Ушел из жизни врач от Бога копейчанин Валентин Ковальский
18 ноября ушел из жизни почетный гражданин Копейска Валентин Ковальский. Валентин Викторович несколько десятилетий возглавлял Копейский межрайонный онкологический диспансер, сделав это лечебное учреждение одним из лучших в Челябинской области. Редакция «КР» решила почтить память этого замечательного человека публикацией очерка из книги Игоря Винка «Родом из военного детства», посвященного семье Ковальских. (Публикуется с сокращениями).
В течение сорока лет я близко знаком с Валентином Викторовичем Ковальским. Валентин Викторович, родом из российских немцев, и его жена Вера Филипповна принадлежат к поколению детей Великой Отечественной войны.
Спецкомендатура
— В первый послевоенный год, — рассказывает Валентин Викторович, — сдав документы в Кустанайскую фельдшерско-акушерскую школу, я сел за студенческую парту. Учился прилежно, был активным комсомольцем, спортсменом, и, казалось, все у меня складывалось благополучно. Меня уже готовы были распределить после окончания школы главным эпидемиологом города Джетыгара, но однажды вновь напомнили, что я — немец. Как-то, когда занимался с ребятами в спортзале, пришел милиционер и предложил следовать за ним.
— Меня доставили в спецкомендатуру и привели в кабинет, за столом в котором сидел молодой, с неприятным лицом и злыми глазами-буравчиками казах. «С сегодняшнего дня вы будете на спецпоселении, ежемесячно отмечаться у меня», сказал он, заявив, что мой выезд за пределы населенного пункта, где я проживаю, на пять и более километров будет квалифицироваться как преступление, за которое последует наказание в виде двадцати лет каторжных работ.
В то время в здравотделе почему-то не знали, что в спецкомендатуре В.Ковальского поставили на учет как этнического немца, а потому подтвердили, что он распределяется главным эпидемиологом города Джетыгара как один из лучших студентов школы. В ответ выпускник признался, что в настоящее время состоит на учете в спецкомендатуре. Эта новость стала настолько неожиданной для членов комиссии, что они минуту-другую пребывали в шоке. В кабинете воцарилась тишина. Ее прервал председатель комиссии, который предложил лучшему студенту школы выйти погулять в коридоре. Только спустя некоторое время он был вновь приглашен в кабинет, где ему заявили, что он поедет участковым фельдшером в Амангельдинский район, самый отдаленный от областного центра.
— Расстояние между крайними аулами района – территория молодого специалиста – равнялось 120 километрам, – рассказывает Валентин Викторович. – Дорог не было, и к больным я зачастую добирался на перекладных, в любую погоду. Приходилось лечить не только людей, но и лошадей, которые были почти в каждой казахской семье. Иными словами, я выступал также в роли ветеринарного врача. В постоянных моих заботах и разъездах прошли три года.
Во время работы в Амангельдинском районе Валентин Викторович познакомился с учительницей местной школы Верой Красиковой. Вскоре он предложил Вере выйти за него замуж, на что она ответила согласием.
Главврач
Естественно, Ковальский задумывался над тем, чтобы поступить в вуз, на этом настаивала и жена Вера Филипповна. Поэтому летом 1954 года, сдав приемные экзамены, он стал студентом челябинского медицинского института. К тому времени в семье уже подрастали сыновья Олег и Юрий.
По окончании челябинского мединститута Ковальского распределили в Еманжелинск, хотя он хотел врачевать в Казахстане. Однако к тому времени в Челябинской области сложилось напряженное положение с медицинскими кадрами, и ему пришлось отказаться от своего решения. Спустя 4,5 года Валентину Викторовичу предложили должность главного врача Копейского межрайонного онкологического диспансера, одного из крупнейших в Челябинской области, и с 1965 года он стал жителем нашего шахтерского города.
В диспансере под началом В.В. Ковальского сложился дружный коллектив профессионалов и единомышленников. Это дало ему возможность во второй половине 70-х годов добиться коренной реконструкции своего лечебного учреждения, внедрения новой прогрессивной техники, использования современных методов лечения онкобольных. Поэтому не случайно 29 августа 1994 года, на праздновании Дня города, Валентина Викторовича Ковальского объявили Почетным гражданином Копейска. Это была достойная и справедливая оценка его многолетнего труда на страже здоровья горожан.
Надежда в подарок
О том, почему лично для меня и моей семьи, для двух уже взрослых сыновей так дорог этот человек, говорит следующий факт. Весной 1982 года у моей жены, едва перешагнувшей свое 40-летие, доктора выявили серьезное онкологическое заболевание. И хотя последовала срочная операция, лечащий врач в личной беседе откровенно призналась: «Скорее всего, вашу супругу спасти не удастся, и нужно готовиться к худшему».
Уходил из жизни дорогой и близкий для меня и двух сыновей-подростков человек, и мы были бессильны помочь. Тут-то и состоялась моя встреча с Валентином Викторовичем, которая подарила надежду на благоприятный исход. В тот день я вечером возвращался с работы из редакции газеты «Копейский рабочий», где трудился заместителем главного редактора. В который раз мысленно «перемалывал» в себе нежданно-негаданно свалившуюся беду, ища и не находя выхода из нее, как вдруг услышал голос, назвавший мое имя. Передо мной стоял Ковальский, с которым в течение последних лет я поддерживал добрые отношения.
— Пожалуйста, завтра утром приходите ко мне в кабинет с вашей больной, — сказал он, — мы должны съездить в областной онкологический диспансер.
