Учителя военного поколения
В год 80-летия Великой Победы мы вспоминаем тех, чьи судьбы навсегда переплелись с историей нашей страны. Георгий Волков и Михаил Болотов – представители того героического поколения, которое, пройдя через испытания военного времени, посвятило свою жизнь воспитанию будущих поколений.

Эти люди, познавшие все тяготы военных лет, после Победы не вернулись к мирной жизни – они выбрали путь наставников и руководителей. В качестве учителей и директоров школ они вкладывали свои знания и опыт в подрастающее поколение, передавая им не только предметные знания, но и те важные жизненные уроки, которые вынесли из сурового военного времени.
Их трудовой путь – это яркий пример того, как военное поколение, закалённое трудностями, создавало будущее для следующих поколений. Учителя и директора послевоенной поры не просто обучали детей – они воспитывали новое поколение победителей, закладывая фундамент для мирного и процветающего будущего страны.
Сегодня мы с особым уважением вспоминаем этих людей, чьи судьбы стали символом несгибаемой воли, преданности своему делу и безграничной любви к Родине.
Волков Георгий Евгеньевич
Биография
Георгий Евгеньевич Волков родился 31 июля 1922 года в городе Болхове Орловской области в семье служащих. После окончания школы №4 в Орле в 1941 году начал свою трудовую деятельность учителем начальных классов.
Военные годы
До призыва в армию перенес тяжелые заболевания - туляремию и сыпной тиф с серьезными осложнениями. В 1944 году прошел обучение в 214 АЗСП, служил в 78-й гвардейской стрелковой дивизии в составе 75-й отдельной разведроты, где командовал разведотделением.
В 1944-1945 годах находился на лечении в эвакогоспитале №5838 города Николаева после ранения и контузии. За время пребывания в госпитале проявил себя как активный пропагандист и организатор, за что получил благодарность от командования.
Педагогическая деятельность
После демобилизации в 1945 году начал работать военруком в школе Кировоградской области. В 1950 году был назначен директором детского дома. В 1958 году поступил в Бирский педагогический институт, который окончил в 1962 году по специальности “Русский язык и литература”.
В 1968 году переехал в Копейск, где возглавил школу-интернат №1, которой руководил до выхода на пенсию в 1986 году. Общая продолжительность педагогической деятельности составила 35 лет.
Награды и достижения
Орден Отечественной войны II степени (1985);
Медаль «За отвагу» (1949);
Медаль «За победу над Германией» (1948);
Медаль «За доблестный труд» (1970);
Знак «Победитель соцсоревнования» (1975);
Знак «Ударник десятой пятилетки» (1981);
Многочисленные благодарности от Верховного Главнокомандующего;
Юбилейные медали в честь Великой Победы и Вооруженных сил СССР.
Личная жизнь
Георгий Евгеньевич был женат, в семье воспитали четырех детей, все получили высшее образование. Являлся членом ВЛКСМ (1938-1948) и КПСС (1965-1988).
Скончался 24 февраля 1988 года. Похоронен в городе Копейске.
В истории образовательной системы города Копейска особое место занимают руководители, внесшие значительный вклад в развитие разных учебных заведений. Каждый из них, возглавляя свое учреждение, создавал уникальную образовательную среду и формировал собственные традиции.
Сергей Филиппович Бароненко успешно развивал свое учебное заведение, создавая прочную основу для качественного образования и воспитания учащихся. Его профессионализм и преданность делу позволили школе занять достойное место в системе образования города.
Георгий Евгеньевич Волков, возглавлявший школу-интернат №1 с 1968 по 1984 год, внес неоценимый вклад в развитие интернатного образования. Будучи ветераном Великой Отечественной войны, он сумел создать в учреждении особую атмосферу, где сочетались высокий уровень образования и забота о воспитанниках.
Оба руководителя, несмотря на работу в разных учебных заведениях, демонстрировали общие черты успешного педагогического менеджмента:
Умение создавать профессиональные коллективы;
Внимание к индивидуальному развитию каждого ученика;
Стремление к инновациям в образовании;
Тесное взаимодействие с родительской общественностью.
Важным достижением обоих директоров стало то, что их учебные заведения стали центрами не только образования, но и воспитания подрастающего поколения. Они сумели создать условия, при которых каждый ученик мог раскрыть свои таланты и получить качественное образование.
