Обманутые сторожа. Чем обернулась для копейчан работа без трудового договора?
Если вы вступаете в трудовые отношения, не закрепив их документально, вероятность того, что вас «кинут», возрастает многократно. Так случилось и с Виктором Костровцом.
— В 2012 году на проспекте Славы, 26 началась стройка, — рассказывает Виктор Петрович. — Строительство вела фирма «Челябстройподрядчик». За забором стройки поставили будку для сторожей. Я поинтересовался, не требуются ли сторожа на стройку. Начальник охраны, Сергей Леонов, сказал, что сторожа нужны, и 16 мая 2012 года я вышел на работу — охранять объекты. До этого все сторожа ездили из Челябинска. С 1 июня Леонов меня назначил старшим, поручил принимать людей на работу, а охранники из Челябинска ездить перестали. Я так же дежурил, но еще и людей принимал на работу. Все отношения выстраивались на доверии, документально факт трудовой деятельности закреплен не был. Платили нам так: я ездил к начальнику охраны за зарплатой в Челябинск, иногда приезжал он сам и передавал деньги. Леонову же деньги передавал главный инженер «Челябстройподрядчика» Иван Сахаров, и в тот период зарплату мы получали вовремя. Так было до января 2015 года. С января 2015 года вместо Сахарова за нас стал отвечать Артем Гончаров, и начались задержки в выплате заработной платы. Нас постоянно кормили «завтраками», говорили, что вот-вот выплатят заработанное. Последнюю зарплату мы получили 28 сентября 2015 года за июнь того же года. С 29 сентября 2015-го мы не вышли на работу, при этом всех предупредили, сдали ключи прорабам и ушли.
Сторожа, не получившие зарплату за отработанные июль, август и сентябрь 2015 года, писали в полицию, прокуратуру, обращались в суд. Однако Центральный районный суд Челябинска, а впоследствии и областной суд отказали сторожам в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что в деле недостаточно доказательств факта трудовых отношений. Сторожа не отчаиваются и подали новое заявление, в котором требуют признать факт наличия трудовых отношений с фирмой «Челябстройподрядчик», внести соответствующие записи в трудовые книжки работников и взыскать все положенные выплаты плюс возместить моральный ущерб. Предстоит новое рассмотрение дела.
В исковом заявлении фигурируют почти 30 фамилий. Почему же сторожа не оформили трудовых отношений в законном порядке?
— Никакие трудовые отношения письменно не оформлялись.Мы же пенсионеры, нам лишь бы куда-то устроиться, — сетует Виктор Костровец. — Мне 66 лет, другие — примерно в таком же возрасте, кому-то чуть больше, кому-то меньше. Мы почти все шахтеры. Я когда-то работал начальником участка, машинистом комбайна на «Центральной», на «Капитальной», на «Комсомольской» шахтах. Принимавший меня на работу согласно устной договоренности Сергей Леонов просто мне сказал, что он в компании-застройщике работает начальником охраны. Из документов был только журнал выхода на рабочую смену, в котором расписывались сторожа и начальник охраны. Эта книга сейчас находится у нашего адвоката. Только потом мы узнали, что компания, на которую мы работали — «Челябстройподрядчик».
Нас, обманутых сторожей, 36 человек; 28 из них скинулись по три тысячи рублей на адвоката и написали коллективное заявление. Один уже, к сожалению, умер, Сергей Николаевич Гуляев, осталось двадцать семь. Работали мы тогда сутки через двое, платили нам по тысяче рублей за смену, то есть зарплата сторожа была около десяти тысяч рублей в месяц. Каждому компания осталась должна примерно по тридцать тысяч. Еще в иске мы требуем выплатить отпускные и по десять тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба. Но нам бы хоть зарплату вытребовать. Сейчас исковое заявление находится в областном суде.
Слова Виктора Костровца нашли подтверждение в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, составленном участковым инспектором полиции Сергеем Игнатовым 22 мая 2017 года. В частности, участковый подтверждает достоверность сведений, изложенных Виктором Петровичем, и говорит, что заявление не является заведомо ложным доносом. В то же время полицейский не усмотрел оснований для обвинения в мошенничестве начальника охраны Сергея Леонова.
Виктор Костровец считает действия участкового недостаточными.
- Участковый Сергей Игнатов даже не вызвал ни Гончарова, ни руководителя ООО «Фирма Челябстройподрядчик» Серебрянского, — говорит он, — а без этого отказ я не считаю мотивированным.
Государственная инспекция труда в Челябинской области в мае 2017 года предложила сторожам обращаться для защиты своих прав в суд, посчитав, что не имеет отношения к возникшей коллизии.
В частности, в ответе ведомства говорится, что, согласно нормам Трудового кодекса РФ, доводы, указанные в обращении Костровца в инспекцию, относятся к категории индивидуальных трудовых споров. «Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может их заменить».
Таким образом, как решится дело обманутых сторожей, решит областной суд. Удастся ли им доказать факт наличия трудовых отношений, мы скоро узнаем. Для нас же эта история — очередной урок о том, что любые отношения между работником и работодателем должны быть закреплены документально.
P.S. Вы спросите, что же случилось с домами, оставшимися без охраны после ухода сторожей? Виктор Костровец рассказал и об этом.
— Мы охраняли дома по проспекту Коммунистическому, 25, 33, 35, улицам Кожевникова, 2а, Томилова, 15б, проспекту Славы, 14, 24, 26, улицам Карла Маркса, 18 и Фонвизина, 7а. После нас охрану домов доверили каким-то бомжам. Им тоже не платили, и они начали со стройки все продавать, в итоге их выгнали. Потом наняли еще какую-то бригаду, которая три месяца проработала. Им тоже не заплатили, но они суд выиграли. Правда, денег им пока тоже не выплатили.
Законодательство Российской Федерации не содержит понятия «неофициальной работы», но на практике трудоустройство без оформления трудовых отношений с работниками всречается достаточно часто.
Когда вы устраиваетесь на работу, работодатель в силу ст. 67 Трудового кодекса РФ обязан заключить с вами трудовой договор, который содержит все существенные условия, касающиеся вашей трудовой функции.
Неофициальное трудоустройство может повлечь за собой массу негативных последствий для работника:
1. Прежде всего, работодатель может не оплатить декретный отпуск, больничный лист, также вы можете остаться без премий, различных надбавок и доплат.
2. Кроме того, работодатель вполне может не оплатить вам переработку, задержать зарплату или вовсе оставить без заработанных денег.
3. Ваша заработная плата и стаж на такой работе не будут учитываться при начислении пенсий.
4. В случае травмы на рабочем месте работодатель может оставить вас без материальной компенсации.
5. Для категории лиц, которые не могут представить справку 2-НДФЛ, как правило, в банках выдаются займы с более высокой процентной ставкой.
Работы проводились в рамках программы «Инициативное бюджетирование» на территории между домами 15Б и 18Б по улице Калинина в Копейском городском округе.
В редакцию часто поступают вопросы от читателей о подключении отопления. Заместитель главы Копейского городского округа по жилищно-коммунальным вопросам Александр Филиппов рассказал, куда нужно об...