«Избежали банкротства и поднялись из руин». Как живет пассажирское предприятие?
Между тем, прямой информации от руководства МУП о том, что же происходит на предприятии, журналистам не поступало. По каким-то причинам руководитель, стоявший во главе предприятия, уклонялся от общения со СМИ.
Однако в ноябре прошлого года предприятие возглавил новый директор. Точнее будет сказать, вернулся, потому что ранее Игорь Станчевский работал здесь более двадцати лет. Приближается День автомобилиста, и мы решили, что это прекрасный повод встретиться с Игорем Васильевичем и узнать, чем, как говорится, живет и дышит предприятие, о его проблемах и перспективах.
– Игорь Васильевич, 13 ноября прошлого года вы возглавили МУП «КПА». С чем пришлось столкнуться по возвращении на предприятие?
– Год назад ситуация на предприятии была просто-напросто катастрофической. Если бы в течение месяца-двух после того, как меня назначили, предприятие продолжило бы работать так же, как в предыдущий период, оно ушло бы в процедуру банкротства. На тот момент у предприятия было 24 миллиона рублей долгов, из них 18 миллионов – это задолженность по налоговым платежам, отчислениям в Пенсионный фонд и так далее. В том числе штрафные санкции. Забегая вперед, скажу, что мы за последние 11 месяцев выплатили 12 миллионов рублей пеней и штрафов по долгам, накопленным до этого. Разумеется, и для предприятия, и для города это очень большие деньги. Уже в апреле этого года нам удалось погасить всю задолженность. Конечно, здесь помогло и понимание ситуации главой Копейского городского округа, и конструктивное взаимодействие с депутатским корпусом. Руководство муниципалитета оказало мне доверие, дало, что называется, карт-бланш, и в результате ситуацию на предприятии удалось нормализовать.
– Чем грозило такое состояние и как меняется ситуация сегодня?
– МУП «КПА» – социально-значимое для городского округа предприятие. На тот момент в коллективе работало 216 человек. Окажись предприятие в процедуре банкротства, люди могли лишиться работы, что, в свою очередь, породило бы социальную напряженность. Сегодня предприятие работает стабильно. Удалось поставить на ход необходимое для выполнения производственной программы количество транспортных единиц. В этом году мы заменили более тысячи квадратных метров мягкой кровли, и в дождливую погоду на стоянке и в ремонтной зоне можно обходиться без зонта. Удалось привести в должный вид состояние офисных помещений и авторемонтных мастерских, бокса стоянки, был проведен ремонт и окраска фасадной части здания. Предприятие обрело нормальный внешний облик и больше не выглядит, как после бомбежки. Что касается транспорта, который имелся, то от 45 автобусов на момент моего возвращения на предприятие остались лишь остовы, то есть кузова и шасси без колес, все остальное было разграблено.
ЦИФРЫ
Сегодня на предприятии работает 192 человека.
Тариф, установленный для МУП КПА на внутригородские перевозки – 23 рубля.
– Как сложилась такое положение? Казалось бы, рынок пассажирских перевозок должен быть весьма прибыльным, там всегда крутятся «живые» деньги.
– По моему мнению, у прежнего руководителя предприятия просто не было желания нормально работать. Все текло, как текло. Проблемы нарастали и усугублялись, и в результате предприятие оказалось в такой ситуации. Это в целом. Если же говорить о частностях, напомню, что пассажирские перевозки всегда дотировались городом, потому что МУП «КПА» возит людей по льготным тарифам, выполняя социальную функцию. Пришедший на предприятие в 2013 году руководитель заявил, что МУП КПА может обойтись без дотаций. Однако, как выяснилось, это невозможно. Пришлось вернуться к дотациям, причем из года в год их размер только увеличивался. В прошлом году размер дотации и субсидий предприятию составил 70 миллионов рублей. Позиция была такой: муниципалитет никуда не денется, все равно он даст денег на покрытие убытков. В итоге такая позиция обернулась бесхозяйственностью и расточительностью, не проводилось никакой оптимизации. Да, после моего прихода некоторым сотрудникам пришлось затянуть пояса, не стало таких больших премиальных и так далее. Могу сказать, что за истекший период удалось серьезно понизить расходы предприятия, при этом на прежнем уровне сохранив, и даже несколько увеличив доходы. В этом году нам потребуется дотация 38 миллионов рублей, а также администрацией КГО выплачено 8 миллионов рублей для спасения предприятия от банкротства, то есть финансовая нагрузка на городской бюджет значительно сократилась.
– Какие меры были предприняты вами для выравнивания экономической ситуации?
– Была частично оптимизирована маршрутная сеть. Там, где вечером большие автобусы возили по три-четыре человека, мы пустили автобусы малой вместимости, что дало экономию топлива. Не задействованные в производственном процессе площади сданы в аренду, к 1 декабря таких площадей на предприятии не останется. Это также принесет дополнительный доход. За счет совмещения профессий проведена оптимизация численности слесарей авторемонтной мастерской. Также была проведена оптимизация инженерно-технических работников. Отмечу, что сокращение пяти ИТР дает экономию почти двух миллионов рублей в год. В целом штат на предприятии сократился на 11 процентов. Были сделаны шаги по энергосбережению и множество других мер, направленных на минимизацию расходов и повышение доходов на каждом участке предприятия. Предприятие – это город в миниатюре: здесь есть городское хозяйство, имущество и так далее. Без нормальной эффективной работы каждого участка не будет эффективной работы всего предприятия.