Всю половину следующего дня Валентин Викторович водил мою жену из одного кабинета в другой, подолгу задерживаясь в каждом. Как видно, советовался с коллегами и, в конце концов, высказал свой вердикт: «Больную оставляем на лечение». С той поры минуло свыше тридцати лет, у нас с супругой уже два взрослых внука, любимая внучка, и жизнь продолжается. И мы по-прежнему в неоплатном долгу перед этим человеком — замечательным специалистом с добрым и отзывчивым сердцем, воспринимающим чужую боль как свою, возвратившим к жизни многих копейчан.
Могила отца
В.В. Ковальский родился в 1930 году в селе Архиповка Боровского района Кустанайской области, в семье лесника, российского немца, в которой был старшим. Рядом с ним подрастали три сестренки. Жили на кордоне, в нескольких километрах от села, и главной обязанностью семьи была охрана лесного массива. В то предвоенное время все, кто работали в лесничестве, жили лучше, чем колхозники в деревнях и селах, так как их в основном обходили с налогами, кроме того, они, как правило, содержали в хозяйстве лошадей, которые были в семьях надежным подспорьем.
— Мой отец, — вспоминает Валентин Викторович, — из когорты тех, кто, за какое бы дело ни брался, обязательно доводил его до конца. О таких обычно в народе говорят — мастер на все руки. Единственное, что не нравилось нашей маме Анне Давыдовне — что семья вела «кочевой» образ жизни, так как отца часто направляли из одного лесничества в другое.
— 5 января 1942 года, – продолжает В. В. Ковальский, – отца мобилизовали в трудармию. К тому времени я обучался в 5 классе, а старшая сестра — во втором. Его привезли в Златоуст, на станцию Уржумка, на строительство местного завода. Зимой 43-го года отец серьезно заболел, и в начале марта, как позднее поведал в письме наш далекий родственник, его, еще не успевшего выздороветь, отправили на грузовой машине в город. В дороге он простудился и еще больше усугубил свое положение. В результате слег с крупозным воспалением легких и спустя несколько дней скончался. А 6 апреля 1943 года мы получили официальное уведомление о том, что Виктор Юлиусович Ковальский умер и похоронен на кладбище в Златоусте.
Все последующие годы Валентин Викторович рвался в этот город на Южном Урале с единственной целью — найти могилу отца и поклониться его праху. Но такая возможность ему представилась, когда он уже был взрослым, обзавелся семьей, имел за плечами годы учебы в Кустанайской фельдшерско-акушерской школе и челябинском медицинском институте. Из встреч с местными жителями он выяснил, что отца содержали в зоне, за колючей проволокой, под вооруженной охраной. Ему рассказали, что более всего трудармейцам досталось в 1942 году, когда многие из них, не выдержав испытаний голодом и 12-часовым ежедневным тяжелым физическим трудом, ушли из жизни безвестными. «Здесь такое творилось, что представить невозможно», — такой фразой обычно заканчивались их воспоминания о том трагическом времени. Найти могилу отца Валентину Викторовичу так и не удалось.
Родители гордятся сыновьями
В семье Ковальских авторитет Валентина Викторовича непререкаемый, поэтому старший и средний сыновья — Олег и Юрий — избрали профессию отца. К примеру, Олег Валентинович сдал на «отлично» вступительные экзамены в челябинский медицинский институт. Успешно завершив учебу в вузе, позднее был назначен заведующим лучевым отделением Копейского межрайонного онкологического диспансера. Что же касается Юрия Валентиновича, то в первой половине 70-х годов он поступил в военно-медицинскую академию в Ленинграде, откуда позднее был переведен в ее филиал — Куйбышевскую (ныне Самарскую) военно-медицинскую академию, учебу в которой также успешно завершил. Несколько лет был занят на Байконуре, где обслуживал отряд космонавтов. Позднее, выйдя на пенсию, переехал в подмосковный город Одинцово и здесь работает поныне в службе скорой медицинской помощи.
Не менее яркая биография и у младшего сына — Виктора Валентиновича. Буквально с начальных классов школы он увлекся фигурным катанием. Повзрослев, принимал участие в соревнованиях, в том числе в чемпионате России, и небезуспешно. Им заинтересовалась даже знаменитая Ирина Роднина — многократная чемпионка мира, Европы и Олимпийских Игр. Она пригласила Виктора в московский спортивный интернат, но тогда у нашего земляка обстоятельства сложились таким образом, что он был вынужден отказаться от этого предложения. Виктор Валентинович, окончивший в 1986 году челябинский институт физической культуры, в настоящее время возглавляет спортивный отдел в одном из крупных предприятий областного центра Южного Урала.
— Сыновья у нас живут в большой дружбе друг с другом, — рассказывает Вера Филипповна. — И хотя они проживают в разных городах, находят время для совместных встреч, и меня это очень радует.
Прежде чем поставить точку в очерке о семье Ковальских, хотелось бы обратить внимание читателей еще на одну, на мой взгляд, примечательную и яркую черту характера ее представителей — родителей и сыновей — это интеллигентность. Не надо думать, что интеллигентность выдается человеку вместе с институтским «поплавком» и дипломом, что ее можно нацепить на себя, а при случае можно и снять. Понятие это — помимо общей культуры, помимо тонкости душевной — включает в себя высокое сознание, общественную активность.
Остается пожелать моим героям: оставайтесь на всю жизнь именно такими, какими вас знают ваши коллеги, родные, друзья и знакомые.Сегодня генпрокурор проводит личный прием граждан.
Главное: LTM выручка по всем проектам Группы достигла 15,6 млрд рублей, LTM чистая прибыль — 2,1 млрд рублей, LTM EBITDA — 6,3 млрд рублей, Собственный капитал Группы с начала года вырос на 51% , ...