Копейск станет первым городом в стране, полностью перерабатывающим свои отходы
Между тем председатель Совета директоров АО «Втор-Ком» Рафаил Рузбин не выглядит мечтателем, когда говорит о планах по полной переработке всех отходов, поступающих на копейский полигон. Сегодня здесь работает мусоросортировочная линия, которая позволяет отбирать для вторичного использования около 15 процентов поступающего мусора. Рядом монтируется вторая линия, которая даст возможность повторного использования до 30 процентов отходов. Но самое главное — бок о бок со зданием, в котором находятся линии по сортировке мусора, строится производство, которое позволит вместо захоронения всего того, что остается после извлечения «полезного» мусора, производить из этих так называемых «хвостов» новый вид топлива.
Рафаил Рузбин на протяжении всей своей профессиональной деятельности занимался поисками способов наиболее глубокой и полной переработки отходов, которые производят наши города. Кажется, мечта о 100-процентной утилизации ТБО близка к воплощению
— В мире сегодня очевидна тенденция к нулевому уровню отходов, — говорит Рафаил Исмаилович. — Идея создания нулевого уровня отходов пришла не с потолка, она реализуется в Европе, в мире. Причем она сопровождается определенными стимулами со стороны государства в отношении, например, упаковщиков. На сегодняшний день 65–70 процентов всех отходов — это отходы упаковки, и производители упаковки платят специальные экологические сборы. Второй момент: деньги, которые собираются от экологического сбора, идут на стимуляцию тех предприятий, которые эти отходы собирают, перерабатывают, а не захоранивают их. Это мера для стимулирования уменьшения образования отходов. Следующий момент — мы должны понимать, что отходы, если их рассматривать как перерабатываемую составляющую, естественно, должны сохраниться в том виде, в котором они были произведены. Это предполагает использование специальных контейнеров с крышками, специальной техники для их перевозки и так далее.
Еще один важный фактор — уровень переработки отходов. Сегодня мы извлекаем только те вторичные ресурсы, которые можно продать. Это ПЭТ-упаковка, макулатура, в какой-то мере стекло. Но есть такие отходы, которые и классифицировать очень сложно. Плюс на сегодня сортировочная отрасль не до конца развита для того, чтобы, допустим, рассортировать на каждую марку того или иного полиэтилена для дальнейшего использования.
Понимая, что остающийся после сортировки мусор тоже является вторичным ресурсом, мы подошли к осознанию, что надо что-то с ним делать. Самый подходящий путь — создание альтернативного топлива RDF для цементных заводов и других производств. Оно не обязательно может быть предназначено для предприятий по производству цемента, но в нашем случае это именно цементный завод, принадлежащий группе компаний Дюккерхофф. Мы долго шли к решению этой проблемы, не один год. Теперь, вплотную подойдя к ее решению, мы видим, что, если мы будем производить топливо RDF, а мы будем это делать, у нас по технологической схеме не остается отходов для захоронения. Отходов не должно оставаться, потому что мы будем рассортировывать не только сухие отходы, что мы сейчас делаем, но и влажные отходы из тех контейнеров, где даже не внедрен раздельный сбор мусора.
Система будет выглядеть так. На первом этапе сортировки будут удаляться все органические отходы, которые дальше пойдут на компостирование. Дальше мы извлекаем вторичные ресурсы, которые лучше переработать, чем сжечь в цементных печах. При помощи систем магнитной и воздушной сепарации убираются металлические включения, инертные материалы. Далее вся эта масса идет на систему переработки для получения топлива RDF.
В сентябре АО «Втор-Ком» подписано соглашение с заводом ООО «Дюккерхофф Коркино цемент» на поставку 96 тысяч тонн топлива в год. То есть мы обладаем эксклюзивным правом на поставки топлива RDF, а они должны этот объем принять и сжечь в своих цементных печах. Можно сказать, что географически мы расположены очень удобно — расстояние от копейского полигона до завода всего 38 километров, что позволяет снизить процент транспортной составляющей в стоимости нашего топлива.
