Герои мирного времени
Если вас попросят вспомнить имена женщин-героинь, то сразу же придут на ум Жанна д`Арк, Зоя Космодемьянская, Валентина Терешкова и многие другие.
Про них сняты фильмы, о них слагают легенды. Мы с удовольствием узнаем что-то новое о фактах их биографии, читаем о них книги. Но не задумываемся, что возле нас, возможно, живут точно такие же героини, которые, не задумываясь ни на секунду, готовы пожертвовать собою ради другого человека. Часто мы не замечаем подвигов этих скромных людей, забываем сказать им «спасибо» за помощь. Но вовсе не потому, что мы неблагодарны или равнодушны, нет! Просто мы привыкли, что героизм творится «где-то там», за пределами декораций нашей жизни.
Падения метеорита в Челябинской области никто не ждал. К его последствиям нельзя было заранее морально подготовиться, их нельзя было предсказать. Невозможно было «настроить» себя на подвиг, чтобы потом, когда все закончится, ты мог выглядеть героем в глазах окружающих. Все вели себя по-разному, кто-то — увы — не очень достойно. Мы были в этот момент именно такими, какими мы являемся на самом деле, а не какими хотим казаться.
В Копейске живет немало воспитателей детских садов, учителей, которым мы сегодня обязаны сказать «спасибо» за жизни наших детей. Если бы не они – не их спокойные и правильные действия, не их желание даже ценой собственного здоровья закрыть от падающих рам и летящих осколков разбитых окон своих подопечных, возможно, наши дети сегодня бы так весело не шутили про то, как «бодрит с утра метеорит».
Фельдшер детского сада № 16 Алла Борисовна Хабибжанова 27 лет работает в этом садике. Она знает чуть ли не каждого ребенка в поселке Старокамышинске, через ее руки прошло не одно поколение детей. Она знает наизусть, чем и когда болел каждый малыш, но и подумать не могла, что утром 15 февраля ей придется проявить всю свою выдержку, чтобы ее маленькие воспитанники не пострадали.
День начинался как обычно. Алла Борисовна находилась в группе вместе с малышами 3-4 лет, которых поила кислородным коктейлем, когда увидела ту самую яркую вспышку, предварившую удар звуковой волной. Она не анализировала происходящее, на это не было времени. Все произошло мгновенно, и Алла Борисовна стала выводить ребят из группы с большими окнами. Прикрывая их спиной, Алла Борисовна направляла к выходу заинтересованную малышню, которая порывалась посмотреть в окошко, в раздевалку, где нет окон. Взрывом в детском саду выбило все стекла, на втором этаже в одной из групп обвалился потолок. Но она успела, на девчонках и мальчишках — ни царапины. Так что профессиональному медику (Алла Борисовна — фельдшер по образованию, окончила медицинское училище) не пришлось затем никому оказывать помощь.
Главное в чрезвычайной ситуации — не растеряться. И дети не должны знать, что взрослому человеку страшно. Они должны быть уверены в своем наставнике— Это чудо, что у нас в детском саду не пострадал никто! — говорит Алла Борисовна. — Когда мы немного пришли в себя и оценили масштаб разрушений, то только в этот момент осознали, что могло бы произойти, если бы не множество удачных совпадений во времени и пространстве. Кто-то успел пройти по лестнице под огромным окном ровно за секунду до удара и в нескольких десятках сантиметров от того места, где рухнула старая рама. Мимо кого-то стекло пролетело очень близко, едва не задев.
Нельзя было предвидеть, что произойдет в следующий момент. Информационный вакуум не позволял с уверенностью сказать, что повторного взрыва не будет. Но весь коллектив детского сада № 16 приложил все усилия, чтобы уберечь малышей. В итоге почти 120 ребят, которые пришли в тот день в садик, не пострадали, никто даже не успел по-настоящему испугаться.
— Поддаться панике в такой момент — это самое страшное. Дети — они же все чувствуют. Мы не знали, что им говорить, поскольку не понимали, что случилось. Были самые разные версии — упал самолет, или началась война. Ребят успокаивали, что ничего страшного не произошло, что это над нами «пролетела ракета». Не знали — можно ли вывести их на улицу, поскольку боялись — вдруг в воздухе есть радиация, — вспоминает Алла Борисовна.
Первоочередной задачей после ударной волны было как можно быстрее убрать все разбитое стекло. Ведь ребята могут порезаться даже маленьким осколком. Ко времени, когда перепуганные родители начали разбирать своих ребят по домам, все уже было убрано. И только после — контрольный звонок домой, чтобы узнать: как там ее внук, сын и сноха пережили падение метеорита? К счастью, дома все тоже оказалось хорошо, и семья Аллы Борисовны не пострадала. А потом — два дня и бессонные ночи уборки и работ по временному утеплению окон. Зато этот детский сад не прервал своей работы ни на один день.
— За годы моего труда не было случаев, чтобы ребенок серьезно травмировался в детском саду, — наша героиня суеверно стучит по дереву. — Мы стараемся говорить с детьми, рассказывать им, как нужно вести себя на прогулке, что нельзя уходить от воспитателя, засовывать предметы в нос, уши, брать их в рот. Проводим настоящее инструктирование, но в игровой форме. Думаю, это единственный действенный способ уберечь наших детей.
Теперь к прочим инструкциям сотрудников детского сада добавилась еще одна — не подходить близко к окнам, хотя хлипкие выбитые рамы уже успели заменить на прочные пластиковые стеклопакеты. Все думающие люди вынесли какой-то урок из событий дня 15 февраля, стали по-другому воспринимать стихию, осознали свою хрупкость перед лицом Вселенной.
Алла Борисовна не считает, что она сделала что-то особенное. Она вообще не видит в своих действиях, за которые ее наградил губернатор Челябинской области Михаил Юревич, ничего героического. Для нее этот поступок — нечто само собой разумеющееся, не нуждающееся в похвалах и грамотах. Если надо было бы, она, не задумываясь, прикрыла бы малышей своим телом.
В сквере у ДК им. Бажова произошли небольшие, но важные изменения. Работники обновили краску на игровых элементах детской зоны, сделав её ярче и привлекательнее для детей.
С 1 июня по 5 июля 2024 года специалисты проводили исследование среди жителей Челябинской области. Они опросили 2758 человек и выяснили, что всё больше южноуральцев хотят иметь много детей.