Шестнадцатилетний копейчанин создал станок, который уже работает на заводе

31 Мая 2019 9:51 - автор Алексей Самаев Источник фото: фото автора и из архивов Данила Тищенко

Во все времена своего рода «хорошим тоном» среди представителей старшего поколения было ругать молодежь, и во все времена находились представители нового поколения, которые с блеском опровергали такого рода мнения.

Шестнадцатилетний копейчанин создал станок, который уже работает на заводе

Разумеется, множество таких примеров есть и сейчас. Один из них – 16-летний копейчанин Данил Тищенко. Юноша только заканчивает девятый класс, но при этом имеет в своем активе множество дипломов всероссийских и международных инженерных конкурсов. Многие из этих наград получены благодаря главному на сегодняшний день достижению Данила. Не каждый школьник может сказать, что он является соавтором уникального станка, который успешно внедрен в производственную цепочку и реально работает на настоящем большом заводе.

Автоматика вместо кувалды

Название станка запомнишь не с первого раза – «Устройство для автоматической маркировки цинковых слитков в плавильном отделении комплекса электролиза цинка ПАО «Челябинский цинковый завод».

«На заводе была проблема, – рассказывает Данил. – Цинк производится в слитках, и нужно, чтобы каждый из них был промаркирован. Раньше же элементарная технология, когда марка наносила вручную ударом кувалды, позволяла маркировать только слиткопакеты. Всего в пакете двадцать слитков. Вследствие этого при обнаружении брака было очень непросто отследить партию, чтобы понять, когда и по какой причине металл оказался некондиционным, и в целом это усложняло работу системы контроля качества. Нам поставили задачу разработать устройство, которое будет автоматически маркировать все слитки без участия человека. Применение автоматики также позволяет избежать риск травм при работе. Также одним из требований было, чтобы станок маркировал каждый слиток. В ходе работ, которые длились полтора года, у нас получилось это сделать.

В ходе работ авторскому коллективу пришлось решить ряд задач и реализовать новые для себя технические решения.

«Сложности заключались в том, что предприятие предъявило свои условия к тому, каким должен быть аппарат по габаритам, по темпу работы, чтобы успевать маркировать каждый слиток, и по материалам, которые подойдут для создания устройства, ведь станок должен быть надежным и не ломаться».

Выгода для завода от внедрения новинки очевидна: стоимость разработки и внедрения станка составляет 130 тысяч рублей, а зарплата одного работника с учетом налогов – 540 тысяч. При этом станок заменяет не одного, а нескольких работников. Ведь человек, в отличие от машины, не может работать круглосуточно. Плюс к этому, поскольку работает станок, а не человек, уменьшается риск травматизма. На предприятии видят потенциал для того, чтобы увеличить темпы работы и запустить вторую линию с использованием нового станка.

Инкубатор талантов

Но как же так получилось, что крупное предприятие заказывает серьезную, технически сложную машину у школьников? Дело в том, что Данил учится не просто в школе, а в областном многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей, что расположен на северо-западе Челябинска.   

«Челябинский цинковый завод по программе подготовки молодых кадров сотрудничает с лицеем, в котором я учусь, – комментирует молодой изобретатель. – В рамках проекта инженерного конкурса «Инженериада» происходит поиск юных кадров, которым дают понимание того, что от них требуется и пытаются заинтересовать их будущей работой. За помощью обратились именно к нашему лицею, и не пожалели. Проблема решена».

Данил в реализации проекта выполнял математические расчеты. Для этого требовались не только умение эти расчеты производить, но и знание свойств материалов, навыки проведения экспериментов, умения в области робототехники и программирования.

Детский состав, который выполнял основную работу, состоял из четырех человек – двух девятиклассников и двух одиннадцатиклассников. Кроме того, был задействован руководитель из лицея, который помогал и регулировал работу, а также технический консультант с предприятия-заказчика и консультант по робототехнике, который подсказывал пути для решения той или иной проблемы. Сейчас станок уже прошел испытания, он установлен на производстве и функционирует, за сутки нанося клеймо на сорок тысяч слитков цинка.

Данил оказался в лицее два года назад. После окончания седьмого класса школы № 48 он получил от лицея специальное приглашение, и не случайно – к тому времени он уже дважды выигрывал городскую олимпиаду по химии.

«Человеку может прийти приглашение из лицея, если он отличился в предметных олимпиадах и конкурсах, – объясняет подросток. – Также, если кто-то считает, что может учиться в лицее, имеет право сам подать заявку на поступление. При поступлении в лицей в восьмом классе учитываются результаты вступительных испытаний. При поступлении в старших классах учитываются результаты конкурсов, а также результаты экзаменов, которые ученик сдавал в своей школе».

Школа для лицеистов – поистине второй дом, ведь ребята, которые живут не в Челябинске видят родителей только на выходных и каникулах. А чем еще отличается жизнь лицеистов от жизни обычного школьника?

«Начнем с того, что уровень образования в лицее выше, чем в обычной школе, – комментирует Данил. – Там программа более углубленная, есть дополнительные часы для совершенствования знаний в какой-либо сфере. Преподавательский состав собран из числа лучших педагогов региона. Лицей областной, и в нем учатся ребята практически из всех районов Южного Урала. Для тех, кто живет не в Челябинске, у лицея есть общежитие. Всего в учебном заведении обучается 184 ребенка, то есть учеников не так много, и у преподавателей есть возможность для того, чтобы и развить в ребенке способности, присущие именно ему».

Кстати, в челябинском лицее учатся только мальчики. По словам Данила отношения между ребятами в обычной школе и в лицее различаются радикально.

