100 тысяч — на прокорм: легко ли быть фермером?
Когда мы слышим слово «бизнесмен», то представляем хорошо одетого мужчину в дорогих часах, благоухающего дорогим парфюмом. А под понятием «бизнес» чаще всего подразумеваются отношения «купи – продай». 29-летний Константин Ваганов – предприниматель. Но его дело плохо укладываетсяв рамки подобных стереотипов. Константин занимается животноводством: он разводит коров и свиней.
Константин Ваганов в 2010 году организовал свою свиноферму. Он старается быть в курсе всех областных программ поддержки скотоводческих хозяйств. В сельском хозяйстве, считает он, можно зарабатывать деньги. Но молодой предприниматель также осознает и то, что мелкие фермеры государству не выгодны, поскольку им сложнее диктовать цены на мясо, а потому практически не поддерживаются.
Копейчанин начинал с разведения свиней на арендованной в селе Пивкино Курганской области ферме, потому что на первых порах так быстрее можно начать зарабатывать. Чтобы теленок превратился во взрослую корову, должно пройти два года. Тогда как поросенок вырастает в 80-килограммовую свинью примерно за десять месяцев. Но сейчас, когда свиное поголовье в хозяйстве Константина значительно увеличилось, он занялся и разведением крупного рогатого скота: сейчас у него есть 5 коров, 1 бык и 4 теленка. Развивать рогатое поголовье Константин планирует и дальше.
У фермера далеко идущие планы. Сейчас он строит новую ферму на земле, которая находится у него в собственности, в селе Березово Красноармейского района. Туда он планирует переехать уже в июле. В Березово Константин разместит уже 20 коров и 40 свиней.
Предприниматель Константин Ваганов получил субсидию на развитие свиноводства. Сегодня один из немногих копейских фермеров рассказывает о радостях и трудностях любимого дела.
Когда мы слышим слово «бизнесмен», то представляем себе хорошо одетого мужчину в дорогих часах, благоухающего дорогим парфюмом. А под понятием «бизнес» чаще всего подразумеваются отношения «купи-продай». 29-летний Константин Ваганов – предприниматель. Но его дело плохо укладывается в рамки подобных стереотипов. Константин занимается животноводством: он разводит коров и свиней.
Ферма — своими руками
— Раньше я развивал совсем другой бизнес. У меня было несколько магазинов стройматериалов, также занимался отделкой и строительством. В 25 лет от своего бизнеса я в буквальном смысле поседел. Слишком многое зависело не от меня самого, а от партнеров. Всегда мечтал разводить скот, это дело мне было по душе. Я в детстве поводил лето у дедушки в деревне, поэтому с детства знаю, как ухаживать за скотиной, — откровенничает Константин.
Чтобы начать сельскохозяйственный бизнес, Константину пришлось потратить все, что было ранее заработано. В прошлом году он взял в аренду земли за 75 километров от Копейска, в селе Пивкино Курганской области. Развалившуюся старую ферму восстанавливал своими руками. Более-менее привести хозяйство в порядок Константину стоило примерно 700 тысяч рублей.
Поскольку собственного дела у Константина уже не было, то он в качестве безработного обратился в Центр занятости Копейска, написал бизнес-проект и получил грант на открытие нового ИП в 60 тысяч рублей. Написать проект, обсчитать все риски дипломированному экономисту, окончившему ЮУрГУ, не составило труда. Также город выдал фермеру субсидию в 100 тысяч рублей по программе поддержки молодого предпринимателя.
«Скормить свиньям» — такой оборот вовсе не имеет значение «потратить деньги впустую». Оказывается, это весьма полезные траты.
— Если бы не стартовый капитал, то, конечно, эти 60 тысяч рублей были бы для меня бесполезны, — признается Константин. — На них я приобрел двух покрытых (беременных) свиноматок и хряка немецкой породы. А 100 тысяч рублей я за год «скормил» свиньям – потратил эти деньги на покупку кормов. Планировал купить трактор, но денег на него не хватило.
«От трех до… девяти»
Проблема незаконного оборота цветного металла с самой неожиданной стороны коснулась и бизнеса Константина:
— Три года назад, когда я оценивал перспективы развития нового дела, старенький трактор на ходу стоил около 40 тысяч рублей. Но вдруг металлолом резко взлетел в цене, сейчас его принимают по цене примерно 9 рублей за килограмм. Тяжелый трактор, если его разобрать и сдать на лом, потянет на 100 тысяч. Поэтому цена на технику взлетела.
Был еще один весьма значимый аспект развития своего дела, который не учел фермер: засуха, неурожаи и катастрофический рост цен на зерно.
— В бизнес-плане я исходил из того, что в позапрошлом году зерно стоило 3 рубля за килограмм. С учетом всех рисков я посчитал его за 5 рублей. А по факту в этом году из-за неурожая оно взлетело в цене до 9 рублей, а комбикорм – до 10 рублей за килограмм, — рассказывает Константин. – Вот смотрите: в урожайные годы зерна собирали по 20 центнеров с гектара, оно стоило 3 рубля. В прошлом году собрали в два раза меньше, зато продавали его уже по 9 рублей. При этом была экономия на перевозках и на уборке урожая. Ну и, кроме того, производителям зерна выдавали дотацию от государства. Вот и получается, что они ничего не потеряли, а даже еще и заработали. В такой ситуации проигрывают те, кто производят мясо без своих кормов.
У нас мест нет!
Почему же копейчанин, работающий по «железнодорожному» графику на заводе изоляции труб, размещает свое дело не в родном городе, а в Красноармейском районе?
— Вообще, считаю, что ресурсы для развития животноводства в Копейске есть, только почему-то они не реализуются, — вздыхает Константин.
Он дважды обращался в администрацию с просьбой выделить под ферму участок в разных местах округа. Например, за шахтой 205-ой, по улице Коммунаров, на месте снесенных бараков.
— Эти земли находятся на месте шахтовых выработок, поэтому вряд ли они будут востребованы. Единственное, что можно там разместить, – это маленькую ферму. Но мне отказали по той причине, что земли не являются землями сельскохозяйственного назначения. Второй участок, который я просил, расположен между Потанино и Северным рудником. Я получил официальный ответ, что земель сельхозназначения в Копейске нет. Было предложено рассмотреть развитие сельхозпроизводства в селе Заозерном или селе Калачево. Лет пять назад я анализировал ситуацию по тем территориям и сразу понял, что этот интерес никуда не ведет. Там вся земля находится в чьей-то собственности. Люди на ней не работают, она попусту простаивает, — рассказывает фермер.
Но если в Пивкино Константин может выкупить пай земли в 13 гектаров за 15 тысяч рублей, то в Копейске в разы дороже.
Сейчас на ферме предпринимателя Константина Ваганова трудоустроены два работника. На их зарплату Центр занятости Копейска выделил дополнительные средства.
— Изначально мне не хотели эти деньги давать. Но я объяснил, что у меня – не салон красоты, а я – не робот. Я могу заболеть, устать. Понятия «выходной» для животноводов не существует. Трудиться приходится без выходных и праздников, и рабочие руки очень нужны. Трудностей в деле много. Но они меня не пугают. Ведь работаю с душой.В Копейске произошёл неприятный инцидент: у пожилого местного жителя были украдены деньги с банковской карты. В дежурную часть ОМВД города обратился 76-летний мужчина, который сообщил, что с его к...
В текущем году сотрудники полиции Челябинской области провели масштабную работу по выявлению нарушений в сфере регистрации граждан Российской Федерации. В результате было выявлено более 200 фактов...