Копейчанина признали болгарским шпионом
Сам Савелий Владимирович, который хоть и был малограмотным, однако читать любил и, по воспоминаниям, неплохо разбирался в политике, отнесся к высылке стоически. Говорят, он не был в обиде на правительство, так как считал, что действия государства были обусловлены объективной необходимостью — нужно было осваивать новые районы, и для этого приходилось проводить переселение людей.
Савелий
После переезда Савелий Владимирович пошел работать в колхоз при поселке. Сыновья Антон и Владимир устроились работать на шахте, а Ольга продолжала учиться. Первое время они жили в землянке, построенной из земляных блоков. Блоки размером 60Х60 см вырезали из верхнего земляного пласта. В таких землянках ютилось по несколько семей. С семьей Савелия Владимировича жила семья его родного брата Кондрата, а также семья переселенца Ивана Стешенко — всего 12 человек. Еще через год началось строительство бараков, в которых также жило по несколько семей. Впрочем, тем, кто хотел строить отдельный дом, давали возможность построиться и обжиться. Вскоре Савелий Колпаковский овдовел — в 1933 году София Ефимовна умерла, ее похоронили в Копейске. После этого он не женился до самой смерти.
— Уже в первые годы нашей жизни в Копейске в поселке открыли продуктовый и промтоварный магазины, — вспоминала позднее дочь Савелия Владимировича Ольга. — Построили клуб, в котором открыли большую библиотеку и зрительный зал. Отец получал продукты на трудодни, Антон и Володя получали зарплату — на продукты хватало. Из близлежащих сел привозили на продажу картошку, овощи, молочные продукты. В 1932-1933 годах шахтеры, которые работали в забое, получали дополнительный паек по карточкам. Хлеб выдавали по 1200 граммов на день. Отец получал хлеба 800 граммов в день, а мама и я — по 300 граммов. Сахар давали по 1,5 кг на человека в месяц. Были крупы, рыба свежая, соленая. Очереди случались, но небольшие.
К этому времени население поселка шахты увеличилось за счет приезда родственников тех, кто уже переселился сюда, а также других репрессированных. В 1934 году начали выделять приусадебные участки по 6 соток — для постройки домов всем, кто хотел.
Культурная жизнь в поселке была разнообразной и интересной. Шахтеры и поселяне не замыкались на работе и домашних проблемах. В свободное время шли отдыхать в клуб. Много было самодеятельных кружков: драматический, хоровой, струнный, духовой, физкультурный. Библиотека всегда была полна читателями. Там же был читальный зал, где помимо чтения играли в шахматы и шашки.
Два-три раза в месяц в клубе ставили спектакли по пьесам русских и украинских писателей. Но больше ставили спектакли «украинские», такие как «Назар Стодоля», «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем» и другие. Драмкружок разъезжал со спектаклями по всей Челябинской области. Ездили в выходные дни, без отрыва производства. Но и руководство области часто посещало поселок, чтоб посмотреть постановки и пьесы в исполнении местных жителей. Культмассовики, а также физкультурники часто выступали на шахте перед шахтерами перед их спуском в забой.
В город Запорожье Савелий Владимирович вернулся в 1955 году насовсем. Последние годы прожил у своей старшей дочери Ефросиньи в селе Криничное Софиевского района Запорожской области, где скончался в 1959 году.
Антон
Старший сын Антон родился в 1910 году и был любимым ребенком. Еще до высылки он успел поработать взрывателем на строительстве Днепрогэса. На шахте № 205 работал забойщиком, затем десятником и начальником участка. По окончании горного института (без отрыва от производства) стал замом главного инженера. Помимо работы занимался в драматическом кружке, где был часто на первых ролях, а за сильный и красивый голос его приглашали выступать в Свердловский театр оперы и балета. В 1935 году Антон женился на Евдокии Ивановне, которая работала официанткой в столовой. Многие годы супруги прожили в любви и согласии.
Во время Великой Отечественной Антон Савельевич, не жалея себя, работал на шахте, а Евдокия Ивановна занималась заготовкой продуктов для шахты и фронта — ездила в далекие села, возила сельхозинвентарь в обмен на живность. После рождения третьего ребенка стала домохозяйкой. К тому времени у семьи было большое хозяйство — корова, бычок, овцы, куры. После Победы Антон Савельевич продолжал работать на шахте. В 1959 году, выйдя на пенсию, переехал в Запорожье. Перенеся многие тяготы жизни, Антон Колпаковский скончался в возрасте 52 лет.
Жена Антона Савельевича, Евдокия Ивановна Новикова, тоже была из переселенцев, более того, в Копейск они ехали в одном поезде, одновременно. Но она была родом из Геническа Херсонской области. Их дочь Аида закончила 10 классов в Копейске в 1957 году. Поступала в пединститут, но после переезда родителей в Запорожье уехала к ним. В Запорожье устроилась работать на трансформаторный завод, где и проработала до ухода на пенсию. Вторая дочь, Алина, в Копейске окончила 8 классов, а в Запорожье — среднюю школу с серебряной медалью. Заочно училась в ленинградском авиаприборостроительном институте и работала на заводе «Преобразователь» в г. Запорожье инженером-конструктором. Геннадий окончил 7 классов в Копейске, в Запорожье — школу с серебряной медалью. Также поступил учиться в авиаприборостроительный институт на факультет космического оборудования в Ленинграде. После института пошел на службу в Ленинградский военный округ. Закончил службу в Санкт-Петербурге в штабе Ленинградского округа.
