«Не все йогурты одинаково полезны», - убедились учащиеся школы № 4 Копейска
В школьной программе есть перечень предметов, подготовка к экзаменам по которым строится не на одной лишь зубрежке. Чтобы понять их основы, необходимо не только выучить материал, но и понять его, поскольку полученные знания потом пригодятся нам в жизни, а не только в момент сдачи экзамена.
К таким предметам, безусловно, относится и биология. Знания о полезных и вредных грибах, об устройстве человеческого тела, о том, как ребенком наследуется группа крови родителей — это не просто сведения из разряда «сдал и забыл». В определенный момент жизни они могут стать для нас ключевыми и даже насущными.
В школе № 4, что в поселке Бажово, в 2013 году появилась предметная лаборатория по биологии, которая дает возможность ребятам познакомиться с окружающим нас миром, изучить его и, если можно так сказать, препарировать и увидеть через увеличительное стекло.
— С помощью мини-лаборатории по экологии мы делаем замеры различных почвенных, воздушных показателей, изучаем пробы воды, — рассказывает педагог с 12-летним стажем, преподаватель биологии Марьяна Пролубщикова. — Так дети получают минимальные сведения и представления об окружающем нас мире.
Марьяна Николаевна рассказывает, что благодаря имеющемуся в их распоряжении лабораторному оборудованию ученики школы успешно выступают в конкурсах различных уровней.
Недавняя победа — 1 и 3 место 5-классниц Анфисы Кошелевой и Екатерины Гавриленко в традиционном городском конкурсе «Тропинка». Девочки с третьего класса занимались в школьном кружке, неоднократно участвовали в конкурсе и даже занимали призовые места. Но безоговорочную победу одержали впервые. Более того, Анфиса в составе сборной КГО поехала на областной этап, где вместе с ребятами заняла первое место, и теперь готовится защитить честь родной школы в межрегиональном туре.
Старшие ученики Марьяны Николаевны тоже постоянно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах и даже успешно поступают в профильные вузы. К примеру, Алена Немыкина вместе с педагогом активно занималась научно-исследовательской деятельностью. Ее работа на тему «Генномодифицированные продукты» была высоко оценена на уровне области. Девушка успешно сдала ЕГЭ и сейчас обучается в медвузе.
Все работы учеников талантливого педагога отличаются актуальностью. Ребята изучали состав полуфабрикатов, хлеба, красители в соках, газировках и леденцах, сравнивали состав магазинных и домашних йогуртов и занимали с этими исследованиями призовые места на областных этапах НОУ.
— Какие именно преференции дают ребятам дипломы о победах в НОУ при поступлении в вузы и сдаче ЕГЭ? — переспрашивает меня Марьяна Николаевна. — На дипломах стоит отметка, что он «удостоверяет высокий уровень защиты и может быть принят во внимание приемными комиссиями высших учебных заведений по специальностям, соответствующим тематике исследования». А это значит, что эти победы могут очень помочь будущему абитуриенту при поступлении в вуз в том случае, когда два претендента на одно место набрали одинаковое количество баллов. К примеру, моих учениц могли, благодаря этой победе, зачислить на факультет пищевой промышленности в ЮУрГУ.
Но гораздо большее значение подобные исследования дают не в профессиональном, не в учебном, а в личностном плане.
К примеру, в этом году 9-классница Ангелина Примаченко заняла первое место в НОУ по секциям «Экология и ОБЖ» и «Биология». Она как раз изучала натуральные йогурты и йогуртные продукты.
— Мы провели среди учеников нашей школы опрос, — рассказывает Ангелина. — Выяснили, какие марки популярных готовых йогуртов предпочитают употреблять дети и провели их исследование в лаборатории ЮУрГУ. Меня интересовало, какие из них действительно несут пользу, а какие просто являются лакомством. Также мы приготовили йогурт самостоятельно, в домашних условиях, используя йогуртницу и закваски, купленные в аптеке. Оказалось, что все магазинные йогурты приготовлены на основе красителей, эмульгаторов, загустителей, стабилизаторов, идентификаторов — в общем, всей таблицы Менделеева. Храниться такой продукт может месяцами, тогда как живой йогурт, приготовленный нами, портится в холодильнике на второй день.
Не все йогурты одинаково полезны, хлеб грубого помола полезнее белой горбулки, а в покупных котлетах нет мяса… Факты, казалось бы, общеизвестные, но дети получили эти сведения опытным путем, осознали полученные знания, прочувствовали их, поэтому смогут успешно применить их в обычной жизни.
— Заметила, что мои ученики стали обращать внимание на этикетку, — говорит Марьяна Николаевна. — Ведь мы не только проводим научное исследование, но и делаем вывод о его влиянии на наш организм. Загуститель — крахмал, к примеру, может вызывать ожирение, а пищевые красители вызывают сильнейшую аллергию. Надо понимать, что пищевые привычки — самые устойчивые. Поэтому моя задача — не просто дать ученикам базовые знания, которые, может, им и в жизни не особо пригодятся, но и практические навыки. А ими дети смогут воспользоваться в обычной жизни, не только в учебе.
Олеся Авдеева увлеклась рукоделием во время второго декрета. Она стала модельером-закройщиком, а потом освоила машинную вышивку. Спрос был высокий, оставалось только приобрести необходимое оборудо...
С 22 по 24 ноября на базе детского оздоровительного лагеря «Еланчик» пройдет Слет волонтеров Южного Урала «ТЕПЛО».