В негативе кривого зеркала: почему истощенные анорексией больные видят себя толстушками и продолжают доводить себя до смерти?
То, что случилось с 16-летней копейчанкой Валерией Мерш два месяца назад, всколыхнуло всю страну. Вечером 25 октября молодая красивая девушка повесилась в бане на поясе от собственного халата. А 2 ноября ее историю обсуждали на Первом канале в программе «Пусть говорят».
Основная версия самоубийства, которую выдвигает следствие и подтверждают родственники Леры, заключается в том, что учащаяся ПУ № 87 убила себя из-за мании к похудению. Якобы девушка постоянно принимала препараты для похудения, была недовольна своей внешностью и очень хотела стать стройнее.
Легкая смерть
Ее родная бабушка Валентина Сулимова, принимавшая участие в программе «Пусть говорят», рассказала, что Лера не жила ни с ней, ни с родителями, которым она была не нужна, поскольку те постоянно пили. Девочка жила у лучшей подруги своей бабушки, в бане которой совершила самоубийство. Приютившая ее женщина и обнаружила тело Валерии. Она рассказала, что за полчаса до этого отобрала у девочки полную горсть таблеток, которые та принимала постоянно. У Леры был молодой человек, с которым она планировала свадьбу. О мании похудения знали все родственники копейчанки, они уговаривали ее перестать пить лекарства горстями. Тем более что фигура Леры была в полном порядке.
Однако в версию гибели из-за мании стать стройнее верят не все. Вот что нам рассказала Анастасия Кириленко, одноклассница Леры:
— Мы учились в одном классе школы № 9: в 8-м Лера училась в параллельном, а в 9-м перешла в наш класс. Этим летом она поступила в училище. Мы не были близкими подружками, поэтому я была не в курсе ее личных проблем. Но знала, что Лера не жила с родителями и одно время проживала в социальном приюте. Для меня было шоком узнать, что с Валерией произошла такая трагедия. Да, девушка была не очень общительной, у нее было мало по-настоящему близких людей, но я не могу поверить в то, что Лера покончила с собой из-за комплекса по поводу своей внешности. Она была очень миленькой, симпатичной девушкой, стройной. Хорошо одевалась…
Думаю, что трагедия произошла из-за того, что девушка не смогла разобраться с проблемами, которые были в ее семье.
Всему виной лекарства
Из неофициальных источников нам удалось узнать, что, скорее всего, причиной гибели копейчанки действительно стала мания к похудению. Человек, имя которого мы не называем по этическим соображениям, рассказал, что незадолго до смерти Леры разговаривал с ней:
— Ее действительно мучили комплексы по поводу якобы полноты. Она принимала одновременно мочегонные и слабительные препараты. Она то впадала в депрессию, то выходила из нее. За неделю до гибели Лера позвонила мне и сказала, что у нее все теперь хорошо, она счастлива. А через несколько дней снова впала в депрессию. Лекарства, которые Лера принимала, приводили к обезвоживанию организма, в результате страдала мозговая деятельность. Девочку мучили галлюцинации, голоса, этим и вызваны ее навязчивые состояния. Дело здесь даже не в самой диете, а в последствиях бездумного приема лекарств. Но назвать Леру неразумной нельзя. Наоборот, это был думающий человек. Например, она помирилась с матерью, чтобы ту не лишили материнских прав в отношении младшей дочери Насти, которой сейчас идет десятый год. Настя тоже жила в приюте, и Лера приняла мудрое и взрослое решение – забыть про обиды и попытаться найти общий язык с мамой, только чтобы ее сестренка жила в семье.
С 50 до 32-х
Так может ли невинное и в общем-то правильное желание выглядеть лучше обернуться страшной трагедией?
Екатерине 19 лет, она студентка Челябинской государственной академии культуры и искусств. Ее рост – 158 сантиметров, вес сейчас – 40 килограммов. Это для нее огромный шаг вперед, ведь еще пару месяцев назад она весила всего… 32 килограмма! Девушка старается взвешиваться реже и прикладывает много усилий, чтобы поправиться.
— Я больна анорексией (стремление к похуданию) и булимией (вызывание искусственной рвоты после еды). Сейчас для меня это проклятие, от которого я хочу избавиться. Но в 16-17 лет анорексия для меня была вдохновением, целью. Тем, чем я могла скрыть свою боль, депрессию, — объясняет девушка.
