16+
25 июля 2022 17:32

В Копейском краеведческом музее хранятся старинные предметы для чайной церемонии

Замечательную традицию чаепития наряду с другими можно отнести к нематериальному культурному наследию народов России.
В Копейском краеведческом музее хранятся старинные предметы для чайной церемонии
Автор: Алексей Самаев Фото: Алексей Некрасов/музей

Сегодня нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы. 

Чай в прошлые века пили лишь в особых случаях, поэтому возникло выражение «Чайком побаловаться». Хотя чай долгое время был дорогим удовольствием доступным только зажиточным людям, многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Только в начале ХVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком, а в XIX веке уже стал доступным абсолютно всем.

 

Ложечка желобовыгибистая

В 2008 году в дар музею копейским поэтом Валерием Михайловичем Пашниным (литературный псевдоним - Павел Осинин) был передан интересный артефакт – чайная ложка Фраже с узором и гравировкой «1907», Российская империя,  Варшава,  1896-1907 гг. Ложечка изготовлена из сплава металлов с серебрением.

ЛОЖКА Чайная.jpg

На клеймах варшавской фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ отсутствуют какие-либо обозначения для количества израсходованного серебра. Зато очень четко указывается применяемая технология серебрения: метод накладного серебрения или же гальваническое серебрение. 

В России до начала 1850 годов существовал только один метод  серебрения, а именно, припаивание тонкого слоя серебра на раскаленную докрасна медную подложку с последующим вальцеванием (так называемый метод накладного серебрения). 

Изделия, изготовленные по этому методу, получили название «накладное серебро». В 1896 году компания получила возможность ставить отметку с государственным гербом, которая наносилась на изделия вплоть до 1915 года. На определенном этапе изделия маркировались двузначной цифрой, которая означала, сколько серебра ушло на изготовление обычно двенадцати таких приборов.

 

Медная сахарница

За долгое время существования чая в России сложились определенные чайные традиции, многие из которых известны до сих пор. Особенность русского чаепития прежде всего заключалась в богатом убранстве стола. 

С напитком подавали огромное количество угощений —выпечку, варенья,  сахар. Сахар в XIX веке был совсем не похож на нынешний, он был неосветленным, желтоватого цвета и большой спрессованной грудой, хозяин дома откалывал его кусками от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «вприкуску» или, как тогда говорили, «с угрызением». Колотый сахар подавали в общей вазочке (сахарнице), которая стала очередным атрибутом русского чаепития.

Сахарница фото.jpg

Музейный предмет  - сахарница ручной работы из кованой меди середины  ХIХ века, украшенная орнаментом и узорами из различных растительных элементов с фигурными ножками с использованием техники накладного серебра. На крышке овальная ручка с кольцом. Изготовлена она на Самоварной  фабрике накладного серебра Ксимантовского Александра Васильевича. 

Александр Васильевич открыл заведение накладного серебра в Москве в 1839 году. Фабрика производила изысканные русские самовары и столовые приборы, другую посуду (вазы, кувшины, сухарницы, сахарницы), которые пользовались спросом среди дворянства и купечества. 

Ксимантовский происходил из зажиточной семьи и состоял во II купеческой гильдии. Изделия фабрики принимали участие в промышленно-торговых выставках. Предметы фабрики Ксимантовского А.В.  встречаются довольно редко, так как предприятие просуществовало недолго, основной профиль – самовары. В начале 1850 годов появляется революционный метод гальванического нанесения серебра на металлическую подложку (включающий процесс электролиза под высоким напряжением). 

Гальваническое серебрение и белые сплавы никеля вытеснили из употребления вещи из накладного серебра. Поэтому фабрику накладного серебра А.В. Ксимантовского вытесняли польские (в составе Российской империи) производители. Но дорогие самовары этой фабрики оставались хорошо известными.

 

Лиса на подстаканнике         

Среди всех слоев населения пользовались популярностью и подстаканники – полная противоположность самовара. Если самовар символизировал дом, круг, расслабленность, уют, то подстаканник – собранность, деловитость, карьерный успех. Он был по преимуществу, мужским предметом и предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде того времени, предпочитали пить чай из стаканов. 

