Журналист «КР» посетил самый большой музей военной техники в стране
Помню, когда мы были маленькими, в скверике недалеко от дома стоял старый, видимо, списанный, военный самолет. Ох, с каким удовольствием мы, ребятишки, ползали по нему, залазили в кабину пилотов, представляя себя воздушными асами. И эта возможность своими руками прикоснуться к технике, что называется, живьем, а не по телевизору, придавало нам чувства гордости за нашу страну. Потом самолет куда-то увезли.
Почему я вспомнил об этом? Дело в том, что на Урале появился музей, о котором мы тогда, в 1980-х, и мечтать не могли. И в этом музее я испытал давно забытое чувство детского, абсолютного восторга.
Музей УГМК находится прямо на въезде из Екатеринбурга в его город-спутник – Верхнюю Пышму. Расстояние между двумя городами – такое же, как между Челябинском и Копейском, то есть никакое: заканчивается один город – начинается другой.
Я давненько слышал о нем, и в одни из летних выходных решил посетить. Неспешная дорога на автомобиле заняла чуть меньше трех часов. Сняв квартиру, мы с женой направились прямиком в музей. Надо сказать, снимать квартиру посуточно в Пышме практически на треть дешевле, чем в Екатеринбурге.
Музей поражает масштабами. Площадь его составляет восемь гектаров. Вся экспозиция делится на ту, что находится под открытым небом, и ту, что размещена в выставочных зданиях. Мы решили каждой из этих двух частей посвятить отдельный день, и правильно сделали – после осмотра трех павильонов сил на уличную, кстати, бесплатную, экспозицию уже не оставалось. Начнем рассказ, однако, с уличной техники, потому что именно она привлекает взгляд, когда попадаешь на территорию музейного комплекса.
Это десятки отечественных танков всевозможных модификаций – легендарный КВ-1, множество модификаций Т-34, самоходные артиллерийские установки – от изделий времен Великой Отечественной войны до вполне себе современных МСТА-С, внушительных калибров гаубицы и десятки единиц как ствольной, так и реактивной артиллерии. Некоторые образцы техники были изготовлены в единичном экземпляре, так как не пошли в серийное производство, то есть нигде больше в мире вы их не увидите. Кроме советской военной техники, представлены и образцы вооружений, поставленные по ленд-лизу странами антигитлеровской коалиции, а также несколько танков, самолетов и грузовиков немецкого производства. Также здесь представлена морская техника – катер и подводная лодка.
Далее – реконструкция железнодорожной станции военных времен. Здесь отнюдь не на запасном пути стоит бронепоезд, паровозы разных типов, санитарные и пассажирские вагоны, теплушки, двух- и четырёхосные платформы, цистерны, а также бронеавтомобили на железнодорожном ходу. Поодаль – различные самолеты гражданского и военного назначения, и даже ракета-носитель «Ангара» и возвращаемый ракетный ускоритель «Байкал».
Монументально смотрятся и здания, в которых размещена более чувствительная к погодным условиям часть экспозиции. Надо сказать, что все здания – свежей постройки и возводились специально для размещения тех или иных экспонатов. Так, снаружи вроде бы четырехэтажное здание музея военной авиации на самом деле имеет два этажа, чтобы в нем поместились довольно внушительных размеров истребители, штурмовики и бомбардировщики военных лет. Перед зданием музея автомобильной техники – монумент «Рабочий и колхозница». Говорят, в натуральную величину. На ВДНХ пока что побывать не довелось, поэтому на этот счет ничего сказать не могу.
Музей автомобильной техники также оставляет в душе неизгладимый след, прежде всего за счет замечательно восстановленных автомобилей первой половины двадцатого века. Роллс-ройс, Кадиллаки, Паккарды и прочие Мерседесы блистают хромом и выглядят как только что сошедшие с конвейера. На верхних этажах – образцы советского автопрома, в том числе и те, которые представители нашего поколения помнят колесившими улицы городов СССР. Широко представлены также мотоциклы и гоночные болиды.
Еще одно здание музея посвящено истории стрелкового оружия и военного костюма. Здесь тоже можно увидеть множество уникальных экспонатов вплоть до писем Деникина. Еще одно здание включает экспозицию «Парадный расчет», где представлена техника, в разные годы принимавшая участие в парадах на Красной площади.
В ряде источников музей называется крупнейшим музеем военной и автомобильной техники. Добавим, на территории музея находится екатеринбургский планетарий. Колорита экспозиции добавляет то, что сразу на ним располагаются действующие цеха завода «Уралэлектромедь», и шум производства накладывается на привычный уличный звуковой фон.
Достоин внимания и сам город. Компактный – весь центр можно обойти за полчаса – он очень зеленый и уютный. Здесь на небольшом пространстве находятся сразу несколько современных спортивных объектов - дворец спорта УГМК и ледовый дворец спорта, стадион, дворец боевых видов спорта, городской бассейн. Площадь перед администрацией украшена поющим фонтаном. Вообще, заметно, насколько значительную роль в жизни города играет Уральская горно-металлургическая компания, ведь и местный парк, и спортивные объекты, и тот же музей – результат социальной политики ее руководства.
Страшно даже представить, какие деньги вложены и продолжают вкладываться в тот же музей. Его фонды постоянно пополняются, на его площадке постоянно восстанавливаются самолеты, танки и автомобили, которые, как правило, изначально прибывают сюда в виде груды металла, по которой марку-то не всегда можно определить.
В целом, после осмотра музея в душе остается чувство гордости за нашу страну, которая создала такие выдающиеся образцы военной, автомобильной и авиационной техники. Это, пожалуй, лучший урок истории, потому что он – наглядный.
25 декабря на площади Трудовой Славы состоялось открытие долгожданного ледового городка. С трудом верилось, что при таких температурных качелях, не то что изготовить фигуры изо льда, толщины ...
В ходе масштабной операции «Розыск», проведенной полицией Челябинской области с 23 по 24 декабря 2024 года, удалось задержать более 30 преступников, находившихся в федеральном розыске. Это стало в...