«Большой Челябинск» подразумевает большие перспективы?
Слово «агломерация» у многих копейчан вызывает большое количество вопросов. Кто-то, совсем не вдаваясь в терминологию, считает, что агломерация представляет собой «присоединение», в результате которого наш город потеряет свою самобытность и окажется «поглощенным» Челябинском.
Есть и такие, кто наоборот, наивно ждет, что мы станем еще одним районом Челябинска и тем самым повысим свой статус, дотянувшись до уровня областного центра. Стоит ли говорить, что подобные рассуждения даже на обывательском уровне не имеют ничего общего с действительностью. Так что же такое агломерация, и что она нам сулит? Попытаемся разобраться во всех плюсах и минусах предстоящего союза. А в этом нам помогут эксперты: разработчики проекта, депутаты, блогеры, политики и политологи. Обсуждение создания агломерации происходило в рамках заседания дискуссионного клуба в минувшую пятницу в Челябинске. В качестве специального докладчика на мероприятии присутствовал глава КГО Вячеслав Истомин.
Метод «воздержания»
Если использовать строгую терминологию, то «городская агломерация — это компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями».
Политологи предпочитают переводить это иностранное слово как «скопление», «объединение». Ведь ничто так не пугает людей, как неизвестность и информационный вакуум. Итак, в «Большой Челябинск» по задумке проектантов должны войти собственно сам Челябинск, Копейск, Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский районы. Ранее общественность шести территорий довольно спокойно и даже позитивно приняла известие о вступлении в агломерацию, а вот в Копейске идея агломерации неожиданно встретила холодный прием у некоторых народных избранников.Депутаты Собрания депутатов округа, которые должны ратифицировать решение о вступлении, уже несколько раз собирались на внеочередные сессии, посвященные данному документу, но так и не пришли к единому мнению. Что удивительно, часть депутатов так и не сформировала свою позицию по этому принципиальному вопросу — они не голосуют ни «за», ни «против» проекта, продолжая «воздерживаться» и никак это не аргументируя.
Агломерация и мнимые страхи
— Вячеслав Викторович, одним из доводов, почему депутаты голосуют «против» вступления в агломерацию, называют проект строительства на территории КГО мусорного полигона. Часть населения, к которому прислушиваются депутаты, уверена — агломерация нужна, чтобы продавить решение о размещении в городе свалки.
— Давайте будем корректны в терминологии. Речь все же идет не о свалке, а о современном мусорном полигоне. Это первое. Второе — тема агломерации абсолютно никак не связана с вопросом строительства полигона. И третье. Хочу подчеркнуть, что его создание предполагалось не на копейской земле, а на территории Красноармейского района. Поэтому мнения главы Копейска по этому вопросу вообще не спрашивали. В согласовании участвовали две стороны — муниципальное образование город Челябинск и Челябинская область. При этом решение о размещении полигона было принято в далеком 2009 году, когда вопрос об образовании агломерации вообще не звучал. Тогда, насколько я знаю, всерьез обсуждалась возможность официального присоединения Копейска к Челябинску, а это совершенно разные вещи. И вот как раз первый плюс вступления в агломерацию — если бы этот вопрос обсуждался в тот момент, когда Копейск в ней состоял, то с нашим мнением, безусловно, вынуждены были бы считаться. А в данном вопросе я полностью на стороне жителей города и депутатов — место для расположения полигона было выбрано крайне неудачно. Не учтена масса факторов. К примеру то, что расстояние до населенных пунктов Копейска составляет не более 500 метров, хоть полигон и располагается не на нашей территории; то, что на этом участке на глубине 10 метров находятся подземные выработки, высоко стоят грунтовые воды, не учтена роза ветров. Трудно сказать, почему пять лет назад было принято такое странное решение. Однако по моим сведениям, этот проект размещения получил отрицательное заключение экологической экспертизы. И это вселяет оптимизм.
Что касается того, что депутаты против вступления Копейска в агломерацию, это тоже не совсем так. На сегодняшний день большинство депутатов за вступление в агломерацию. Депутатский корпус состоит из 25 человек, и для ратификации необходимо квалифицированное большинство, то есть чтобы «за» проголосовали 13 человек. Стабильно «против» голосуют трое-четверо. И их уже не переубедить, и видимо это их точка зрения, что городу не нужны федеральные средства на строительство дорог и инфраструктуры. Если это какая-то личная неприязнь ко мне, то я считаю, что депутат должен уметь отделять личные интересы от государственных. Остальные депутаты — таких шесть человек — либо по каким-либо причинам не являются на заседания, либо занимают самую равнодушную позицию — воздерживаются от принятия решения.
— А возраст голосующих как-то влияет на отношение к агломерации? Ведь часто противником нового становится старшее поколение.
— Безусловно, все новое с трудом находит поддержку, слишком сильно желание оставить все, как есть, а то «как бы чего не вышло». Слышал мнение одного из старших депутатов Собрания, который во всеуслышание говорил, что Копейск — непривлекательный для инвестиций город. Мало того, что это полностью не соответствует действительности, но и звучит пессимистично!.. Так нельзя относиться к родному городу, который нам нужно развивать. Так что возраст, наверное, имеет значение и в данном случае. Думаю, если спросить мнение населения по поводу агломерации, то мы получим ответы примерно 50 на 50.
Мнения экспертов
— Но агломерация, по факту, все равно уже сложилась… А вот проблема строительства полигона все равно стоит довольно остро, свалка в районе цинкового завода в Челябинске давно себя исчерпала. Прокуратура то и дело выносит требование о ее закрытии.