«У нас в лицее собраны самые способные ученики области, – говорит он. – Разумеется, высокий интеллект подразумевает и воспитание и культуру отношений. Да и круг интересов у лицеистов несколько шире, что также не может не влиять на то, что конфликтные ситуации между учениками здесь – явление чрезвычайно редкое. Зато для саморазвития здесь масса возможностей.

«Я люблю заниматься инженерной деятельностью, потому что это здорово – создавать что-то новое, и вдвойне здорово, когда это у тебя получается, – делится впечатлениями юноша. – Заниматься олимпиадной деятельностью, особенно по химии, мне нравится, потому что мне интересна сама эта наука, я уже в значительной степени сумел в ней разобраться и понять. Нравится предсказуемость определенных явлений и сама красочность опытов».

Данил считает, что лицей дает ему больше возможностей для приобретения знаний, с помощью которых в дальнейшем он сможет достичь своих целей.

От «Сириуса» – к новым галактикам

Однако жизнь подростка отнюдь не заключается в стенах лицея. Участвуя в конкурсах, Данил немало ездит по различным городам России, а в апреле этого года побывал в Сочи, образовательном центре «Сириус»

«Сириус» - это образовательная площадка, которая направлена на нахождение в нем научных, спортивных, тянущихся к искусству кадрах и на их развитие, – рассказывает школьник. – Работа основана на заявках соискателей, к которым прилагается лист достижений. Эти заявки рассматриваются приемной комиссией. В феврале мы отправили заявку, и в апреле я поехал в «Сириус». Заявку я подал по направлению химии, соответственно, пребывание в лагере строилось на изучении этой науки. Она давалась там на уровне тем, которые в школе даже не затрагиваются».  

Надо сказать, в путевку в «Сириус» семье Данила совсем не пришлось вкладывать денег, оплачивался даже перелет туда и обратно. В центре созданы абсолютно курортные условия: шестиразовое питание, комфортабельные номера, организовывались экскурсии в олимпийский парк, на Красную поляну. Но основное – это, разумеется, занятия по своему профильному направлению.

Пожалуй, главное, что свойственно этому парню – стремление вверх, к дальнейшему развитию, Поэтому Данил намерен продолжить образование в еще более серьезном учебном заведении. Этим летом он собирается на конкурсной основе поступать в лицей при Новосибирском государственном университете. Этот лицей дает еще более высокий уровень знаний, и он намерен два оставшихся в школе года. Новосибирск – это город с глубокими научными традициями, и юноша уверен, что там его потенциал сможет раскрыться еще сильнее.



Вопрос - ответ

– Помимо учебы какие есть увлечения?

– Могу выделить любовь к походам по пересеченной местности, стихи, чтение книг, в основном научной фантастики, инженерная деятельность, а также обычные детские способы проводить времени – игры в компьютере и общение с друзьями.

– Любимый поэт?

– Пушкин. У него красивый слог, хорошие метафоры, отмечу и то, что он редко писал какие-либо непристойности.

– Ты не так часто бываешь дома, а если удастся поступить в Новосибирск, будешь бывать еще реже. Оторванность от семьи не гнетет?

– В лицее и в частых разъездах я привык к самостоятельности, привык быть долго далеко от дома, так что оторванность от семьи, думаю, не станет для меня проблемой.

– Кем ты себя видишь через десять лет, с учетом такого успешного старта?

– Аспирантом в Новосибирском или Московском государственном университете в сфере, связанной с инженерной деятельностью. Также не исключаю возможность работы на предприятии оборонного комплекса страны.

– Кому бы ты хотел уже сейчас выразить слова признательности?

– Я благодарен всему преподавательскому составу школы № 48, а особенно своей первой классной руководительнице Ольге Валерьевне Анашкиной за внимание и заботу, а также всем, кто меня поддерживал и поддерживает.


Награды и дипломы

Только за последний год Данил участвовал в Балтийском конкурсе, который проходил в Санкт-Петербурге, где получил диплом третьей степени. На московском конкурсе «Профест» изобретение, соавтором которого стал Данил, получило высшую награду в номинации «Внедрение в производство». Также ребята ездили на «Инженериаду», которая организовывалась Уральской горно-металлургической компанией, где они стали победителями в своей номинации и приняли участие в конкурсе «Робофест», который проводился Уральским федеральным университетом.



Журналист «КР» пообщался с мамой Данила Ириной


– Данил достиг высоких достижений для своего возраста. Его способности проявлялись с детства?

– Да, Данил уже в три года увлекся чтением, и читал массу познавательной литературы. Уже в первом классе скорость его чтения была порядка ста сорока слов в минуту. Он интересуется разными видами человеческой деятельности: с первого класса начал писать стихи. Также с самого начала он стал одним из лучших учеников в школе. В шестом классе он победил на городских олимпиадах по пяти предметам, и представлял Копейск на областном уровне. Уже тогда сотрудники лицея для одаренных детей отметили его, и перед переходом в восьмой класс прислали приглашение в лицей.

– Вы дополнительно занимались с Данилом?

Нет, он все делал сам. Такого, чтобы я делала с ним домашнее задание, не было никогда. Он сам ставил цели и сам их добивался.

– Не страшно отпускать в Новосибирск такого, по сути совсем юного сына?

– Он очень самостоятельный. Если сможет поступить в лицей НГУ, дома сможет бывать раз в три месяца, но он и так у нас как Валерий Леонтьев на гастролях: конкурс в Питере, в Москве, в Екатеринбурге, в других городах, и все это в таком бешеном темпе, что мы не успеваем за ним следить. Но мы знаем, что он со всем справится, и все у него будет хорошо. Я всегда его поддерживаю, только стараюсь корректировать направление, и всегда ему говорю: «Сынок, все в твоих руках. С твоей головой ты много добьешься».

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

Материалы рубрики

Новости