Галина Соколова: «Считаю Копейск своей второй родиной»
Город получил название «Нижний» из-за расположения в «низовских» землях относительно Новгорода Великого. Нижний Новгород – город юности героини нашего сегодняшнего «разговора по пятницам». Это человек с золотыми руками, пытливым умом и отзывчивым сердцем, профессионал своего дела, которому посвятила всю сознательную жизнь. Впрочем, в особом представлении детский доктор Галина Соколова не нуждается, в городе ее знают и уважают как специалиста и просто хорошего человека. Недавно Галина Александровна отметила свой очередной юбилей. Но годы, кажется, не меняют эту женщину – по-прежнему бодра, быстра в движениях, сосредоточена на любимой работе.
- Галина Александровна, вы всегда хотели стать доктором?
- С детства мечтала, и не просто доктором, а именно детским. Я ведь родом из Марийской АССР, в родном поселке, что раскинулся на берегу Волги, окончила школу. Институтов у нас не было, поэтому поначалу окончила спецкурсы по специальности «сестра-воспитательница» и три года работала в поселковом доме ребенка. Но мечту не забыла, и как только представилась возможность, уехала в Нижний Новгород, тогда он назывался Горький (был переименован в тридцатых годах в честь пролетарского поэта, а в девяностых городу вернули историческое название). Горьковский медицинский институт окончила в 1974 году. К тому времени я уже была замужем за Борисом Ивановичем Соколовым (девичья фамилия у меня Уварова), дочке Женечке исполнилось два года.
- Красавица Волга, желтый песок, красивейшие места… А вы подались на Урал с его дымящими заводами и многочисленными тогда шахтами. Почему?
- Так получилось. Я ведь совсем эти края не знала, а на карте Южный Урал с его озерами и лесами выглядел очень здорово. Нас несколько выпускников тогда в Челябинскую область приехало, в том числе четверо остались работать в Копейске. И я в том числе.
- Не жалели и выборе места жительства?
- Если честно, привыкала с трудом. Все вокруг другое – климат, местность, уклад жизни, даже разговор: я как истинная волжанка «окала», а здесь говорили, например, «пайдем, пагаварим» и так далее. Раздражал «черный снег». Тогда ведь в Копейске все шахты действовали, две обогатительные фабрики, а котельные работали на угле. Так что зимой снег через несколько дней после того как выпал покрывался черным или серым налетом.
Но, как говорится, что сделано, то сделано. Уехать я не могла, в то время после института надо было отработать по месту распределения обязательный срок – три года. В семьдесят пятом сынок Илюша родился, куда с двумя малыми детьми трогаться? Да и дома никто особо не ждал. Мама умерла, когда я еще в институте училась, только-только на четвертый курс перешла, потом и отца не стало.
А в общем-то я ни о чем не жалею, в Копейске у меня были и есть любимая работа, дом, семья, замечательные коллеги, друзья. Я полюбила этот город, он стал мне родным и близким, здесь я прожила большую часть своей жизни и считаю Копейск своей второй родиной.
- Расскажите о своей профессиональной деятельности.
- Когда приехала на Южный Урал, министерство здравоохранения Челябинской области направило меня в копейскую городскую поликлинику №1, где после окончания интернатуры я работала сначала участковым врачом-педиатром, с 1981 года – заведующей поликлиникой, а с 1988 года – заместителем главного врача поликлиники и одновременно исполняла обязанности главного педиатра города. Такие вот ступеньки профессионального роста.
Работала я с удовольствием, с радостью шла в поликлинику. И по сей день моя работа приносит мне радость и удовлетворение. Когда чувствуешь свою нужность, сознаешь, что ты помогаешь детям быть здоровыми, не болеть, видишь радость и благодарность в глазах их мам – это дорогого стоит.
- И все же вы несколько лет занимались административной работой…
- Да, пришлось и этим заниматься. Когда меня в 1992 году пригласили в управление здравоохранения на должность заместителя начальника управления по охране материнства и детства, я долго сопротивлялась. Все же я по натуре и призванию практик. Но в конце концов меня убедили, и я дала согласие. Хотя понимала, какую ношу взваливаю на плечи - ответственность уже не только за свою поликлинику, а за всю службу материнства и детства в городе. А это и родовспоможение, и детский стационар, пять поликлинических отделений. Плюс все ясли были в те годы в ведении здравоохранения, а их насчитывалось около шестидесяти. Это значит необходимо следить за соблюдением в яслях санэпидрежима, за питанием, уровнем заболеваемости. Плюс контролировать работу оздоровительных загородных дач для дошкольников, их было несколько, и детских лагерей отдыха.
Добрым словом хочу вспомнить руководителя управления здравоохранения в те годы - Зинаиду Михайловну Бубнив, именно она научила меня организационной работе. Сейчас Зинаида Михайловна живет в Санкт-Петербурге, мы периодически созваниваемся.
