В Копейск привезли королевские зеркала из дворцов Санкт-Петербурга
Орден с приданым
Понятно, что история зеркал заинтересовала журналистов. Издавна зеркала ассоциируются с чем-то загадочным, мистическим, а тут — артефакты практически из глубины веков, и ходить за ними далеко не надо. Выяснилось, что, действительно, в Копейске хранятся несколько зеркал, причем все они имеют тот самый слой амальгамы, который «видел» лица людей позапрошлого и начала прошлого столетий. Кто в них смотрелся? Графы и графини? Принцессы и фрейлины цариц? А может, Григорий Распутин или его убийца Феликс Юсупов? Возможно, видели зеркала и лица монарших особ. Впрочем, руководитель ДК угольщиков, которое сегодня является подразделением Дворца культуры имени Кирова, Анна Казьмина, сомневается, что зеркала когда-то стояли именно в Зимнем дворце, служившем резиденцией царствующих особ. А вот то, что они украшали один из петербургских дворцов, принадлежавших особам, стоявшим, может быть, на ранг ниже — это точно. «Зеркала по четыре метра высотой — не в избах же они стояли», — говорит Анна Вениаминовна.
По распоряжению «всесоюзного старосты» Михаила Калинина отличившемуся в защите дела пролетарской революции городу Копейску в 1933 году было подарено несколько вагонов мебели из бывших петербургских дворцов. К присвоенному Копям ордену Красного Знамени положено было и какое-то материальное поощрение для шахтеров. Им и стала дворцовая мебель. Советская власть распоряжалась имуществом бывших «хозяев жизни» без малейшего стеснения. Так часть изъятого у «буржуев» имущества оказалась в Копейске.
* Сейчас концертный зал постепенно разрушается
Из дворца — во дворец
История зеркал, бывших частью этого поистине царского подарка, тесно переплелась с судьбой некогда крупнейшего учреждения культуры города — Дворца культуры угольщиков. Это сегодня ДК угольщиков — подразделение Дворца имени Кирова, а еще три-четыре десятилетия назад он был одним из столпов культуры всероссийского масштаба, куда приезжали ведущие артисты и творческие коллективы страны. О том, каким образом сохранились дореволюционные артефакты в шахтерском городе, рассказывает руководитель ДК угольщиков Анна Казьмина.
— В 1920-х годах шахтеры разбили городской парк, — говорит Анна Вениаминовна. — Возле парка на месте, где сейчас находится ДК угольщиков, стоял барак, в котором проводились занятия по ликвидации безграмотности. Это здание называлось «Народный дом». Несколько лет спустя он сгорел — в здании было печное отопление, и, может быть, какая-то искра послужила виной. В начале 1930-х годов на месте «Народного дома» решили строить дворец культуры с концертным залом на 800 мест, на то время крупнейшим в области. Не иначе на масштабе проекта опять же сказались заслуги копейских шахтеров перед Советской властью. Сначала был отстроен концертный зал, и только потом пристроено административное здание. (ДК угольщиков состоит из двух частей — концертной, которая сейчас находится в аварийном состоянии и не работает, и административной, которая, собственно, теперь и носит название дворца. — Авт.). Городская зона отдыха начиналась именно с этого дворца, и к нему уже пристраивалась улица Борьбы. Когда в 1933 году в Копейск пришли эшелоны с мебелью, большая ее часть разместилась именно в ДК угольщиков.
* Проемы между колоннами, в которых стояли зеркала,
разукрашены граффити и закрыты различным стройматериалом
С глаз долой
Там, во дворце, зеркала и прочие «стулья из дворца» продолжали служить несколько десятилетий, там их увидела и запомнила Лилия Чудинова, как и тысячи копейских девчонок и мальчишек. Однако шли года, кому-то аристократичные зеркала, видимо, пришлись не по вкусу, и их решили убрать, что называется, с глаз долой. Нечего, мол, портить пролетарский вкус «старорежимными мебелями».
