассным профессионалом. Вуз, в котором студент будет получать специальность, должен иметь опыт, материально-техническую базу, наработки, хорошую историю.
Когда я провожу собеседование с выпускниками вузов, я всегда спрашиваю, что они хотят на горизонтах 3-5 лет. Есть люди, не очень мотивированные на развитие и большой материальный достаток, которым достаточен уровень старшего или главного специалиста. Но есть те, кто сразу четко представляют дорожную карту своего развития. Любой работодатель всегда заинтересован в развитии молодых специалистов. За три года можно кратно увеличить свой доход.
Темы новостей
0 комментариев
Последние обсуждения
1
Когда в поселке Потанино будет дана горячая вода?
1
Копейского подрядчика по уборке дорог оштрафовали на 600 тысяч рублей
2
Челябинец выиграл в лотерею 5,6 миллионов рублей
1
Как будут работать купели в Копейске в Крещение
1
Копейчанка заняла призовое место во всероссийском конкурсе в номинации «Лучший председатель ТОС»
1
Ночью с 25 на 26 декабря сотрудники ГИБДД на 30 минут перекроют проезжую часть
Оставить комментарий
12 октября 2024 17:00
Символы новой России
Официальными символами России являются герб, флаг и гимн. Это закреплено главным законом страны — Конституцией Российской Федерации. Но есть и другие символы, неофициальные, к таким относят госуда...
12 октября 2024 13:00
Копейчанин из дерева вырезает блюда и столовые приборы
Копейский художник-резчик по дереву Сергей Грицай обожает работать с миниатюрой. Почти каждое его творение, как правило, легко уместится на ладошке, даже детской. Гордится коллекцией сюжетно необы...