Работая в горздраве, я одновременно была советником медицинской службы в городе по вопросам педиатрии и родовспоможения, входила в совет главных специалистов города. Кроме того, с 1997 года стала заниматься историей развития сначала педиатрической службы, а затем всего здравоохранения города. Собрала материал по развитию копейского здравоохранения, начиная с 1919 года, воспоминания ветеранов, документы, материалы о руководителях здравоохранения и других заслуженных медицинских работниках, внесших значительный вклад в охрану здоровья населения города. Этот материал хранится в музее, он вошел также в энциклопедию о Копейске, выпущенную к столетнему юбилею города.
- В управлении здравоохранения вы проработала до 2008 года. Почему ушли?
- Решила уступить место более молодым и энергичным, ведь к тому времени я уже была пенсионеркой. Вернулась в родную детскую поликлинику, четыре года была заместителем главного врача по медицинской части, а с июня 2012 года и по настоящее время дежурный врач-педиатр.
- Что такое дежурный врач? Разве прием проводят не участковые педиатры?
- Принцип участковой службы не изменился, просто добавились дежурные врачи. Сейчас у нас три дежурных специалиста – два врача и фельдшер, работаем по графику. Дежурный врач может принять ребенка с любого участка, если в данное время нет участкового. Или, например, два раза в неделю мы проводим дни для здоровеньких детей – первого, второго, третьего года жизни. И если в такие дни приводят больного ребенка, его направляют к дежурному врачу. А участковые работают только со здоровыми. Это профилактическая работа, ей мы уделяем большое внимание: взвешивание, измерение, оценка физического развития, подготовка детей к дошкольным учреждениям, иммунизация. То есть работа большая, с каждым ребенком индивидуально.
Вообще я уверена, что приоритет должен быть именно детскому здравоохранению. Мы обязаны растить здоровое поколение.
- Галина Александровна, а как вы вообще на сегодня оцениваете состояние системы детского здравоохранения в городе? Что поменялось за последние годы?
- За последние пять лет поменялось многое. В настоящее время от врача требуется больше ответственности и… работоспособности, я бы сказала. Так, вся документация заполняется на компьютере, врачи это делают сами: регистрируют все вызова, направления и так далее. То есть труд врача компьютеризирован, но от этого работы стало не меньше, а больше, и ответственности больше. Ну представьте, участковый принимает 25-30 человек в день, все это надо оформить. Потом вызовы на дом. Хорошо если 6-7 вызовов, а ведь в период эпидемий их в разы больше. Многие не выдерживают таких объемов, уходят в частные структуры, сейчас ведь много разных медицинских центров открылось. Поэтому на многих участках у нас сегодня работают не врачи, а фельдшеры.
- На встрече с министром здравоохранения Челябинской области, состоявшейся в конце прошлого года, было высказано немало претензий. К примеру, если пять лет назад городская поликлиника обслуживала 16,5 тысячи детей, то сейчас, после реструктуризации, почти 30 тысяч. Поэтому очереди, сложно попасть к узкому специалисту…
- Число обслуживаемого контингента увеличилось за счет объединения больниц. К нам присоединились детские поликлиники поселков Потанино, Горняк, Железнодорожном, Кадровика. Хотя в крупных поселках есть свои филиалы, там работают наши врачи и фельдшера, по графику выезжают узкие специалисты.
Но, конечно, в основном узкие специалисты принимают в центральной поликлинике. И я бы не сказала, что попасть к ним сложно. У нас сейчас в детской службе три окулиста, четыре лор-врача – словом, специалисты всех профилей, включая стоматологов. Нет только аллерголога, приходится направлять пациентов в Челябинск. Мы внедрили талонную системы, и в связи с этим очереди уменьшились.
- Вы, по-моему, сами себе противоречите. Сказали, что врачи уходят, затем – что специалистов хватает.
- В первом случае я имела в виду участковых педиатров. Ведь именно на них ложится основная нагрузка, объемы работы у них неизмеримо больше, чем у узких специалистов.
Хотелось бы добавить, что у нас расширилась служба диагностики, прибыли врачи на УЗИ, ЭКГ. В связи с тем, что число обслуживаемого населения большое, главный врач поликлиники привлекает специалистов, ведет кропотливую работу в этом направлении.
- Что вас сегодня огорчает и что радует? Каковы планы на будущее?
- А давайте не будем об огорчениях! Радует же меня то, что я, хоть уже нахожусь в солидном возрасте, жива и здорова, что у меня есть любимая работа и моя семья. Супруг уже на пенсии, у детей, Ильи и Евгении, есть хорошая работа. Девятнадцатилетняя внучка Настя (она, кстати, живет у меня и на моем попечении) учится на третьем курсе монтажного техникума, на архитектурном отделении. Внуку Димочке три с половиной годика. Жизнь продолжается.
Что касается планов, то я, пожалуй, опять повторюсь: продолжать работать и воспитывать внуков. Свободное время посвящать своему любимому хобби – вышиванию. Много лет увлекаюсь этим занятием, оно очень, кстати, успокаивает. Вот сейчас собираюсь в отпуск (беседа проходила в самый канун нового года – Л. Г.), так планирую закончить одну интересную свою работу.
- Позвольте пожелать вам успехов во всех делах и, конечно, в дальнейшей работе на благо здоровья детей.
Речь идёт о постоянных спутниках тёплой погоды – клещах.
В Челябинской области начинается приём заявок на ежегодный конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности».