Александр Вышегородцев, депутат Челябинской городской думы:
— Агломерация позволит по-новому посмотреть на эту проблему. Наш постсоветский глобализм, когда мы мыслили монументально — если свалка, то в центре города, если завод, то миллионник — давно стала неактуальной. Мне кажется, что нам не нужен сегодня полигон такого объема, как планировался близ копейских границ. Возить мусор в одну точку вообще нерентабельно. Считаю, в рамках агломерации необходимо организовывать мусоросортировочные площадки. Бытовой мусор — это ценное сырье, мы можем его перерабатывать. В этом случае показателен пример Копейска, где уже более трех лет жители сами сортируют отходы.
Решение о строительстве полигона близ Копейска принималось на двух уровнях. Челябинск принимал решение о приобретении участка земли в Красноармейском районе в собственность, после чего администрация города предложила области построить там полигон. В то время все эти действия шли под патронатом областного министерства экономики. Причем, сегодня очевидно, что к выбору участка земли подошли, на тот момент, непрофессионально. Это говорит о том, что областная власть должна слышать власть муниципальную, которая в данном случае выступает на стороне жителей. Вступление в агломерацию, когда решения будут приниматься коллегиально представителями всех ее членов, вне зависимости от размера и статуса города или района, как раз тот инструмент, который заставит территории считаться с интересами друг друга.
Александр Мельников, политолог:
— Не надо отвешивать реверансы властям, надо прямо сказать: лет 20 назад руководством Челябинска и области была допущена ошибка в решении проблемы со свалкой, проблему затянули дальше некуда. В 2009 году опять ошиблись с решением разместить полигон близ Копейска. Надо не обсуждать, тем более что и глава Копейска, и депутат челябинской гордумы предлагают вполне конкретные рецепты выхода из ситуации, а принимать решение. То же касается и вопроса вступления в агломерацию, потому что только так мнение территорий будет услышано и учтено. Ведь чем больше цейтнот, чем больше вероятности, что в очередной раз будет допущена ошибка при выборе территории.
Алексей Андреев, общественник:
— Проблема по факту сложившейся агломерации хорошо высвечивает другие проблемы: все говорят о вступлении агломерацию, а имеют в голове проблемы с полигоном. Надо выработать методологическую, идейную базу этих вопросов. И тогда дело пойдет быстрее.
Черкасов Юрий, блогер:
— Когда в 2012 году проходило обсуждение размещения полигона, я присутствовал на этом мероприятии. И тема подавалась так, будто это вопрос уже решенный: земля выкуплена Челябинском, и никто никого спрашивать не будет. Причем проводилось обсуждение в здании Промстройпроекта на проспекте Победы, то есть далеко от тех территорий, где собирались размещать полигон. Приехали представители из Горняка, Красноармейского района, все выступили «против», и когда голосование пошло не так, как надо заинтересованным в строительстве лицам, подсчет голосов производить не стали. Хорошо, что нашлись инициативные люди и глава КГО их поддерживает. Жизнь подсказывает, что надо решать проблемы вместе, коллегиально.
Войти в «автономию»
— Чувствуется, что интересы территорий, которые должны войти в агломерацию, очень разнятся. Каков был механизм их решения? Есть же мировой опыт, тем более что агломерация существует с советского периода, и если для нас — это новшество, то для других городов России — давно норма.
Вячеслав Истомин:
— Судя по тому, сколько машин каждое утро из Копейска выезжает в Челябинск, и по тому, что сегодня передо мной стоит проблема, как отрегулировать светофоры на проспекте Победы, чтобы жители поселка Железнодорожного могли выехать в областной центр, спорить о том, сложилась агломерация или нет — это тратить слова. Сегодня 20 тысяч копейчан работают в Челябинске, челябинцы охотно покупают жилье в Копейске. Города фактически слились. Федеральное финансирование регионов очень сократилось, и получить его можно только внедряя прорывные проекты, такие, как создание агломераций. Надо всеми способами пытаться привлечь деньги в муниципалитет. Скоро мы будем обсуждать бюджет, и опять речь пойдет не о развитии, а только о выживании. Также агломерация даст возможность совместного территориального планирования. Поток машин растет, и нам необходимо строить новые дороги и расширять имеющиеся.
Александр Вышегородцев:
— «Большой Челябинск» — это проект, в разработке которого я принимал участие. Что касается принятия решений внутри агломерации, то здесь все будет просто. Агломерация по организационной форме будет представлять собой автономное некоммерческое партнерство, куда войдут представители всех семи территорий. И это АНО создает дирекцию — исполнительный орган. То есть, то что решит Совет, дирекция обязана будет исполнить. Мы далеки от идеи «присоединения» — все территории, которые должны войти в агломерацию, имеют свою специфику — по составу, налогообложению, бюджету. К примеру, Красноармейский район — сельскохозяйственный, имеет льготы, которые никто не хочет терять. Поэтому выбрана такая форма объединения, как агломерация. При этом все территории останутся отдельными муниципалитетами со своими органами власти, бюджетами и т. д., но это позволит нам решать общие проблемы строительства совместных коммуникаций, дорог, что выгодно всем, и развиваться.
Центральная городская детская библиотека преобразилась и готова встречать своих любимых читателей.
Компания «НС Технология» начала осваивать производство хирургических инструментов для имплантации. Разработать конструкторскую документацию помогли в центре «Мой бизнес»: институт развития софинан...