Мы с нашим партнером — ООО «Дюккерхофф Коркино цемент» — работаем совместно. Так, для них следующим этапом должен стать закуп лабораторного оборудования для проведения химического анализа и отбора проб. Мы со своей стороны готовим нормативную документацию — технические условия, проводим добровольную сертификацию, оформляем соотвествующие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Опытная партия RDF, которую изготовили из наших твердых коммунальных отходов, прошла на заводе все испытания. Мы будем поставлять туда порядка ста тысяч тонн отходов ежегодно — это больше, чем сегодня генерирует город Копейск.
Плюс к этому есть еще крупногабаритный мусор, который до этого дня в Копейске не перерабатывался, просто хоронился. Это ветки, крупная мебель — кресла, диваны и так далее. Сегодня мы можем сказать, что мы эту проблему решим так, как она должна решаться в цивилизованном мире. Мы закупили достаточно дорогостоящее перерабатывающее оборудование — измельчитель немецкой фирмы Hammel, который будет все это перерабатывать в щепу, из этой щепы будут автоматически удаляться металлические включения и дальше она тоже пойдет на производство топлива RDF. Наш шредер мобилен, он может работать на выезде, в случае необходимости даже позволяет брать на переработку крупногабаритный мусор из других муниципалитетов области. Допустим, надо опиливать деревья. Муниципалитеты пилят деревья, а куда девать эти ветки — никто не знает. Шредер грузится на автомобиль, приезжает на место и перерабатывает мусор. Думаю, услуга мобильного измельчителя будет востребована в регионе. В этом плане есть большие перспективы.
— Можно ли говорить, что следующим шагом станет извлечение уже захороненного мусора для его дальнейшей переработки?
— Сегодня мы прорабатываем с пермским научно-исследовательским институтом вопрос по переработке уже захороненного мусора. Разумеется, для использования в качестве вторичного ресурса этот мусор уже не годится, а для производства топлива RDF — вполне возможно. Скорее всего, для этого требуется приобрести дополнительную технику. Во всяком случае, мы об этом думаем.
— На каком этапе находится процесс по запуску линии по производству топлива RDF на сегодняшний день?
— Сейчас идут строительные работы. Мы заасфальтировали площадку, на которой будет размещаться производство топлива RDF. Мы закупили корпус для здания — оно будет занимать около полутора тысяч квадратных метров, приобрели дробильное оборудование для измельчения крупногабаритного мусора. Сейчас строим вторую линию сортировки. По договору мы должны начать промышленные поставки топлива с февраля будущего года. Думаю, уже в декабре этого года мы выйдем на производство первых партий топлива RDF.
— Если говорить о проценте переработки мусора, каков он сейчас и как ситуация будет меняться?
— Существует определенная этапность. Сегодня Коркинский завод готов принимать у нас 24 тонны в день. Естественно, столько мы и будем делать. При этом Копейск генерирует около ста тонн мусора в день. То есть на первом этапе из ста тонн около четверти будет отсортировываться и идти на производство RDF. Остальное пока будет захораниваться. Наша задача выстроить систему, всю цепочку оттестировать на небольших объемах. Но по плану мы должны будем наращивать объемы до выхода на максимальную цифру поставки — до 250 тонн в сутки.
— В течение какого времени вы планируете увеличить производство RDF до максимального уровня?
— Это зависит не только от нас, но и от наших партнеров. Сегодня у них для работы с топливом RDF одна печь, в будущем, говорят они, будет оборудована вторая печь. Когда это будет сделано, мы пока сказать не можем. Пока наша задача — давать 24 тонны в день и наращивать объемы. Во всяком случае, мы в этом сами заинтересованы.
— Есть ли еще в регионе производства, где могло бы применяться топливо RDF?
— Есть, но пока это только опытные разработки. За границей до 90 процентов всего топлива, на котором работают цементные заводы, — это топливо RDF. Это связано в том числе с его относительной дешевизной, ведь там стоимость газа выше. Но дело не только в стоимости газа. Дело в том, что группа компаний Дюккерхофф имеет свои стандарты, нормативы, подходы к экологии, и использование топлива RDF — это часть их экологической концепции. Они работают цивилизованно.
— Имеется ли опыт подобных производств в нашей стране?
— Сегодня в России никто не может похвастаться, что он поставляет топливо RDF в промышленных объемах. Мы же в феврале должны начать поставки топлива в производственных объемах, и к этому времени нам необходимо наладить все производство. Если говорить о твердых коммунальных отходах и получении из них топлива RDF, можно сказать, что на данный момент мы опережаем всех. Мы делаем серьезные вложения. Конечно, технология недешевая, она подразумевает использование импортного оборудования, требуется масса погрузочной техники. Работы впереди еще много.
