...И на первый взгляд, как будто не видны
Игорь Коцюк: «В нашей работе «светиться» не стоит»
Большинство организаций требуют от своих сотрудников соблюдения определенной формы одежды. По форме мы сразу видим, кто перед нами: пожарный или железнодорожник, врач или военный. Даже в школах для педагогов и учеников вводят свой дресс-код. Что уж говорить о людях в погонах, которые находятся, что называется, «при исполнении» — такой человек всегда должен быть виден издалека. Однако есть служба, в которой все ровно наоборот: в рабочее время здесь убирают служебную форму в дальний шкаф и облачаются в неприметную гражданскую одежду. Служба эта — уголовный розыск.
Накануне дня работника уголовного розыска, который отмечается 5 октября, мы беседуем с Игорем Коцюком в кабинете отдела по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений.
— У нас положено ходить в гражданской форме одежды, потому что отдел уголовного розыска занимается раскрытием преступлений, и задача сотрудников — не выделяться из толпы, не привлекать к себе внимания, — поясняет оперуполномоченный копейского УгРо Игорь Коцюк. — Допустим, участковые ходят на службу в форме: люди должны видеть, что это — сотрудник полиции. Он охраняет порядок. Мы же занимаемся, в том числе, и задержанием преступников, и они не должны раньше времени обнаружить, что к ним приковано внимание сотрудников правоохранительных органов.
Капитан полиции Игорь Коцюк в органах внутренних дел служит с 2007 года. Окончил нижнетагильскую школу милиции, после чего четыре года работал участковым в поселке Горняк. А с сентября 2011-го — в уголовном розыске.
— Игорь, насколько ваша служба «и опасна, и трудна»?
— Наш отдел занимается раскрытием тяжких и особо тяжких преступлений — убийств, изнасилований, преступлений против личности. В силу этого, приходится работать с непростым контингентом, нередко с маргинальными элементами, ведь многие тяжкие преступления совершаются именно в состоянии алкогольного опьянения.
— Какие происшествия оставляют самый глубокий след в душе?
— Не могут оставить равнодушным такие преступления, как изнасилования, особенно когда жертвами становятся несовершеннолетние. Так же гнетущие ощущения остаются после расследования преступлений, совершенных подростками. Например, в прошлом году группа парней в возрасте от 12 до 16 лет насмерть забили палками своего ровесника.
— Что можно назвать «рутинной» работой оперативника?
— Могу привести недавний пример, когда в ГСК «Кировский» был обнаружен труп с колото-резаной раной шеи. С помощью оперативных мероприятий мы определили адрес, где должен был находиться подозреваемый. Основные наши силы были стянуты туда, меня же оставили снаружи для подстраховки. А убийца оказался не в квартире, а во дворе дома и попытался скрыться. Мне удалось его задержать.
— Можете назвать один из последних случаев в своей практике?
— Один из таких произошел в сентябре, когда на свалке в Старокамышинске был найден труп, который привезли с мусором. Мы установили круг подозреваемых, определили точку, откуда забирался мусор, установили подозрительные адреса, где могли скрываться преступники. В одном из мест находились два гражданина, один из них — житель Свердловской области. В квартире были обнаружены следы крови и орудие убийства — окровавленный молоток. Подозреваемые рассказали, что, убив своего товарища, ночью завернули труп в покрывало, вынесли на мусорку и закидали его ветками. Они считали, что останутся безнаказанными и не могли понять, каким образом нам удалось раскрыть преступление.
— Вы работаете в системе МВД несколько лет. Как меняется картина самих преступлений?
— Мы занимаемся раскрытием тяжких преступлений и видим, что со временем убийств совершается меньше, но они становятся все более жестокими. Снизился и возраст преступников. Если раньше в наше поле зрения попадали 16-17-летние подростки, то теперь уже и 14-летние, и даже еще более младшего возраста совершают тяжкие и особо тяжкие преступления.
— Представители вашей профессии часто становятся героями телевизионных сериалов. Скажите, насколько сюжеты этих фильмов соответствует действительности?
— Конечно, иногда я и мои коллеги смотрим такие фильмы. Порой у профессионалов они не могут не вызвать иронии — настолько телесюжет отличается от реальной работы «оперов». Очевидно, сценаристы и режиссеры стараются «подогнать» действительность под заранее придуманный сценарий. Не во всем стоит доверять сериалам. Впрочем, этим грешат картины не только о работе органов полиции.
— А вот если в кино говорят о современных методиках определения подозреваемого, например, по ДНК, — эти технологии применяются в вашей работе?
— Отчасти да. Методики определения по ДНК действительно присутствуют, в том числе в нашей службе. Но в оперативной работе все-таки сначала надо поймать подозреваемого, ведь баз данных ДНК, подобной, скажем, базе данных отпечатков пальцев, на сегодняшний день не существует. И только потом появляется возможность сличить ДНК подозреваемого с образцами, изъятыми на месте преступления.
— А есть примеры установления вины человека, скажем, по волосу, оставленному на месте преступления?
— Чтобы по волосу установить причастность человека к совершенному преступлению — такие примеры есть, но их немного. В принципе, к подобным технологиям можно отнести экспертизы, которые проводятся при расследовании изнасилований, когда исследуются биоматериалы подозреваемого и те образцы, которые изъяты с места преступления. На основании таких экспертиз устанавливается, действительно ли человек совершал инкриминируемое ему преступление.