Подстаканник Лиса и виноград1.jpg

Дамам редко подавали чай в подстаканнике, они предпочитали чашки из тонкого, полупрозрачного фарфора. Изначально чисто функциональная вещь тоже превратилась, как и самовар, в предмет искусства. 

Чрезвычайно разнообразны и интересны формы подстаканников. Их покрывали самыми разными узорами. Одним из музейных артефактов представлен подстаканник Фраже со стилизованным сюжетом басни И.А. Крылова «Лиса и виноград», который был подарен музею 5 мая 1971 года жительницей города Копейска Лидией Яковлевной Шевченко, жизнь которой связана с польскими переселенцами. 

Подстаканник напоминает изгородь, ручка украшена орнаментом в виде виноградной лозы, в верхней части ручки голова лисицы. Рисунки на внешней и внутренней сторонах ручки – разные.  Изделие из сплава, покрытое слоем серебра гальваническим способом, металл потемнел, местами имеется налет зеленого цвета.

На дне штамп с надписью «GEBR BUCH WARSHAU» (по-русски «БРАТЬЯ БУХЪ ВАРШАВА»),: это раннее клеймо фирмы БРАТЬЯ БУХЪ, которое относится к накладному посеребрению (1865-1872 гг.). Изделия фирмы встречаются довольно часто. Компания GebrederBuch (впоследствии известна как братья Бух) уже в 1809 г. открыла фабрику в Санкт-Петербурге, главным образом, производившую кнопки для армейских униформ. Приблизительно в 1860 году GebrederBuch решили открыть отделение в Варшаве. 

В 1872 компания была удостоена Золотой медалью на Московской выставке и получила право ставить российский государственный герб на его производстве. Варшавское отделение братьев Buch также ставили двухголового орла на своих предметах. Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканниках, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью. В последующем его заменила более дешевая металлическая версия. 

Сейчас этот функциональный прибор можно встретить в поездах — там традиция пить чай из стакана в подстаканнике сохранилась.

 

Бульотка – не для бульона

Разумеется, отношение к напиткам и традиции менялись с момента их появления, но любовь к ним оставалось прежней.

В конце XIX – начале XX веков из Европы в Россию пришли новые приборы для приготовления чая и кофе – бульотки. Название, скорее всего, происходит либо от английского boil, либо от схожего с ним французского bouillir, что означает «доводить до кипения». Она представляла сосуд с краником на подставке со спиртовкой. Размера они были небольшого, всего 1-2 литра. Интересно то, что первые бульотки служили для нагрева воды в походах.  В России с 1760 годов, при Екатерине II, они стали дополнением к самовару и признаком аристократической роскоши. Тульские мастера делали их из серебра, меди или ценных сплавов. Самовары были массивными, их разогревали дровами или углем на кухнях или во дворе, а более легкую бульотку ставили на стол. В XVIII — начале XIX века появились и другие способы ее использования. В ней варили грог, глинтвейн или пунш на красном вине со специями, кофе и даже яйца к завтраку. В одной бульотке можно было сварить кофе сразу на четырех человек.

бульотка.jpg

Самовар-бульотка, имеющийся в музее, был изготовлен в 1911 году на Вюртембергской фабрике металлических изделий. В наш музей его сдала в 1973 году Нина Николаевна Пилипенко, заведующая общим отделом ГК КПСС. Тулово бульотки выполнено в форме гладкостенного шара с невысоким горлышком.  Ручки – парные, изогнутые кверху пластины, точеными деревянными хватками, изогнуты кверху. Стебло крана фигурное, с кольцеобразной накладкой. Ножки плоские, высокие, чуть изогнутые. От ножек внизу отходят стержни, соединенные кольцеобразной подставкой для горелки. Заглушка крана в виде деревянного точеного стержня. На тулове вмятины с одной стороны и латунная прямоугольная накладка с надписью  «WMF». С другой стороны круглая накладка с надписью «От М.Ф. 1911 на 10 лет № 49899».  Надпись свидетельствует о получении фабрикой патента от Министерства финансов Российской империи на 10 лет, начиная с 1911 года и по 1921 год. Предприятие, получившее такой патент, становилось правообладателем производства данного изделия в течение этого времени.  История германского бренда WMF (WürttembergischeMetallwarenfabrik) – переводится как  Вютембергская фабрика металлоизделий, насчитывает более 160 лет. Фабрика работает и поныне. 

