16+
28 февраля 2023 16:00

Сбывшаяся мечта копейчанина Андрея Андрейченко

В преддверии Дня защитника Отечества мы решили поговорить с офицером-подводником про его службу на флоте.
Сбывшаяся мечта копейчанина Андрея Андрейченко
Автор: Рамиля Асабаева
Служба на флоте всегда считалась трудной, а на подводных лодках – вдвойне. Моряки-подводники – это, без преувеличения, самые мужественные, отважные люди, которые вдали от дома и родных изо дня в день служат на благо своей Родины. Даже находясь далеко от моря, подводники не забывают годы службы и поддерживают связь друг с другом.

Копейчанин Андрей Андрейченко родился в 1971 году. Детство и юность молодого человека прошли на Кубани. Затем – семь лет учёбы в Ленинграде, двадцать лет службы на Севере. Капитан 3-го ранга удостоен немалого количества наград за безупречную службу.

Судьба распорядилась так, что уже десять лет Андрей Петрович живёт в Копейске. Будучи военным пенсионером, он продолжает трудиться в коммерческой организации. В преддверии Дня защитника Отечества мы решили поговорить с офицером-подводником про его службу на флоте.

–Андрей Петрович, подводник– профессия героическая. Как вы попали на службу? Знали ли, что попадёте на флот или сами его выбрали?
– На самом деле стать офицером военного морского флота – это была моя мечта. Зародилась она где-то в лет семь, когда я увидел своего родного дядю который учился в Севастополе, в форме. Затем, примерно в 14 лет, я принял решение поступать в ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Эта мечта сбылась – в 1986 году я в него поступил. И уже во время учёбы я твёрдо решил, что буду подводником. Окончил Нахимовское училище и был направлен в высшее военное училище подводного плавания на штурманский факультет. Отучился там пять лет и по желанию был распределён на Северный флот в качестве военного инженера штурмана.

– Какие у вас были служебные обязанности? И как проходила служба?
– В 1993 году я пришёл на службу в должности офицера. Был инженером навигационной группы. В мои обязанности входило обеспечение безопасности атомного подводного ракетоносца. Служба проходила в учениях, постоянно были тренировочные выходы в море. Я, соответственно, исполнял задачи, предусмотренные для инженера-штурмана.

– Как называлось ваше судно, на котором вы служили?
– Большая часть службы и ее завершение прошли на атомном подводном ракетоносном крейсере «Орёл», входящем в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота ВМФ России.

– Расскажите про свой экипаж?
– Экипаж – это семья. Истина, которая известна каждому, кто хоть раз многие месяцы находился в одном прочном корпусе с товарищами. Очень важна психологическая и дружеская совместимость, братские отношения. За каждым членом экипажа закреплены определённые обязанности на весь период службы. Все находятся «под одной волной». На день корабля всегда встречались семьями, отмечали все праздники вместе – такие военно-морские традиции. После удачного похода – встреча «с поросёнком». Существует байка про поросёнка: некая лодка, проводя учебные стрельбы, запустила ракету. Ракета пошла мимо курса и угодила в прибрежный сарай, убив и основательно поджарив поросёнка. Хозяин сарая притащил поджаренную свинку к причалу, дабы показать подводникам, что они натворили. С тех пор пошла традиция встречать подводников жареным поросёнком. Замечательная, вкусная традиция флота. Пусть она живёт. При встрече подводников на берегу всегда играет оркестр.

– Служба на подводной лодке, в ограниченном пространстве подразумевает массу ограничений. По вашему мнению, чем она отличается от обычной службы?
– Да, конечно, отличается. Учиться и трудиться подводникам нужно действительно немало. Понимание того, что море ошибок не прощает, приходит очень быстро. Самое страшное для подводника – это тишина: если вдруг произошло отключение всех систем, вот это действительно самое печальное. Когда механизмы шумят, гремят, тогда в системе всё нормально работает. На флоте ничего нельзя делать спустя рукава, всё должно быть четко и правильно. Необходимо постоянно себя контролировать. Сделал–проверил. Служба на флоте приучает к дисциплине. Корабль – это один большой живой механизм, где всё зависит от каждого. И служба на флоте воспитывает ответственность–перед техникой, перед окружающими людьми.

– Какими качествами должен обладать подводник?
– Прежде всего – любить море. Оно не терпит небрежного отношения к себе, не прощает безответственности и халатности в подготовке техники, кораблей и людей. Любить то, чем занимаешься. Работа штурмана каждый день вынуждает узнавать что-то новое, что необходимо для безопасной и комфортной работы в море. Обязательно чёткое выполнение норм устава. Устав написан не на пустом месте.