— В нашей стране существуют программы, нацеленные на стимуляцию переработки отходов?
— Есть система экологического сбора. В качестве экологического сбора мы должны получать какие-то средства, но механизма распределения этих средств на сегодняшний день не существует. Явных преимуществ в виде, допустим, каких-то дотаций или налоговых послаблений для фирм, занимающихся переработкой мусора, нет.
— Вряд ли наши производители в восторге от идеи экологического сбора...
— Экологический сбор за рубежом ведется десятилетиями. Ведь что такое «зеленая точка» на упаковке? Это значит, что производитель этой упаковки перечисляет средства за ее переработку, что упаковка не будет захоронена на полигоне, что она не будет валяться на улице. Производитель, который маркирует свою продукцию «зеленой точкой», и покупатель, приобретающий продукцию в такой упаковке, знает, что эта упаковка обязательно должна быть переработана. Наш производитель пока до этого не дорос, экологический сбор воспринимается как дикость. При этом мы завалили страну пластиковой и полиэтиленовой упаковкой. В любой супермаркет зайдешь, возьмешь масло — в один пакетик положишь, его — еще в один пакет и так далее. И никто не думает, что все эти пакетики нужно куда-то деть. Правда, в некоторых торговых сетях появились, допустим, бумажные пакеты, которые, даже если попадут на полигон, вреда особого не принесут, потому что через год сгниют, в отличие от пакетов или ПЭТ-бутылок, которые столетиями будут лежать на полигоне. Считаю, стоимость утилизации упаковки товара обязательно должна быть заложена в цене товара.
— То есть, условно говоря, булка хлеба в пакетике должна быть дороже такой же булки хлеба без упаковки?
— Именно так. За рубежом стимулируется использование оборотной тары. Собственно, и в советское время у нас работала система оборота тары: за сметаной ходили со стеклянными баночками, с бидонами. Хорошо перерабатывали стеклобой. Словом, работал производственно-хозяйственный комплекс большой страны, и существовала определенная культура бытового обращения с отходами.
В обращении с отходами, я считаю, должна быть своего рода контрактная система — население должно цивилизованно обращаться с отходами, а власти со своей стороны должны организовать все, чтобы эти отходы не попали в поля, леса, реки и так далее. Эта взаимная ответственность должна быть закреплена документально. Сегодня нет ответственности физических лиц за неправильное обращение с отходами, а, допустим, в той же Германии она есть. И если там кто-то мусор не туда бросил, его найдут и заставят ответить. А у нас подойдите к участковому, скажите, что кто-то мусор кинул мимо бачка и что надо найти и наказать этого негодяя, я представляю, что вам этот участковый ответит. Думаю, что так или иначе со временем мы созреем и начнем ответственно обращаться с отходами, потому что все хотят ходить по чистой земле, пить чистую воду, дышать чистым воздухом. Другого пути, кроме как научиться ответственному отношению к отходам, не существует.
Цифра
Тариф на вывоз твердых коммунальных отходов для жителей Копейска — один из самых низких в стране. Он составляет 1 рубль 36 копеек с квадратного метра жилой площади в месяц (в Челябинске 1 рубль 87 копеек).
Кстати
АО «Втор-Ком» — ведущий российский производитель нетканых материалов. Сегодня компания изготавливает нетканые геосинтетические материалы, гидроизоляционное полотно Теплонит, нетканые основы для напольных и кровельных покрытий, объемное термоскрепленное полотно синтепон швейного и мебельного назначения, холстопрошивной ватин, термовойлок и другие виды технического текстиля. Кроме того, с 1999 года действует производство гофрированного картона и изделий из него. Вся продукция компании производится только из переработанного вторичного сырья.
АО «Втор-Ком» ежемесячно перерабатывает 4,5 тысячи тонн вторичных ресурсов.
АО «Втор-Ком» является учредителем компании «Комтранссервис+», которая занимается вывозом твердых коммунальных отходов и размещением их на полигоне ТБО в поселке Старокамышинск Копейского городского округа.