Бульотка не забыта и в наше время. Многие из нас не знают, что современные стеклянные, фарфоровые чайники на свечке или чашки для приготовления фондю – это потомки знаменитой «аристократки» бульотки.

 

Не чаем единым

Согласно исследованиям, произведенным в 2021 году среди жителей нашей страны, большая часть (64%) опрошенных ответили, что регулярно пьют кофе, 54% — что часто пьют чай, а 27% — что любят лимонад и другие напитки.  Несмотря на то, чай мир узнал намного раньше кофе, мы не можем не затронуть тему этого напитка. Перед его приготовлением зерна помещались в кофемолку. В Россию их завозили из Франции и Германии - тех стран, где культура распития кофе обосновалась прочнее всего.

В фондах нашего музея хранится классическая старинная кофемолка, которая была подарена Владимиром Рихардовичем Йоргом перед отъездом семьи на постоянное место жительства в Германию. Эта кофемолка хранилась в семье долгие годы. Состоит из деревянного кубообразного корпуса и выдвижного ящичка, в котором и скапливается намолотый кофе. На крышке корпуса закреплена открытая латунная чаша для насыпания кофе, имеет мятые края. Крышка имеет трещину по всей длине. Корпус изготовлен из дерева, имеет следы самостоятельного окрашивания в темно-зеленый цвет. Механизм кофемолки, ручка изготовлены из чугуна, имеют следы ржавчины. Ручка в ходе эксплуатации была заменена. Отсутствует и ручка на выдвижном ящике (на месте ручки – винт). Кофемолка – в рабочем состоянии, но не работает механизм регулировки помола (заржавел).  На предмете не найдены клейма. По степени сохранности, модели, скорее всего, кофемолка произведена в конце XIX в Европе (Франция, Германия) и попала в Россию в семью немцев. 

кофемолка дерев.JPG

В любом случае, чай был и остается важным русским напитком. Невозможно не согласиться – действительно, сердечные разговоры за чашечкой чая издавна согревали душу русского человека своей атмосферой непринужденности и спокойствия. Именно поэтому чаепития превратились в  традиции, которые наши предки пронесли через века. Чаепитие – успокаивает. Оно возвращает миру нарушенный порядок. Помогает оглядеться и передохнуть. Это полноценный народный психотерапевтический ритуал.  Ведь русское чаепитие – это целая культура беседы, выбора посуды, сервировки стола и подаваемых угощений, это свои обычаи и традиции, которые складывались веками через опыт и воспоминания поколений.

Материалы предоставили  Е.А. Рычкова, Т.Ф. Мясникова, сотрудники сектора учета музейных предметов МУ «Краеведческий музей». 

Еще материалы по этой теме
Концепция книжной ярмарки получила визуальное воплощение
16 августа 2022 08:18
Концепция книжной ярмарки получила визуальное воплощение

Каждый год Южно-Уральская Книжная Ярмарка #РыжийФест объявляет тему года, которая объединяет соб...

Парк под крышей, кластер дизайна и конкурс мастеров: выставка 100+ TechnoBuild расширит направления
12 августа 2022 08:12
Парк под крышей, кластер дизайна и конкурс мастеров: выставка 100+ TechnoBuild расширит направления

Международный строительный форум и выставка 100+ TechnoBuild в этом году расширит экспозицию. С ...

Гости фестиваля «Крынка» покажут, как резать огурцы в стойке на одной руке
12 августа 2022 07:53
Гости фестиваля «Крынка» покажут, как резать огурцы в стойке на одной руке

На Южный Урал впервые с гастролями приезжает московский Театр Вкуса. Коллектив станет участником ...

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
17 августа 2022 15:13 Принимайте участие в акции «Шахтерское небо Копейска»

Много имен шахтёров вписано в трудовую летопись Копейска. Шахты закрыты, но шахтёрская слава жива.

17 августа 2022 14:00 Москвичка едва не умерла на Южном Урале от укуса насекомого

После укуса неизвестного насекомого у женщины началась сильная аллергическая реакция.

Новости СМИ2