Владимир
Владимир родился в 1914 году. Как и брат Антон, успел поработать на строительстве Днепрогэса, плотником, а после высылки в Копейск устроился на шахту электриком. Играл на рояле, любил футбол и волейбол, занимался в драматическом кружке. Владимир хотел жениться на своей девушке Наде. Однако его репрессировали по доносу в 1938 году. Суд признал, что он был «болгарским шпионом и выводил из строя моторы» и приговорил его к пяти годам архангельских лагерей. Срок заканчивался в 1943 году, однако в связи с войной ему пришлось отсидеть девять вместо пяти лет. Освободили его только после того, как сестра Ольга написала письмо главному прокурору Советского Союза. Получив паспорт, Владимир Савельевич отправился в Запорожье, однако в городе бывшему заключенному отказали в прописке, и он уехал в один из совхозов Запорожской области, где скончался от рака крови в 1973 году.
Ольга
В 1935 году младшая дочь семьи Колпаковских окончила семилетку и устроилась работать ночной няней в детских яслях. Увлекалась спортом и преподавала физкультуру в школе. В 1936 году поступила учиться в Магнитогорский медицинский техникум по специальности «фельдшер-акушер». 8 сентября 1941 года Ольга Савельевна добровольно ушла на фронт. Попала она в 457-й медсанбат 182-й дивизии 29-й армии, которая формировалась в Златоусте. 31 декабря 1941 года дивизия приняла первый бой. За годы войны отважная медсестра спасла десятки бойцов, неоднократно попадала в окружение, получила ранение и контузию, была награждена медалью «За боевые заслуги» и званием «Отличник санитарной службы». Со своим медсанбатом Ольга Савельевна встретила Победу в Чехословакии, в мае 1945-го демобилизовалась по состоянию здоровья.
Затем — возвращение в поселок шахты № 205, к отцу. Ольга Савельевна устроилась работать медсестрой в амбулаторию, обслуживавшую шахты. В октябре 1945 года у нее родилась дочь Элеонора. Отец Элеоноры — Иван Анисимович Зажимаев — лейтенант автороты, умер от ранения в феврале 1945 года в Польше. В 1949 году братья и сестры уговорили Ольгу Колпаковскую вернуться с дочерью в Запорожье. В этом городе она продолжила работать медсестрой, причем, несмотря на достижение пенсионного возраста в 1972 году, продолжала трудиться до 1986-го.
Письмо Сталину
— В техникуме маму агитировали вступить в комсомол, — вспоминает дочь Ольги Колпаковской Элеонора. — Но она отказывалась, так как семья была репрессирована, говорила, что ждет ответа от отца. А на самом деле она написала письмо не отцу, а Иосифу Сталину. В том письме мама описала всю свою биографию со дня рождения и до высылки семьи в Челябинскую область. В конце письма задала два вопроса: может ли она быть комсомолкой, если отец был раскулаченным, и может ли по окончании техникума уехать работать на Дальний Восток (в то время этот район был запретной зоной).
Ответ пришел через полгода и почему-то в городскую прокуратуру. Когда мама пришла в прокуратуру, там была очередь, ей пришлось долго ждать. Она, конечно, переживала, ведь ее брат Володя был арестован, а причины своего вызова в прокуратуру она не знала. Когда она вошла в кабинет и присела, прокурор спросил ее, писала ли она письмо И.В. Сталину. Мама ответила утвердительно. Тогда прокурор сказал ей, что на все ее вопросы пришел положительный ответ: она может быть комсомолкой (так как дети не отвечают за родителей), если заслужила доверие товарищей, также она может по окончании техникума ехать на Дальний Восток, если туда требуются медработники. Так мама стала комсомолкой.
Вместо эпилога
Вы спросите, откуда я узнал историю семьи, которую жизнь поневоле связала с Копейском? Ее мне рассказала дочь Ольги Савельевны Элеонора. Несмотря на то, что Копейск и Запорожье разделяют тысячи километров и государственные границы, жизнь нашего города, с которым так много связало Элеонору и ее двоюродных сестер Аиду и Алину, вызывает у них живой интерес. Элеонора и ее сестры являются постоянными читательницами сайта «Копейского рабочего», подписчиками группы газеты в соцсетях. «Сейчас живу с сыном, — рассказывает Элеонора Ивановна. — Моя дочь — в России, у нее трое детей. В прошлом году я стала прабабушкой, младшая внучечка родила мне правнучку. Россияне помогли мне приехать к ним, увидеться с правнучкой. Подарили мне планшет, который помогает держать связь с миром. Но самое главное, что дочь нашла ваш сайт и помогла связаться с вами, с Копейском, где я родилась, и отдать дань памяти моим родным своими воспоминаниями. Я все время думаю о бабушке Софии, о том, что она осталась там одна».
Элеонора Ивановна и ее сестры активно интересуются, как живет Копейск, работает ли шахта № 205, жив ли поселок шахты, существует ли улица Молотова, на которой когда-то жила ее семья, и улица Тельмана. Сестры просят переслать современные снимки поселка, шлют снимки родного Запорожья. Пожилые люди тяжело переживают происходящее между нашими странами в последние годы начиная с распада Советского Союза. И тем ценнее для них образовавшаяся между ними и копейчанами связь. Память об истории одной из тысяч семей, внесших вклад в строительство и развитие нашего города, позволяет сохранить истинную картину нашей общей истории.
По сложившейся традиции спортивное мероприятие было посвящено коллегам, погибшим при исполнении служебного долга.
Впервые в рамках программы была асфальтирована дорога в частном секторе.