Производственная база МУП «КПА» рассчитана на 150 автобусов. Ранее предприятие выполняло не только внутримуниципальные, но и межмуниципальные перевозки, и автобусный парк был более масштабным, чем сегодня. Сегодня МУП выполняет только городские перевозки и на линию выходит до 28 автобусов ежедневно. Для повышения экономической эффективности высвободившиеся производственные площади сдаются в аренду.
– В чем заключается социальная функция предприятия?
– Мы перевозим льготные категории граждан по проездным билетам со сниженной стоимостью. Плюс ученики школ, ветераны труда, чернобыльцы и так далее – все они имеют право на льготы при приобретении проездных билетов. Социальная функция заключается и в том, что мы обеспечиваем транспортную доступность отдаленным территориям. Взять, например, маршрут № 30: Копейск – Калачево – Заозерный. Протяженность этого маршрута – 81,2 километра. Этот маршрут входит в десятку самых длинных внутримуниципальных маршрутов России. При этом стоимость проезда на данном маршруте 23 рубля, как и на других городских маршрутах. Если бы он работал по себестоимости, цена билета приближалась бы к ста рублям. То же самое можно сказать об удаленных территориальных отделах, таких как Вахрушевский и Октябрьский.
– Какие задачи еще предстоит решить?
– После моего назначения был разработан и согласован с администрацией города план мероприятий. Те пункты, которые были намечены в плане, до конца этого года будут полностью выполнены. Но, естественно, с решением одних задач возникают новые. Для того, чтобы нам иметь возможность конкурировать с частным бизнесом, стоять на месте нельзя.
– Вам удалось снизить сумму дотации. Планируете снижать ее и дальше?
– В настоящий момент речь идет о том, чтобы суметь ее не увеличить. Дело в том, что нам предстоят серьезные расходы. В соответствии с законодательством до 1 июля 2019 года на все городские автобусы необходимо установить тахографы для регистрации скоростного режима, и учета режима труда и отдыха водителей. По нашим расчетам, это потребует 1 миллион рублей. Также мы должны оснастить всех кондукторов онлайн-кассами, это тоже значительные расходы. К тому же надо понимать, что предприятию нужно обновлять автобусный парк. Практически весь транспорт уже выработал свой ресурс. При работе с полностью самортизированными автобусами возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Последние автобусы, если говорить об автобусах большой вместимости, предприятие получило в 2008 году, так что надо обновлять подвижной состав. На нашем нынешнем транспорте далеко не уедешь. К сожалению, госпрограмм по поставке автобусов на сегодняшний день не существует.
– Но несколько лет назад МУП «КПА» получило несколько микроавтобусов на газомоторном топливе. Как они себя проявили?
– Да, в 2015 году МУП «КПА» получило пять автобусов малого класса средней вместимости вместимости IVECO. К сожалению, эти машины довольно часто выходят из строя. Ремонтом занимается только одна челябинская компания, и цены на обслуживание и ремонт, таким образом, не являются конкурентными. В этом году всем пяти микроавтобусам потребовалась замена топливных форсунок. Это 30 тысяч рублей на каждую машину, что очень дорого. Цены на любую запасную часть очень высокие. Другая проблема: ближайшая заправка для машин на сжиженном газе – у моста на въезде в Челябинск. В этом году она несколько дней не работала, и мы вынуждены были заправляться на другой заправке в районе ЧМЗ. Два раза в день каждому автобусу приходилось туда ездить, это очень серьезные расстояния, а соответственно, и затраты.
– Несколько лет назад в СМИ возникала тема о нелегальных пассажирских перевозчиках. Удалось ли решить эту проблему?
– На сегодняшний день нелегальных маршрутов в Копейске нет. Правда, есть случаи, когда легальные перевозчики в погоне за пассажиром отклоняются от установленного маршрута. Министерство транспорта контролирует такие нарушения. Тем не менее, опасность, что нелегальные маршрутки могут вернуться, существует. В Челябинске это явление осталось.
– Игорь Васильевич, через неделю будет праздноваться День автомобилиста. Что пожелаете вашим сотрудникам и коллегам?
– Этот праздник был утвержден указом Президиума Верховного совета СССР 1 октября 1980 года. Наше предприятие было основано 5 сентября 1956 года. Поэтому день рождения предприятия у нас отмечается вместе с днем работников автомобильного транспорта. Хотелось бы пожелать всем, кто за рулем, крепкого здоровья, удачи, успехов, зеленого сигнала светофора на дорогах и в целом по жизни.
Справка «КР»
Игорь Васильевич Станчевский родился в 1968 году в Копейске. Окончил школу № 6, автотракторный факультет Челябинского политехнического института по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Служил в Вооруженных силах СССР. После окончания института в 1992 году пришел на работу в МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» на должность начальника производственно-технического отдела. В 1992 – 2013 годах трудился на предприятии на разных должностях, включая должность директора. В 2017 году вернулся в МУП КПА на должность директора.
Разъясняют сотрудники Министерства внутренних дел по России.
Каждый из нас, несомненно, сталкивался с желанием загадать что-то особенное и значимое. Будь то мечта о путешествии в экзотическую страну, желание обрести любовь или достичь успеха в карьере — мы все ...