16+
27 мая 2019 13:59

Есть ли управа на тех, кто незаконно открывает платные пляжи? Беседа с прокурором

В редакцию не раз обращались читатели с просьбой объяснить правила пользования водоемами и рыбной ловли. «Напишите, чтоб я хозяину шлагбаума, который не пускает меня к реке, мог показать газету и объяснить, что он не прав», - сказал по телефону один из наших читателей. Редакция решила переадресовать эти вопросы в прокуратуру города. На них ответил заместитель прокурора Копейска, советник юстиции Максим Хабибуллин.

Есть ли управа на тех, кто незаконно открывает платные пляжи? Беседа с прокурором
Автор: Алексей Самаев Фото: cheltv.ru

– Максим Радикович, на пляжах каких водоемов гражданам можно отдыхать и в каких водоемах можно купаться? Где гражданам купаться запрещено и на берегу каких водоемов запрещено отдыхать?

– По общему правилу, любые поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к таким водным объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Для общего пользования также отводится береговая полоса земли вдоль береговой линии шириной 20 метров. Для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, размер находящейся в общем пользовании береговой полосы составляет 5 метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Исключение из общего правила составляют лишь случаи установления режима обособленного водопользования, когда находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Вместе с тем, даже на водных объектах общего пользования купаться можно только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах. Установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено определяется решением региональных органов власти и местного самоуправления: на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Ограничение доступа к; водному объекту противоречит требованиям действующего законодательства. В то же время оценка законности действий лиц, перекрывающих доступ к водному объекту, дается только после проведения проверки по указанным фактам. Так, в ходе проверки определяются основания пользования земельным участком, на котором стоит ограждение (шлагбаум), устанавливается категория указанных земель, наличие сервитутов, самого факта перекрытия доступа и т.д.

Если гражданин считает, что его права нарушены неправомерным ограничением доступа к водному объекту, он вправе обратиться с заявлением в государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции в указанной сфере (Росреестр, администрация округа, прокуратура, Росприроднадзор, Министерство экологии по Челябинской области).

– Может ли физическое или юридическое лицо ограничить гражданам доступ к водоему? На каких основаниях и при каких условиях? Может ли сделать доступ платным?

– Согласно законодательству, любые водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, являются водными объектами общего использования. В частной собственности могут находиться только две категории водных объектов - пруды и обводненные карьеры (право собственности на такие водоемы возникает на основе права собственности на земельные участки, на которых они расположены), и туда действительно может быть ограничен свободный доступ (как он может быть ограничен на любую частную территорию).

Ограничения на доступ и использование водоемов общего пользования могут вводиться только органами государственной власти или местного самоуправления (например, в период природных или техногенных ЧС, по экологическим, санитарно-эпидемиологическим причинам и пр.). Информация о введенных ограничениях, их причинах и сроках должна доводиться до населения местными властями через СМИ или Интернет, а на самом «ограниченном» водоеме должны быть установлены предупреждающие знаки и аншлаги.

Все остальные категории водных объектов в частной собственности находиться не могут, однако могут использоваться частными лицами или организациями по договору водопользования.

На вопрос, может ли физическое или юридическое лицо сделать вход к водоему платным, ответ будет отрицательным, так как это также является нарушением статьи 6 Водного кодекса РФ, согласно которой поверхностные водоёмы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными.

– Что такое «частные пляжи», вход на которые является платным? Какие условия должны выполнить арендаторы или собственники водоема, чтобы сделать вход платным? Что для граждан является бесплатным, а за какие услуги арендатор территории имеет право взимать деньги?

– Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Отсюда можно сделать вывод, что частные пляжи возможны только в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, на котором и находятся пруд либо обводненный карьер.

В случае же если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, арендован, то на арендаторе лежит обязанность обеспечить свободный доступ к береговой полосе, то есть вход должен быть бесплатным, при этом арендатор может устанавливать плату за дополнительные услуги.

– Куда обращаться, если ограничение доступа к водоему, по мнению граждан, является незаконным?

– За ограничение доступа к водоему предусмотрена административная ответственность. Так, для случаев самовольного строительства на прибрежных территориях и нарушения прав граждан на доступ к водоемам действуют статьи 8.12 и 8.12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Первая касается нарушения режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах. Здесь подразумевается любая деятельность, входящая в противоречие с охраной водного объекта от негативного воздействия, - рубки леса, незаконная застройка, организация автостоянок, временное захламление территории или организация постоянных свалок отходов и т.д.

Статья 8.12 КоАП РФ предусматривает штрафы: для граждан - в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; для должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;

-   для индивидуальных предпринимателей - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

-   для юридических лиц (организаций) - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.12.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Штрафы такие же, как и по статье 8.12.

Дела об административных правонарушениях по указанным статьям возбуждают и рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; а в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (Росприроднадзор, региональные министерства природных ресурсов, экологии).

Кроме того, принять меры по отношению к нарушителям вправе органы прокуратуры.

Ранее мы писали о том, что в Копейске в этом году могут открыть 3 пляжа вместо 4-х.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
1 комментарий
Ирина Попова Так и не написали , куда обращаться  . В том году столько говорили об этом и толку нет, я про озеро Увельды , проста так не подъехать,  я не говорю про базы , а про дикий пляж и за облачных суммах.
Оставить комментарий
24 апреля 2024 20:00 Библиотечные коллективы стали лауреатами конкурса «Серебряный софит»

 В Копейске состоялся городской конкурс театральных коллективов под названием «Серебряный софит». Библиотеки Копейского городского округа приняли активное участие в мероприятии и были удостоены н...

24 апреля 2024 19:00 В Коркино прошел чемпионат по плаванию

 23 апреля в Коркино состоялся чемпионат 6-го пожарно-спасательного отряда по плаванию. В нём приняли участие шесть команд.

Новости СМИ2