RDF — топливо будущего?
RDF (англ.) переводится как refuse-derived fuel — топливо, полученное из твердых отходов (из мусора и т.п.) путем его переработки.
RDF представляет собой твердое топливо, производится путем измельчения и обез-воживания твердых бытовых отходов (ТБО).
Состоит в основном из горючих компонентов ТБО, таких как пластик и биоразлагаемые отходы.
После подготовки отходов следует их окисление с выработкой тепла в камерах сгорания, которые широко применяются на цементных заводах. RDF состоит на 44-51% из углерода, на 29-36% из кислорода и на 5-7% из водорода.
Получение энергии из RDF является одним из самых экономичных и устойчивых источников энергии. Отходы состоят из нескольких компонентов. Помимо горючих фракций (бумага, картон, резина и древесные отходы) существуют различные количества инертных материалов (песок, камень, керамика, черные / цветные металлы) и органических влажных материалов (пищевые отходы, отходы садоводства). Инертные и органические мокрые фракции не подходят для топлива.
RDF может использоваться в качестве замены угля бурого и каменного, нефти и газа или в различных сочетаниях с ними, а также снижает зависимость от основных источников энергии.
RDF можно использовать в качестве основного или дополнительного топлива в печах цементных заводов, ТЭЦ, металлургических печах. Проведенные расчеты показали целесообразность замещения газа твердым вторичным топливом при производстве цемента.
Производство цемента требует значительных энергозатрат в связи с необходимой температурой в цементных печах свыше 1700°С. На каждую тонну производимого цемента обычно требуется 60-130 кг мазута или его эквивалент (природный газ) и около 105 кВт-ч электроэнергии. В среднем расходы на энергию, на топливо и электроэнергию составляют до 40 процентов затрат на изготовление цемента. Поэтому целесообразно использовать в производственных процессах альтернативное топливо, получаемое из отходов, с целью сокращения применения традиционных видов топлива и сырья путем их замещения. На действующей цементной печи возможно замещение от 30 до 60% природного газа, что дает снижение себестоимости производства цемента.
Сжигание RDF оказывает значительно меньшее воздействие на окружающую среду, чем сжигание ТБО, т.к. оборудование цементных предприятий, в котором технологические процессы проходят при температуре около 1300-1500°C, обеспечивает снижение до минимума содержания вредных веществ в отходящих газах за счет более высоких температур, чем, например, в топках мусороперерабатывающих заводов или в агрегатах других промышленных производств.
Площадка, на которой появится установка для переработки оставшихся отходов в топливо RDF, уже заасфальтирована. На днях здесь начнется монтаж стеновых панелей цеха, в котором будет вестись производство альтернативного топлива
Отсортированное и спрессованное вторичное сырье готово отправиться на переработку
Работающая линия по сортировке отходов позволяет отсортировать 15 процентов от их объема, поступающего на копейский полигон. Монтирующая по соседству вторая линия позволит отсортировать для вторичной переработки вдвое больше - до тридцати процентов
Ранее на тему:
26 Июля 2016 Число договоров на вывоз мусора в Копейске увеличивается.
Вывозом твердых коммунальных отходов в Копейском городском округе занимается организация «Комтранссервис+». Несмотря на массу трудностей, общее число заключенных договоров на вывоз мусора в городе растет.
30 Августа 2016 Копейск отличился в плане разделения отходов.
В России не раз предпринимались попытки наладить раздельный сбор мусора. В силу разных причин эти попытки не увенчались успехом. Тем не менее экологические проблемы, которые по всей планете растут как снежный ком, заставляют человечество вновь обращаться к этой теме.
30 Августа 2016 Частный сектор: порядок может быть и здесь.
Все большая часть частного сектора Копейска включается в систему организованного вывоза мусора. Вывоз осуществляет организация «Комтранссервис+», но эта работа невозможна без проявления инициативы со стороны самих жителей частных домов.
Обучение пройдёт 30 и 31 октября и поможет предпринимателям проанализировать действующую модель бизнеса или создать ее для будущего стартапа. Мероприятие организуется при содействии региональ...
На аппаратном совещании обсудили проблему безнадзорных животных, которая часто вызывает беспокойство у жителей Копейска. О ситуации рассказал начальник управления городского хозяйства Александр Се...