Маршрутные такси: жизнь по доверенности?
25 февраля 2011 года в 08.40 водитель маршрутного такси «Газель», двигаясь из Челябинска в Копейск по маршруту № 125 по Копейскому шоссе, отвлекся от управления, и его машина столкнулась с двигавшимся попутно впереди грузовым автомобилем «Мерседес». В результате ДТП один пассажир маршрутки — женщина 1972 года рождения, жительница Челябинска, скончалась на месте. 6 человек — пассажиры «Газели» — с различными травмами доставлены в больницы, из них два копейчанина — мужчины 40 и 33 лет. Сам водитель «Газели» не пострадал.
Пассажирская «Газель» принадлежит частному перевозчику Копейска. Водитель — копейчанин, 1989 года рождения, имеет водительский стаж 5 лет, из них стаж категории «D» — 1, 5 года. По базе данных административной практики ГИБДД, молодой человек 20 раз привлекался к административной ответственности за различные нарушения ПДД, в том числе за нарушения правил перевозки пассажиров и превышение скорости.
По факту ДТП проводится проверка. Окончательные выводы будут сделаны в ходе расследования уголовного дела.
Разбитые в один момент
В тот роковой день 42-летний Игорь Алешин возвращался с работы домой к семье в Копейск. Там его ждали супруга Ольга, сын Артем, дочка Дарья и маленькая внучка Вика. Обычно Игорь пользовался автомобилем, но в этот раз сел в маршрутку. А неподалеку от Челябинского механического завода произошло роковое столкновение.
Родные узнали о трагедии от коллеги Игоря Анатольевича Сергея, который ехал вместе с ним. Он тоже пострадал, но не так сильно, как Игорь. У Сергея повреждена нога и частично потеряно зрение.
— Сергей приехал к нам почти сразу после аварии. А моего мужа увезли в челябинскую больницу. Он пострадал очень сильно. Со времени аварии прошло более десяти дней, а он все еще лежит в реанимации. У него повреждены два шейных позвонка, один из них раздроблен, и врачи вынуждены были его удалить. Не двигаются ни руки, ни ноги, он не может говорить и самостоятельно дышать. Врачи не дают утешительных прогнозов. Но мы надеемся на чудо, верим, что он встанет на ноги, — рассказывает супруга Игоря Ольга.
Коллега Игоря рассказал ей, что большую часть пути Игорь ехал стоя, поскольку водитель против правил набрал стоящих пассажиров. Сергей сам толком не понял, как произошло столкновение. Просто почувствовал сильный толчок и потерял равновесие. Пассажиры посыпались друг на друга и придавили Игоря, который ехал в хвосте маршрутки.
— По мнению коллеги моего папы, виноват в аварии водитель. Он ехал слишком быстро и невнимательно следил за дорогой, — рассказывает дочь пострадавшего Дарья. — Когда мы узнали, сколько нарушений было у этого юноши, мы были в шоке. Кто вообще доверил ему право управления пассажирским транспортом?!
«Герой» нашего времени
Езда всегда сопряжена с риском. Никто не застрахован от аварий. Может, это только случайность, и водитель в этой ситуации такая же жертва, как и все остальные? Может, он раскаивается и готов понести справедливое наказание за смерть молодой женщины и за сломанные жизни? В интервью, которые давал журналистам телеканалов Алексей Шокуров, он смотрелся едва ли не героем, гордо и без особого горя на лице рассказывая, что он «был ослеплен солнцем». За эти две недели, прошедшие со времени аварии, он не нашел времени позвонить семье Алешиных, чтобы хотя бы извиниться. И никто не предложил этим людям, убитым горем, хотя бы какой-то помощи в оплате дорогостоящего лечения.
За рулем – кто угодно
Журналисты «Копей» решили поговорить с водителями маршрутных такси о том, как проходят проверки водителей перед выходом на рейс. И тут-то и начались «интересности». Разумеется, большинство водителей отказывались отвечать на наши вопросы – работа им все же дорога. И только один (разумеется, он отказался назвать свое имя) честно рассказал о тайнах копейского «маршрутного» автопарка.
Вообще-то у копейских предпринимателей, занимающихся пассажирским извозом (а их у нас около 20-ти), с Копейским пассажирским автопредприятием заключены договоры на осмотр машин механиком, медосвидетельствование перед рейсами, а сами машины паркуются на ночь именно в КПА.
— Большинство из нас, процентов 70, работают безо всякого трудоустройства. Машину водят по доверенности. Мы с коллегами обсуждали этот случай, этого водителя мы знаем хорошо. Он всегда лихачил. Штрафовали его за дело. А индивидуальным предпринимателям, владельцам маршруток, невыгодно нас трудоустраивать — отчисления в пенсионный фонд и другие налоги сегодня повысились. Раньше с нами хоть договор заключали, а сейчас и это невыгодно.
Доверяй, но проверяй
Владелец 125-го маршрута, на котором и произошла трагедия, Владимир Артамонов рассказал нам следующее:
— У нас есть договоренность с Челябгортрансом. С определенным рассчитанным интервалом времени мы выводим на рейс маршрутки в соотношении 50 процентов копейских машин на 50 челябинских. Получилось так, что у меня не хватало своих машин, поэтому две машины на моем маршруте работали от предпринимателя Михаила Сдобнова. Водитель Алексей Шокуров работал на этого же предпринимателя.
Владимир Евгеньевич рассказал нам, что перед тем, как взять водителя на работу, его «пробивают» по базе данных ГИБДД, спрашивают у бывших работодателей, как зарекомендовал себя человек. «Да, у Шокурова были нарушения. Но они ведь есть у всех водителей, без этого не бывает. А прав он лишен не был».
Нас заинтересовал и порядок получения лицензии на такой вид деятельности, как пассажирские перевозки. Оказывается, предприниматель получает такой документ на пять лет за символические деньги в виде госпошлины в несколько тысяч рублей. А взамен сдает некий «экзамен». Причем не важно, сколько машин у предпринимателя, и на какой он работает территории. Выдали лицензию – и контроль на этом закончился. А уж как работают водители, и какие к ним предъявляют требования, вообще история умалчивает. Эта сфера услуг настолько стихийна, что без жестких законов тут не обойтись. Вот если бы жизни людей доверяли опытным, уравновешенным, здоровым, разумным водителям… Если бы к проверкам подходили не формально, а ответственно. Если бы водитель не брал лишних пассажиров, если бы рассчитывал их не во время движения, бросив дорогу на произвол судьбы, а на остановках, а потом трогался в путь… Многочисленные «если», цена которым – «всего лишь» человеческие жизни.Комментарии
Директор МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» Иван Петяк:
— Обсуждая произошедшую аварию в Интернете, многие люди писали о том, что нельзя доверять перевозку пассажиров водителям со столь малым опытом работы. Но законодательство вводит ограничения лишь для междугородных перевозок и перевозок детей – здесь опыт вождения должен быть не менее трех лет.
Поэтому сегодня владелец рейсовых автобусов малой вместительности (в просторечии — маршруток) имеет право принять на работу любого водителя с категорией «D» (возрастное ограничение – не менее 21 года). На мой взгляд, законодательство слишком демократично в этом вопросе. Пять месяцев обучения – и готов «специалист», которому доверяются жизни людей. Правда, при приеме на работу водителя без стажа он должен полтора месяца проходить стажировку, выходя на маршрут в сопровождении опытного водителя-наставника.
Опыт показывает, что вероятность попадания в ДТП у пассажира небольшого автомобиля или микроавтобуса гораздо выше, чем у тех, кто едет на большом автобусе. То, что закон не запрещает водителям выполнять еще и обязанности кассира-кондуктора, также сказывается на качестве управления автомобилем.
«Газель» вообще является автомобилем с чрезвычайно низкой безопасностью. Высокий центр тяжести приводит к тому, что даже небольшое касательное столкновение может привести к опрокидыванию машины. Однако в силу экономических причин в основном частные перевозчики используют именно эту марку автомобилей. Краш-тесты, проведенные журналом «За рулем» показали, что при столкновении «Газели» на скорости 64 километра в час с неподвижным препятствием из шести пассажиров двое получают травмы, не совместимые с жизнью, остальные четверо получают тяжелые травмы и рискуют остаться инвалидами.
Галина Мешкова, работающий пенсионер:
— Я в ужасе от произошедшего. Часто пользуюсь маршрутками – так быстрее. Конечно, есть и хорошие водители, но бывает, нарвешься на таких, что всю дорогу молишься – хоть бы живой доехать. Надо думать, кому доверяете наши жизни, уважаемые предприниматели. И тщательно проверять своих работников.
Старший государственный инспектор безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УВД по Копейскому городскому округу майор милиции Евгений Зотов:
— В первые же дни после происшествия была проведена внеплановая проверка организации безопасности пассажирских перевозок, осуществляемых ИП Артамоновым. У него работают 32 водителя, в среднем на каждого водителя приходится по 4-5 нарушений правил дорожного движения в год. Грубых нарушений не было. Учитывая, что водители ежесуточно проводят за рулем большую часть дня ежедневно, это невысокий показатель, который говорит о достаточном уровне их профессионализма.
За более чем полтора десятилетия подобная трагедия с участием копейской маршрутки произошла впервые. Изначально рынок пассажирских перевозок в нашем городе не был хаотичным, как во многих городах области и страны. Благодаря совместной работе МУП КПА и отдела ГИБДД все частные перевозчики четко контролируются: ежедневно проверяется техническое состояние машин, водители проходят предрейсовое и послерейсовое медосвидетельствование.
Что же касается приема на работу, то, согласно закону, владелец маршрутного такси имеет право принимать на работу любого обладателя водительского удостоверения соответствующей категории с медицинским допуском до вождения. Мы, сотрудники ГИБДД, рекомендуем индивидуальным предпринимателям при заключении трудового договора с водителями вносить туда пункт о том, что те дают согласие на получение работодателем данных о нарушении ими правил дорожного движения. А прежде чем допустить сотрудника до работы, советуем работодателю приехать к нам за информацией о принимаемых на работу водителях, мы предоставляем ее из баз данных административной практики по нарушениям.
Всего в Копейске на маршрут ежедневно выходят около 80 маршрутных такси. В 2010 году сотрудниками ГИБДД было выявлено более 700 нарушений правил дорожного движения со стороны водителей маршруток: в основном это превышение скорости, отсутствие путевого листа, превышение допустимого количества пассажиров в салоне, непредоставление дороги пешеходу.
Если пассажиры маршруток стали свидетелями нарушения правил дорожного движения со стороны водителей, они могут сообщить об этом по телефону доверия ГИБДД 98-911.
Какое наказание стоит ввести для водителей маршрутных такси, допустивших человеческие жертвы? Ждем ваших откликов на сайте!
Зима — это не только время холодов и праздников, но и возможность насладиться разнообразными фруктами, которые не только радуют вкусом, но и приносят огромную пользу организму. В этой статье мы расска...
В Челябинской области проходит масштабное мероприятие под названием «Пиротехника», целью которого является выявление и пресечение нарушений, связанных с изготовлением, хранением, продажей и исполь...