Дело не во внешности
— Я начала активно худеть, когда в моей жизни настал довольно сложный период, и впала в депрессию. Почему-то решение всех своих проблем я нашла в анорексии. Принимала меры, чтобы похудеть, но вес не уходил. Голодать я сначала не могла себя заставить, но потом как-то свыклась с этим. Были срывы: я то голодала, то снова начинала много есть. Вес держался в пределах 47-48 килограммов, но меня это не устраивало. Тогда я начала более серьезно относиться к похудению. Наедаясь, бежала в туалет, вызывала рвоту, пила слабительные. Но вес все не менялся. Перелом наступил летом 2010 года, и я похудела очень сильно, до 40 килограммов. Но теперь меня не устраивало и это, я хотела «догнаться» до 38-ми. У меня появился парень, который хоть и говорил, что мне не надо больше худеть, но старался во всем меня поддерживать. Я смогла достичь своего идеала. Вот, вроде бы идеальный вес, но какого черта я не счастлива?.. Мне хотелось стать еще меньше, и еще… Так постепенно я стала весить 32 килограмма, — вспоминает Екатерина.
На теле с такой массой вещи висели, девушка постоянно падала в обмороки, часто у нее шла кровь из носа, начались проблемы по женской части. Катю саму уже не радовали выпирающие кости, тяготили постоянные насмешки окружающих. Она мужественно пыталась взять себя в руки и начать есть. Но в жизни происходила небольшая неприятность, и она снова бежала в туалет и вызывала рвоту.
Еда и независимость
— Еда стала мне отвратительна. У меня постоянно тряслись руки, пальцы были в царапинах от зубов, лицо стало землистого цвета. Я много раз решала остановиться, но разорвать замкнутый круг «голодание — переедание — рвота» не могла. Анорексия — это зависимость. С одной стороны, ты хочешь сбросить еще пару килограммов, а с другой — понимаешь, что надо их набирать, иначе умрешь. Это тяжелая борьба, сложно не сорваться после каждого нового стресса, — рассказывает девушка.
Сейчас Катя через силу ест все: жареное, печеное, мучное. Правда, от мяса пока отказывается, заменяет его морепродуктами и рыбой. Девушке удалось избавиться от постоянной рвоты и страшных болей в желудке. Сейчас она лечит боли в спине и решает «женские» проблемы со здоровьем. Катя очень сильная и добьется своего: она обещала близким поправиться.
Диета и обжорство — две стороны одной медали
— У всех свои тараканы в голове. Кто-то «заедает» стрессы, кто-то пьет алкоголь, кто-то принимает наркотики, а я худею. Это все — своего рода зависимости. Во всех случаях для лечения важны мотивации: если в голове нет задачи похудеть, никакой расчет калорий, никакие диеты не помогут. Сейчас моя задача — набрать вес до «приличного». Это надо для здоровья, для будущих детей, для жизни, в конце концов. Я отлично понимаю, что проблема не во внешности, а во внутреннем состоянии, в бедах с личной жизнью, родителями, обществом, — говорит Катя.
Самоубийство на почве диеты – в это Катя поверить не может:
— Считаю, что надо жить, несмотря на боль, слезы, проблемы. Идти вперед, даже когда опускаются руки... Верю, что дальше должно быть лучше. Это закон сохранения энергии: если сейчас плохо, то скоро будет хорошо. Хочу поехать в Питер, завести енота, найти любовь, родить ребенка.
Кстати
Анастасия Кириленко, одноклассница Валерии Мерш, тоже приняла участие в программе «Пусть говорят», посвященной нашумевшей трагедии. И в следующем пятничном выпуске газеты «Копейский рабочий» Настя расскажет о «кухне» популярной телепередачи.
Комментарий
Владимир Николин, врач-психиатр, психотерапевт:
— Анорексия — это психическое заболевание, диагноз, а не привычка, не дурная манера, не психологический «бзик». Если человек заболел, например, ангиной, то ему назначают лечение, дают рекомендации. Причем лечение назначают конкретное — препараты, дозы, курсы. Совершенно бессмысленно болезни лечить чтением морали и призывами к здравому смыслу. Если кому-то в вашей семье поставили диагноз «анорексия», начинать решение проблемы надо с себя. Не надейтесь, что вашему ребенку помогут врачи. Поищите проблемы в себе, ведь именно окружение приводит к появлению таких заболеваний (если это не наследственная склонность). Как правило, взрослые часто бывают слишком критичны к ребенку, и совершенно не критичны по отношению к себе.
К сожалению, Валерия была лишена поддержки взрослых, их правильной помощи. Поэтому и приключилась беда. Профилактикой психических заболеваний, в том числе анорексии, надо заниматься с детства. Надо формировать у своего ребенка чувство собственного достоинства и полноценности, учить его дружить с людьми, понимать и принимать их.Уважаемые педагоги! От всей души поздравляю вас с Днем учителя.