Шапка как судьба
В каждом музейном экспонате скрыта своя история, которая может рассказать о прошлом больше, чем учебники или архивные документы. В рубрике «Музейный предмет рассказывает» мы раскрываем тайны уникальных артефактов, чтобы показать, как обычные на первый взгляд вещи становятся свидетелями эпох, судеб и великих событий. Сегодня наш герой — головной убор казаков – кубанка. А чем же он примечателен рассказала заведующий научно-просветительским отделом Краеведческого музея Оксана Мельникова.

В каждом стежке кубанки — история целого народа. Этот традиционный казачий головной убор, хранивший в отвороте молитвы и награды, был не просто элементом формы, а настоящим символом чести и доблести. По цвету верха можно определить к какому войску принадлежит его владелец.
красный – Кубанскому, Донскому, Сибирскому, Енисейскому или Уральскому казачеству.
синий, аналогичный тону отделки на торжественном мундире — Терскому и Оренбургскому;
желтый – Забайкальскому, Астраханскому, Уссурийскому и Иркутскому;
зеленый – отражает отношение к Амурскому казачеству.
черный – может использоваться всеми казачьими округами в условиях повседневного или полевого ношения.
Сегодня покупка новой шапки вместо старой — не проблема, но в старину такого в принципе невозможно было представить, настолько сильно было значение кубанки в жизни казака. В ней он отправлялся в бой, назначался в атаманы.
Внешний вид шапки свидетельствовал о положении в обществе своего обладателя. Кубанка снималась казаком с головы в исключительных случаях: произношение присяги, во время молитвы или при выступлении на Круге.
Владея кубанкой, представитель казачьего рода несет ответственность не только перед семьей и общиной, но и перед страной, народом. Он ее оберегает на протяжении всей жизни, ведь потеря головного убора равноценна потере чести.
В фондах краеведческого музея хранится кубанка партизанская. Согласно легенде, принадлежала она двенадцатилетнему Коле Логинову. В копейский госпиталь № 3032 Коля прибыл из-под Москвы в 1943 году. Когда из Тулы наши войска стали отступать (он был кучером у начальника местного госпиталя), Коля вместе с начальником госпиталя ушел на фронт. В боях под Москвой Коля был ранен и вместе с другими бойцами был эвакуирован в госпиталь. После тяжелого ранения Колю Логинова оперировали ведущий хирург Статиров А.Д., ассистировали операционные сестры: Драничникова С.В., Широкова В.И., наркоз давала Печенкина С.Д. Ему ампутировали левую руку до локтя и правую ногу до колена. Немало дней и бессонных ночей около него провела Серафима Дмитриевна Печенкина, другая медсестра – Нина Александровна Танеева – в критический момент отдала свою кровь. В бреду Коля постоянно просил вернуть ему шапку-кубанку. И вот Лидия Васильевна Колесникова, швея, часто дежурившая в госпитале, сшила и подарила ему шапку-кубанку, когда Коля пришел в сознание. После выписки из госпиталя Колю взял с собой командир Редькин, хотел его усыновить, но по прибытию в город Тулу, мальчик нашел свою сестру и остался с ней. С тех пор Николай Степанович Логинов проживал в Туле. Через 30 лет, в 1973 году, Николай Степанович побывал в Копейске на телепередаче “От всей души” и встретился со своими спасительницами.
Сегодня днём сотрудники МЧС ликвидировали возгорание хозяйственных построек на улице Борьбы.
Программа «Земский работник культуры» была запущена в 2025 году по поручению Президента России к...
8 июля в муниципальном учреждении «Краеведческий музей» состоялась увлекательная культурно-позна...
Челябинское отделение «Единой России» делает акцент на обновлении кадров и укреплении партийного актива. Об этом на региональном форуме муниципальных депутатов заявил секретарь Генсовета партии Вл...
Сегодня днём сотрудники МЧС ликвидировали возгорание хозяйственных построек на улице Борьбы.