Минувшим летом я находился на дежурстве, когда поступило сообщение об изнасиловании. Девочка 14 лет пропала без вести в одном из поселков города. Мы нашли ее, она рассказала, что ее изнасиловал мужчина азиатской внешности. Начали работать, получили информацию о том, где поблизости проживают граждане, которые работают на стройке. В ходе работы установили лицо, которое подходило по приметам. Когда начали работать с ним, у него обнаружились вещи, принадлежащие девушке. В ходе беседы он полностью сознался в преступлении. Меру его вины определит суд.
— При вашей профессии на семью наверняка не остается ни времени, ни сил?
— Я холост, и для меня в жизни на первом месте работа, работа и еще раз работа. Можно сказать, я женат на ней. Если совершается серьезное преступление — неважно, на службе ты или на выходном, день это или ночь, будни или праздники, — выезжаю, начинаю заниматься делом, пока преступление не будет раскрыто. Хотя вообще-то у нас есть рабочий день, но очень редко бывает, что мы трудимся, как все, до пяти вечера, в большинстве случаев — до получения результата. Кроме того, раз в неделю каждый из сотрудников отдела несет суточное дежурство.
— У вас в кабинете висит знак, запрещающий курение. Как относитесь к вредным привычкам?
— Да, в здании отдела МВД курение запрещено, но я и в принципе не курю. И вообще, многие сотрудники МВД отказываются от курения, потому что госполитика направлена на пропаганду отказа от вредных привычек, а мы — проводники этой политики, обязаны подавать пример. Так что сотрудники полиции отказываются от этого не только потому, что повышаются цены на табачные изделия, но и просто потому, что не курить — это правильно.
— Что мешает повышению раскрываемости преступлений в нашем городе?
— Раскрываемость преступлений напрямую связана с доверием населения к правоохранительным органам. Первое, на что мы рассчитываем, — поддержка людей. Иногда гражданин (и таких немало), сообщает о том, что видел совершенное преступление. Но некоторые граждане относятся к увиденному равнодушно, другие нам не доверяют. Но здесь многое зависит и от нас. Мы стараемся работать честно и в рамках закона для того, чтобы доверие людей к сотрудникам полиции было на высоком уровне.
Начальник уголовного розыска ОМВД РФ по Копейску Евгений Ботов: "Игорь Коцюк — один из лучших оперативников уголовного розыска. Он перевелся в отдел по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений из службы участковых уполномоченных и проявил себя как грамотный сотрудник. Он очень быстро сумел понять тонкости оперативной работы. Не считаясь с личным временем, Игорь занимается раскрытием преступлений, выезжает практически на все случаи, связанные с убийством. Им было раскрыто несколько изнасилований, в том числе изнасилование несовершеннолетней. Игорь Васильевич самолично установил местонахождение насильника и провел его задержание в короткие сроки".
5 октября свой профессиональный праздник отмечают работники российского сыска. История возникновения этой службы корнями уходит в царское прошлое нашей страны. Еще при царе сыскные службы имели большое значение для государства. Пережив революцию, сыскная служба была переименована в 1918 году в уголовный розыск.
С годами менялись названия силовых структур, но служба уголовного розыска оставалась неизменной. Постоянная готовность к работе, задержанию преступников в погонях и засадах — это то, чем сегодняшний сотрудник уголовного розыска владеет в совершенстве.
Сотрудник уголовного розыска — одна из наиболее почетных и легендарных профессий в органах внутренних дел, связанных с риском и самоотверженностью. Сегодня уголовный розыск в Отделе МВД России по городу Копейску является одним из важных подразделений, в коллективе более 40 профессиональных, грамотных, имеющих высшее образование специалистов. ОУР Копейска на протяжении последних десяти лет является одним из лучших подразделений в Челябинской области.
В жизни сотрудников уголовного розыска не бывает спокойного времени, они одними из первых приходят на помощь людям, когда в их дом входит беда. Эта служба нужна будет до тех пор, пока существует зло.
В уголовном розыске Копейска работает немало замечательных сотрудников, как говорят, сыщиков от Бога, которые своим трудом являются примером в службе для начинающих оперативников. Это Владимир Дякин, Вадим Миронов, Алексей Кузнецов, Анатолий Гегер, Денис Гилязов.
За добросовестное исполнение обязанностей, достижение высоких результатов в оперативно-служебной деятельности, профессионализм, проявленный при раскрытии преступлений и задержании преступников и в связи с празднованием 95-летнего юбилея со дня основания уголовного розыска грамотами Главы города Копейска награждены Георгий Бугренков, Никита Коробко и Ирина Кузина, благодарственные письма вручены Радику Гумарову и Ивану Бирюкову.
В этот день нельзя не вспомнить погибшего 15 лет назад при задержании вооруженного преступника оперуполномоченного Александра Фильцина. Навсегда в памяти сотрудников уголовного розыска останется Андрей Анатольевич Миронов, который внес немалый вклад в становление нынешнего коллектива уголовного розыска Копейска и в достижение высоких результатов.
Особо хотелось бы поздравить ветеранов этой службы, находящихся на заслуженном отдыхе: Владимира Поволоцкого, Сергея Комарова, Валерия Никифорова, Сергея Атласова, Владимира Васильевича Кощеева и многих других.
Возглавляет отдел уголовного розыска майор полиции Евгений Ботов. Начинали свою службу и много лет проработали в уголовном розыске, работающие ныне начальник полиции Константин Сергеевич Игнатьев и начальник Отдела МВД России по городу Копейску Сергей Георгиевич Швабауэр.
Сотрудники полиции пресекли попытку распространения наркотических веществ. Оперативники подразделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по городу Копейску задержали 40-летнюю жительни...
Порой в человеческих отношениях возникает потребность в поддержке и помощи окружающих. Это вполне естественно и даже жизненно важно.