– Чем вы занимались в свободное время и было ли оно у вас?
– В походе все несут вахту – посменно, четыре часа через восемь. Одна смена четыре часа вахта, вторая подвахтенная смена – это учёба, тренировки, обучение личного состава, обслуживание материальной части. Третья – это сон, приём пищи. В этом режиме не успеваешь задуматься. Вышли, построились. Потом есть план мероприятий на день, так что свободного времени практически не оставалось. На кораблях третьего поколения, к которым принадлежит и «Орел», есть и зона отдыха, и сауна, и бассейн – воду в него набирали прямо из моря. Самая холодная вода, в которую я опускался, была температурой минус один градус, её закачал наш механик с глубины 100 метров в Северной Атлантике. Самый большой поход у меня был продолжительностью два с половиной месяца.

– Андрей Петрович, что для вас было самым запоминающим в плавании?
– Самое волнительное – когда отчаливаем. Нас провожают ранним утром, дымка ещё над заливом, тишина. Построились, подняли флаг, затем – доклад о готовности и потихоньку покидаем базу. В самом походе занимаемся выполнением поставленных боевых задач. Если обнаружили противника, начинаем слежение, стараемся удержать как можно дольше этот контакт. Главное – не дать обнаружить себя. Конечно, в такие моменты получаешь немалую дозу адреналина.
И, безусловно, запоминается эйфория при всплытии, когда уже можно выйти на мостик, вдохнуть свежего живого морского воздуха. Обычно всплытие происходит за 10 часов до того, как пришвартуемся. Эйфория от того, что все живы, здоровы. От встречи с семьёй, которую всегда привозят, когда возвращаемся из похода.

– Внутри лодки подводники живут, радуются, переживают и скучают по дому. Была ли у вас какая-то связь с землёй?
– У нас были замполиты по воспитательной работе. Если у кого-то день рождения, то поздравления записывались родными на кассеты заранее, ещё на берегу. Конечно, это приятно и волнительно. В редких случаях было общение по закрытой связи, если вдруг случалось что-то серьёзное, глобальное. А обратной связи с корабля с семьями и родными не было. Наша задача –скрытность, иначе нас может обнаружить противник и уничтожить за пять секунд. От нас требовалось выполнение боевых задач – было не до игрушек.

– Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Украине?
– Я считаю, что мы всё делаем правильно, у нас другого пути просто нет, хотя мы и пытались его найти всеми силами. У нас существует копейское местное «Боевое братство» и есть морское братство посёлка Бажово – по возможности поддерживаем наших копейчан, которые находятся сейчас там, на выполнении спецоперации. Будет необходимость, готов идти на защиту Родины. Это общее дело, и стоять в стороне не надо. Думаю, что потребуется ещё много времени, чтобы решить данный вопрос. Но идти надо, другого пути у нас нет. Если мы хотим остаться в России, если мы не хотим потерять статус великого государства.

– Что бы вы пожелали бы участникам спецоперации?
– Прежде всего, достойно пройти этот путь с минимальными потерями и вернуться живыми и здоровыми к своим родным, искренне очень желаю. Война – это большая трагедия.

– Андрей Петрович, несколько слов о семье, как сложилась ваша жизнь после службы?
– Я женат. У нас трое детей. Двое уже в самостоятельной жизни, получили образование и являются специалистами в своих выбранных профессиях. Младшая учится в 9-м классе. Всё хорошо, планы на жизнь выполняются. Что ещё нужно нормальному человеку в этой жизни?

Справка «КР»
Атомная подводная лодка «Орел» была спущена на воду в 1992 году. Длина – 154 метра, ширина – 18,2 метра. Экипаж – 107 человек. Предельная скорость в надводном положении 15 узлов, в подводном положении 32 узла. Силовая установка – 2 ядерных реактора по 190 мегаватт. Предельная глубина погружения – 600 метров. Автономность плавания – 120 суток. Вооружение – 24 ракеты, 24 торпеды, переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла-1», «Верба». Стоит на вооружении ВМФ России по наше время.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
16 апреля 2024 09:43 Семьи мобилизованных граждан получат дополнительные меры поддержки

 Семьи мобилизованных граждан, проживающие в квартирах, где по тем или иным причинам невозможно использовать индивидуальные приборы учета, не будут оплачивать услуги по водо- и газоснабжению за с...

15 апреля 2024 17:00 Полицейские обучили педагогов школ Копейска действиям при получении телефонных звонков от незнакомых людей

 Оперуполномоченные отдела уголовного розыска Отдела МВД России по городу Копейску встречаются с учителями местных школ, чтобы рассказать им, как не стать жертвой мошенников. Уже было проведено н...

Новости СМИ2