— В 1970-е годы пошел курс на смену стилистики на советский модерн, всю старую мебель начали убирать, — продолжает повествование Анна Казьмина. — Чтобы хоть что-то сохранить, кресла и большой письменный стол передали в городской музей, они там стоят и сейчас. А зеркала складировали в подвал. С 1986 года дворец был закрыт на реконструкцию. Весь штат переведен в ДК имени Кирова. Костюмерная, весь хрусталь, музыкальные инструменты были вывезены. Потом началась перестройка — стало не до реконструкции. В марте 1990 года решением главы администрации города Владимира Уткина этот дворец, уже утративший значительную часть имущества и оборудования, снова открыли. Правда, не весь — только концертную часть. Директором была назначена Ирина Стрижко. Именно она «раскопала», извлекла из подвала эти полусгнившие зеркала. Ирина Геннадьевна подписала договор с художественной мастерской города Челябинска, и глава города, тогда Владимир Уткин, выделил деньги на реставрацию деревянных частей этих зеркал. В художественной мастерской провели экспертизу и ахнули. Выяснилось, что рамы изготовлены из красного дерева, и сам факт того, что зеркала не сгнили за столько лет в подвале, говорит о том, что это дерево ценных пород. С 1990 по 1991 годы зеркала и несколько банкеток из той же партии мебели реставрировались специалистами мастерской. Ирина Геннадьевна хотела, чтобы поменяли и зеркальный слой, но в то время не было таких больших ванн, в которых можно было бы поменять серебро у четырехметровых зеркал. Возможно, это и хорошо, потому что сохранился тот оригинальный слой, в который смотрелись барышни в XIX веке. Зеркала не испорчены нашими современниками — это не новодел. Заменены только некоторые деревянные части, а в остальном зеркала сохранились в изначальном состоянии.
Приходи на себя посмотреть
Зеркала больше не украшают концертную часть ДК угольщиков. Да и само это здание, бывшее когда-то главным культурным очагом города, сегодня пребывает в плачевном состоянии.
— Богатейший дворец был, — с тоской в голосе говорит Анна Вениаминовна. — Красивейшее здание с дубовым паркетом, с кинозалом, фойе, костюмерной, гримерной. В 1990-х годах здесь проводились дискотеки. Административное здание тогда ремонтировалось, функционировало только концертное. В фойе были гардероб, буфеты, и большие зеркала стояли в проемах между колоннами. Такая сцена была единственная в области: там до сих пор рабочий ходящий круг. Зал был на 800 мест: 500 мест партер и 300 — балкон. На сцене одновременно помещалось 150 артистов. В последние годы здание отключили от электроснабжения, от тепла. Дубовый паркет сожгли на дрова. Дворец осел, рамы вываливаются.
По словам Анны Вениаминовны, все городские руководители пытались изыскать средства или привлечь инвесторов для восстановления концертной части дворца. «Вячеслав Викторович Истомин сюда кого только ни привозил. Ярослав Иванович Чабан тоже предпринимал усилия, но не получилось, — говорит она. — В большинстве случаев инвесторы предлагали просто снести здание и построить на его месте жилую многоэтажку». Настоящее, да, скорее всего, и будущее некогда одного из лучших концертных залов области вряд ли может кого-либо порадовать.
Что же касается зеркал, то они и сегодня продолжают верно служить копейчанам. Четыре из них находятся в ДК угольщиков, его административной части, в которой и в наши дни продолжают работать секции и кружки, не затухает культурная жизнь. Еще одно зеркало с позолотой стоит в городском музее, на лестнице, ведущей на второй этаж. Зеркало перешло в музей в 2007 году, после открытия его нового помещения. Одно зеркало в 2012 году перекочевало в гримерку ДК имени Кирова, и теперь, когда на гастроли приезжают московские артисты, им рассказывают, что в него смотрелись барышни XIX века. Столичные звезды, может быть, смотрят на себя в него несколько по-иному — с почтением и даже некоторой опаской. А что, вдруг и впрямь с той «стороны», из глубины веков глядит на тебя таинственный «темный рыцарь» или «шальная императрица»?
В этом году для проведения Крещенских купаний в Копейске будет открыта только одна купель. Сегодня комиссия провела проверку готовности объекта перед началом праздничных мероприятий.
С 20 декабря по 12 января в Челябинской области проходила профилактическая акция «Зимние каникулы», целью которой было предотвращение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетни...