29 Октября 2019 14:00

Минфин оценил работу копейских финансистов

Корреспондент «Копейского рабочего» узнал, какие задачи руководство региональной финансовой системы в год 100-летия ставит перед муниципальными финансовыми органами и как с этими задачами справляются, в том числе, копейские финансисты. Наш сегодняшний собеседник – первый заместитель министра финансов Челябинской области Александр Грязев.

Минфин оценил работу копейских финансистов
Автор: Алексей Самаев

– Александр Александрович, следит ли министерство финансов области за тем, как работают муниципальные финансисты? Есть ли какая то система мониторинга, в том числе как оценивается работа управления финансов Копейского городского округа?

– Существует приказ, в котором описывается проведение оценки качества финансовой работы муниципальных образований. Приказ содержит достаточно большой объем показателей, по которым производится эта оценка, в том числе ряд индикативов – что хорошо и что плохо в деле управления муниципальными бюджетами. В нем говорится, как надо работать с муниципальными финансами для того, чтобы быть «отличником». Такая оценка проводится ежегодно. Мы оцениваем работу каждого города и района, сопоставляем их между собой и делаем соответствующие выводы. По итогам оценки муниципалитету присваивается группа качества. Таких групп три: первая степень – те, к кому нет замечаний, вторая – те, кто работал без нарушений законодательства, но и выдающихся результатов не достиг, не внедрил лучшие практики, и третья группа качества – когда муниципалитет допускает нарушения законодательства либо выстраивает бюджетную политику так, что ее финансовое положение территории резко ухудшается. Что касается Копейского городского округа, то за 2016 год у Копейска была вторая степень качества, за 2017-й – первая, за 2018-й – снова вторая. Естественно, каждую позиции мы обосновываем, формулируем замечания.

минфин.jpg

– То есть в целом Копейск занимает неплохие позиции. А более конкретно, в чем город пока недорабатывает?

– Например, в 2016 и 2018 году в Копейске не до конца выполнялись указы президента. В частности, не были достигнуты целевые значения по соотношению зарплаты педагогов, которые трудятся в системе дополнительного образования, к зарплате учителей. Также, как в 2016-м, так и в 2018 году мы обращали внимание на работу МУПов. Эти предприятия получают деньги из бюджета, и при этом деньги в бюджет не возвращаются. Да, наверно, есть причины для такой планово-убыточной работы, но мы не можем мириться с такой ситуацией. Всегда должны предприниматься дополнительные усилия, чтобы деньги возвращались в бюджет в виде части прибыли муниципальных предприятий.

– По итогам оценки качества управления финансами в 2018 году вы рекомендовали Копейску повысить долю местных депутатов, работающих на неоплачиваемой основе. При этом до 2018 года такой рекомендации не было. Почему она появилась?

– Оценка качества начинается с наиболее проблемных тем на данный момент. В свое время у нас была большая проблема с нормативными документами, и в 2016 году в качестве недостатков мы указывали отсутствие нормативных требований к качеству оказываемых муниципалитетами услуг. Дело в том, что если есть бюджетное финансирование, то должен быть сформулирован и результат, который возникает в итоге выполнения муниципального задания. За два-три года все муниципалитеты приняли такие документы, и оценка качества управления финансами за счет этого критерия выросла. Все стали отличниками и хорошистами. Мы поняли, что этот показатель надо убирать из системы оценки и вводить новые, где у городов есть проблемы, где есть, куда расти. Многие показатели, участвующие в оценке, ориентированы на федеральные требования. Так, в 2017 году перед регионами, а, соответственно, и перед муниципалитетами была поставлена задача повысить долю депутатов местных советов, работающих на неоплачиваемой основе. Естественно, на результатах 2017 года этот показатель не отразился, а уже по итогам 2018 года он начал влиять на оценку качества работы муниципалитетов. Те территории, где в этом плане прогресса не наблюдалось, получили замечания, в том числе и Копейск.

– Одним из главных показателей работы муниципалитета является рост собственных доходов. Как область поддерживает территории в этой работе?

– Когда мы говорим о доходной базе муниципального образования, то мы понимаем, что на нее влияет большое количество факторов. Доходная база есть, когда на территории активно осуществляется экономическая деятельность, причем иногда органы местного самоуправления не играют в этом плане решающей роли. Скажем, в Варненском районе несколько лет назад открылся Михеевский ГОК. Сказалось наличие на этой территории месторождения, инвестора, который готов это месторождение использовать, и работа с этим инвестором преимущественно на областном уровне. Район же превратился из типичной сельскохозяйственной территории в одну из самых динамично развивающихся территорий. Но мы понимаем, что возможности администрации района напрямую влиять на эти процессы ограничены, и учитываем это, принимая решение о поощрении.

– Как же в таком случае происходит оценка этой работы?

– Мы выработали систему, при которой оцениваются именно те факторы, на которые может влиять администрация города или района, чтобы увеличить свою доходную базу. Для этого мы ввели такое понятие как «резервы налоговых и неналоговых доходов местного бюджета». Резервы – это, условно говоря, те деньги, которые администрация может «поднять» для того, чтобы увеличить свой доход. Мы эти резервы измерили и оцифровали, и теперь проводим оценку того, как муниципалитет с ними работает. Что это за резервы? Во-первых, задолженность по налогам. Работа с задолженностью – задача не только налоговой инспекции, органы местного самоуправления тоже должны включаться в эту работу. Общаться с неплательщиками, напоминать им о задолженности. Плюс есть «мертвые души» - организации, которые не занимаются экономической деятельностью. В итоге ставятся завышенные планы по доходам, которые потом не выполняются. Такие организации надо выявлять, наводить порядок. Вообще, в муниципалитетах, где эта работа организована на хорошем уровне, работают комиссии, которые заслушивают неплательщиков, выявляют, почему идут неплатежи, и даже, если проблема возникла не по вине неплательщика, по возможности помогают ему решить возникшие проблемы. Смотреть, следить, выявлять, подсказывать – это муниципалитет может. Поэтому уровень задолженности по платежам мы обозначаем как резерв.

