Веселый «грубиян» Куки!
Клоунское искусство — одно из самых непростых из всех цирковых. Клоун — это человек, который должен постоянно «держать зрителя», чувствовать его настроение, приводя почтенную публику в восторг и эйфорию. Для этого нужен недюжинный талант. Как сказал Юрий Никулин: «Клоунами не становятся, клоунами — рождаются». В незыблемости этой прописной для любого лицедея истине убежден и 22-летний Константин Асташов — клоун КУКИ, место его сегодняшней «прописки» — Росгосцирк, до 7 апреля он работает на арене Челябинского цирка, где его можно лицезреть в ближайшее время.
Семилетним ребенком, в 1997 году, Костя пришел в цирковую студию «Аллегро», что в родном городе мальчика Чебаркуле, а уже в 10 лет вместе со своим другом и партнером Евгением Мотовиловым «стали работать» номер акробатов-эксцентриков. Годы тренировок, репетиций, постоянные поездки на фестивали циркового искусства, и как закономерный итог — в 2006 году ребята поступают в училище культуры Екатеринбурга. Спустя два месяца после начала занятий в училище приезжает прославленный мэтр клоунады Семен Маркович Уральский. Педагог и режиссер замечает талантливых пареньков и приглашает приехать в Москву. Уральский сделал ребятам программу. С тех пор и началась работа Кости и Евгения в Росгосцирке. Так прошел год, Евгений по семейным обстоятельствам ушел из номера, Костя взял нового партнера, но не повезло, вскоре с ним тоже расстался. И тогда Семен Маркович принимает решение — делать для него соло-репертуар и просит поработать с начинающим клоуном своего ученика, заслуженного артиста России Александра Сарнацкого (клоун Домино). Мэтр взял начинающего коллегу под свое крыло, поставил ему репертуар, купил костюмы, реквизит, и вот уже год Константин, как говорят у цирковых, «принят в эксплуатацию». Позади представления в Кисловодске, Ростове, Ульяновске, Тюмени, Нижнем Тагиле. Сейчас Костя выступает в Челябинске.
— Здесь для меня просто рай, а не работа. Я каждый день езжу домой в Чебаркуль. Можно сказать, получил внеочередной отпуск, — говорит Костя.
«Клоун» в переводе с латин-ского — деревенщина, грубиян. Отдаленными предшествен-никами клоунов были антич-ные мимы, жившие еще до нашей эры в V-VII веках. Более поздние персонажи, уже в XVII-XVIII веках, — Арлекин, Пьеро, шуты, паяцы, а в России — скоморохи, бродячие актеры. С XVI века они ходили группами, которые называ-лись ватагами. Среди них были певцы, акробаты, жонглеры. Но больше всего они прославились своими сатирическими сценками. От клоуна родился целый жанр, названный клоунадой. Все артисты в цирке выступают на ковре, которым застелен манеж. От него и произошло еще одно название клоуна — «коверный»— Что для тебя значит понятие «клоун» — это профессия или все же образ жизни, состояние души?
— Где-то на 80 процентов — это профессия, но когда я выхожу на сцену — это уже состояние души. Мне нравится видеть радостные, смеющиеся лица людей. И понимать, что радость им доставил именно я.
— Что самое сложное и самое важное в профессии клоуна?
— Сложно выступать, когда у тебя плохо на душе. Однако профессионализм заключается в умении скрывать свою слабость и не показывать зрителю свое настроение. А важным для меня является то, что я демонстрирую детям хороший, добрый мир. Очень трудно описать те ощущения, которые бывают, когда несешь людям добро, смешишь их, и они посылают тебе в ответ положительную энергетику. Она становится вашей общей, большой... Однажды испытав подобные чувства, невозможно от них отказаться.
— Правда ли, что чем смешнее клоун на сцене, тем мрачнее и серьезнее он в жизни?
— У меня несколько иначе. Может быть, с возрастом это изменится, но пока так: чем веселее в жизни, тем смешнее на сцене.
— Может ли клоун чему-то научить ребенка или его призвание только веселить?
— Конечно, может. Клоун — добрый, сильный человек, преодолевает на сцене препятствия и побеждает не злобой и кулаком, а умом, настойчивостью, смекалкой. Для клоуна нет безвыходных положений — он всегда находит способ добиться желаемого, и не боится при этом казаться смешным, он охотно придет на помощь. Дети смотрят, смеются и одновременно учатся.
— Как рождаются репризы? Заранее знаете какая «пойдет на ура»?
— Изначально антре ставит режиссер, а дальше все решает зритель. Бывает так: делаешь ставку на одну репризу, кажется, что уж это стопроцентный успех, а зритель не смеется. И наоборот, случайно сказанное слово, импровизация вызывают хохот. Так что все зависит от зрителя. Хочу пригласить копейских девчонок и мальчишек на потрясающий цирковой спектакль — «Колесо риска». В Челябинске мы будем до седьмого апреля, представления начинаются в пятницу в 18:00, в субботу и воскресенье — в 12:00 и 16:00.
— Костя, несколько нескромный вопрос…Сколько клоуны зарабатывают?
— По-разному, сейчас я получаю за одно представление чуть больше полутора тысяч руб-лей, в Челябинске их двадцать, получается — 31 тысяча рублей.
— Костя, когда закончатся представления в Челябинском цирке, уже знаешь, где будешь дальше работать?
— Пока нет, обычно о следующих гастролях становится известно за неделю, а то и за пару дней.
— Профессия клоуна для тебя — это на всю жизнь?
— Да, и я уверен, что никогда о своем выборе не пожалею! Но нужно еще многому учиться — буду поступать в ГИТИС на отделение режиссуры цирка.
В массовой библиотеке №2 состоялся праздник для серебряных волонтеров, которые активно участвуют в сборе гуманитарной помощи для участников специальной военной операции.
Прокат коньков и выход на лёд в новогодние каникулы станет абсолютно бесплатным для жителей и гостей Копейска до 18 лет.