Результаты их работы проявились в высоких достижениях выпускников, которые успешно продолжали обучение в высших учебных заведениях и становились достойными специалистами в различных областях.
Память о работе этих руководителей сохраняется в истории образовательных учреждений города, а их опыт продолжает служить примером для современных педагогов. Их деятельность показала, что успешное руководство учебным заведением требует не только профессиональных знаний, но и искренней преданности своему делу, умения видеть перспективы развития и готовности воплощать новые идеи в жизнь.
Оба директора, каждый в своем учебном заведении, создали школы, которые стали настоящими очагами просвещения и воспитания, формируя будущее города и его жителей.
От школьной парты до фронтовой дороги
Михаил Алексеевич Болотов родился в 1913 году в многодетной крестьянской семье в деревне Кажакум Челябинской области. С ранних лет ему пришлось оставить учебу ради помощи родителям, но стремление к знаниям не покидало молодого человека.
Путь к профессии начался в 1927 году с учебы в ФЗО города Касли. После окончания продолжил образование в рабфаке Карабаша и Свердловском индустриальном институте. Прервав учебу из-за болезни, Михаил Алексеевич переехал в Кыштым, где в 1935 году окончил курсы преподавателей немецкого языка.
Педагогическая деятельность развернулась в школе №6 Копейска, где он преподавал немецкий язык, а также физику и математику в средней школе №2. Параллельно учился на заочном отделении физмата Челябинского пединститута.
Военный долг призвал Михаила Алексеевича в ряды Красной армии в 1941 году. После окончания курсов в Уфимском пехотном училище в звании лейтенанта отправился на фронт. Последнее письмо родным датировано 26 февраля 1942 года из деревни Выползово.
Трагическая судьба военного педагога долгое время оставалась неизвестной. В 1942 году семья получила известие о пропаже без вести. Только в 1963 году благодаря Международному Красному Кресту стало известно, что Михаил Алексеевич скончался 7 апреля 1943 года в лазарете для военнопленных Вартбурлик и похоронен на кладбище Эльзейнах в братской могиле №28.
Судьба Михаила Болотова, как и многих других солдат, оставшихся без вести, трагична.
Известно, что в августе 1941 года Иосиф Сталин заявил: «У нас нет военнопленных, есть изменники Родины». Вероятно, у него были причины для таких слов: к тому моменту у немцев уже находились 4,2 миллиона советских солдат, попавших в плен. В том же году Иосиф Сталин издал указ № 220, который доводили до сведения всех военнослужащих на фронте. В указе говорилось, что их семьи в тылу становятся заложниками их действий на фронте. Если солдат сдастся в плен, его семью могут репрессировать или лишить продовольственных карточек, что фактически означало бы голодную смерть. Пропавших без вести также причисляли к категории военнопленных.
Семья педагога также прошла через тяжелые испытания военного времени. Жена Валентина Яковлевна с детьми была вынуждена уехать в деревню, чтобы спастись от голода. После войны, в 1946 году, она вернулась в Копейск и продолжила педагогическую деятельность в семилетней школе №2.
Важно отметить, что только в 1985 году был получен официальный документ от Челябинского областного военкомата, подтверждающий героическую гибель Михаила Алексеевича в боях за социалистическую Родину. Это свидетельствовало о реабилитации статуса «пропавших без вести» воинов.
Память о герое сохраняется в сердцах родных и земляков. Сестра Нина Алексеевна вспоминала, что Михаил Алексеевич увлекался поэзией, классической музыкой и сольным пением. Его другом в Копейске был Андрей Дмитриевич Носов.
По книге «Учитель в пламени войны» З.И. Окольничникова.
С автором рукотворных гобеленов Натальей Гашевой последний раз мы встречались три года назад. И ...
Дорогие выпускники! Для вас наступил особый, волнующий день.
Ура, вот и каникулы! Радостная новость для большинства детей и родителей. А ещё радостнее, что ц...
В год 80-летия Великой Победы мы вспоминаем тех, чьи судьбы навсегда переплелись с историей нашей страны. Георгий Волков и Михаил Болотов – представители того героического поколения, которое, прой...
С автором рукотворных гобеленов Натальей Гашевой последний раз мы встречались три года назад. И вот я снова в квартире приветливой хозяйки, больше похожей на музей. Не спеша пьём на кухне невероят...