Следующее – это нормативное регулирование местных доходов в виде налоговых ставок, налоговых льгот, коэффициентов по арендной плате за землю, которые влияют на объем поступления денег в местный бюджет. Мы отслеживаем ситуацию на предмет того, какие муниципалитеты своим решением понижают доходную базу местного бюджета. Бывают случаи, когда такого рода льготами пользуются даже крупные компании, которые в поддержке муниципалитета не нуждаются. Наша позиция – любые налоговые льготы должны быть оцифрованы, то есть должна быть разработана методика оценки, чтобы плюсы, которые территория получает от развития бизнеса, были как минимум не меньше, чем сумма выпадающих от применения льгот доходов. Решение о сохранении льгот должно приниматься по итогам такой оценки.

Еще один резерв – имущество казны. Очень долго муниципальные образования были неким «складом ненужных вещей». Когда что-то попадало в казну, нередко получалось так: имущество есть, бюджет несет расходы по его содержанию, а перспектив использования этого имущества нет. Я подчеркну, речь не идет об имуществе, переданном учреждениям, потому что учреждения их используют, а об имуществе, которое ни за кем не закреплено. Тем муниципальным образованиям, где объем такого имущества растет, мы поясняем, что это путь в никуда. Это имущество должно либо выйти в гражданский оборот путем приватизации, либо предоставляться некоммерческим организациям на льготных условиях. Да, денег мы в этом случае не получаем, но решаем какой-то социально значимый вопрос. Главное – чтобы оно использовалось, не простаивало, - в этом наш призыв, и поэтому мы считаем такое имущество резервом. Мы ставим задачу снижать резервы, то есть задействовать их.

– В разных территориях различные ситуации с резервами: где-то больше задолженность, где-то – значительный объем неиспользуемого имущества. Как министерство учитывает это обстоятельство?

– Мы понимаем, что все резервы в короткое время задействовать невозможно. Поэтому мы выставляем муниципалитетам план по задействованию резервов в размере не менее 20 процентов всех имеющихся резервов на год. И территория сама решает, на чем ей сделать акцент для выполнения этого плана. Так, в Копейске резервы, по нашей оценке по состоянию на начало 2019 года составили 124,7 миллиона рублей. Задание по снижению резервов на 2019 год – 47 миллионов рублей. За первое полугодие резервы были снижены на 5,6 миллиона.

Еще один момент – если по оценке качества управления стимул для территории скорее моральный, то за задействование резервов мы вознаграждаем территории финансово. Они получают дополнительный доход. Дело в том, что в результате работы муниципальных финансистов эффект получает областной бюджет. Например, по упрощенной системе налогообложения: выявили неплательщиков, они начали более дисциплинированно платить налог, но половина этого налога идет в местный бюджет, а половина – в региональный. Так вот, ту часть, которая попадает в областной бюджет в результате работы муниципалитетов с резервами, мы им возвращаем. Например, в 2017 году за эту работу мы вернули из областного бюджета в бюджет Копейска почти 550 тысяч рублей.   

– Александр Александрович, нынешний год – юбилейный. Что бы вы пожелали вашим коллегам, в том числе копейским финансистам?

– Работа финансиста такова, что заставляет погружается в нее полностью, без остатка. Искренне хочется пожелать, чтобы работа отвечала взаимностью, чтобы вы получали моральное удовлетворение от своего труда. Хочется пожелать и материального удовлетворения, чтобы дома все было хорошо, потому что без надежных тылов на финансовой работе очень тяжело. Желаю добра, здоровья, счастья вашим родным и близким. Всем нам – сбалансированного бюджета – областного, местного и семейного.

Еще материалы по этой теме
13 Ноября 2019 15:55
В Копейской администрации приняли новую структуру. В чем суть изменений?

О сути нововведений рассказывает руководитель аппарата администрации Андрей Шадрин.

21 ноября состоится прямой телефон главы
12 Ноября 2019 14:27
21 ноября состоится прямой телефон главы

Уважаемые копейчане! 21 ноября 2019 года Глава Копейского городского округа Андрей Фалейчик отве...

Жители аварийного барака в Копейске надеются на переселение
12 Ноября 2019 06:58
Жители аварийного барака в Копейске надеются на переселение

Дом на улице Расковой, 4, в поселке Горняк привлек внимание общественников из Общероссийского на...

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
13 Ноября 2019 15:34 Снижение давления воды ожидает 14 ноября жителей Копейска

В связи с плановыми ремонтными работами на водопроводной насосной станции 3-Подъема завтра, 14 ноября, будет снижено давление воды с 9.00 до 13.00.

13 Ноября 2019 15:15 Команда «Трактор» ждёт результатов от школы

С начала лета в СШОР «Трактор» произошли серьезные изменения: назначен новый директор, обновлен тренерский штаб, ежемесячно вкладываются большие средства на развитие материально-технической базы.

Новости СМИ2