Автошколы Копейска внедряют новые программы
О том, как преобразилась система требований к автошколам, их инструкторам и курсантам, какие новшества ждут обучающихся и во сколько обойдется овладение мастерством вождения в будущем, рассказали руководители образовательных учреждений и представители РЭО ГИБДД города Копейска.
Старший госинспектор РЭО ГИБДД отдела МВД России по городу Копейску Владимир Синцов:
— Еще недавно автошколам, чтобы осуществлять подготовку водителей к сдаче экзаменов в ГИБДД, достаточно было пройти лицензирование в системе минобразования Челябинской области. Согласно постановлению правительства РФ от 28 октября 2013 года «О лицензировании образовательной деятельности», в пакет документов, необходимых для обучения вождению, отныне добавляется наличие согласованной с госавтоинспекцией программы подготовки водителей, а также заключения ГИБДД о соответствии материально-технической базы автошколы установленным требованиям. Если у школы этих документов нет, то лица, которые завершили обучение в организации, к сдаче экзаменов в госавтоинспекции не допускаются. На сайте областной госавтоинспекции можно ознакомиться с перечнем автошкол, которые получили разрешение обучать курсантов. На данный момент в Копейске из восьми автошкол все необходимые документы получили школы «Автомаг», «Старт-плюс», «Вираж-плюс» и «Мастер плюс». В ближайшее время также получит разрешение на обучение автошкола ДОСААФ. Возможны проблемы с получением лицензии у МОУ СОШ № 49 (бывший УПК), где нет достаточной материальной базы.
— Каким образом производится разработка учебных программ?
— Автошколы разрабатывают свою программу обучения на базе примерной программы, предоставленной нами. Ее конкретное наполнение зависит от оборудования, которое имеется в той или иной автошколе. Эту программу надо защитить на комиссии в областной ГИБДД. Также сотрудники госавтоинспекции проверяют соответствие требованиям учебно-материальной базы — наличие у школы учебных классов, достаточного штата сотрудников, учебного оборудования, список которого весьма широк, автодрома, на котором отрабатываются навыки вождения.
Госпошлина за получение водительского удостоверения с 1 января увеличилась с 800 до 2000 рублей. |
— Что же изменится в системе подготовки водителей?
Евгений Гиске — руководитель Центра подготовки водителей «Вираж-плюс» и «Автомаг»:
— Сегодня выросли требования к материально-технической части автошкол. Теперь в процессе обучения задействована не только литература, но и медицинские тренажеры, системы тестирования каждого кандидата-водителя на скорость реакции и так далее. Выросли требования к преподавательскому составу. Больше нет понятия «инструкторы», есть мастера производственного обучения, среди требований к которым — обязательное наличие высшего педагогического образования. К сожалению, некоторые опытные специалисты, которые работали инструкторами, по этой причине принять участие в дальнейшем обучении курсантов не смогут.
Увеличилось с 50 до 56 количество часов вождения. Это связано с тем, что добавилось шесть часов вождения на легковом автомобиле с прицепом, поэтому школа должна иметь как минимум один автомобиль, оборудованный фаркопом. Это логично, ведь водительские права категорий «В» и «С» дают возможность управлять прицепом весом до 750 килограмм, и автошкола должна предоставить кандидату в водители возможность управлять таким прицепом.
В целом, в Копейске автошколы проходят проверку довольно успешно. Самое главное, что у нас в городе есть свои автодромы и автошколы, которые имеют собственную материальную базу. Дело в том, что в нынешних условиях аренда автодрома становится не очень актуальной, потому что появилось такое понятие, как предельное число людей, которое может принять автодром. Подтверждая материальную базу, предъявляя своих преподавателей, число учебных классов и автомобилей, школа получает определенный предел числа обучающихся. Условно говоря, если у школы есть автодром, рассчитанный на 500 человек, и школа набирает 500 обучающихся, она не сможет сдать автодром в аренду другим автошколам.
— Немаловажный вопрос, как будет меняться в связи с новыми требованиями стоимость обучения?
Андрей Блинов — начальник Копейской технической школы ДОСААФ России:
— По предыдущим правилам регистрация автошкол носила практически уведомительный характер. Захотел человек открыть автошколу — пожалуйста. В итоге некоторые школы серьезно занижали цены. Но это была профанация обучения, и на самом деле достичь уровня готовности к экзамену за сумму в несколько тысяч рублей никто не мог. Курсантам приходилось доплачивать инструкторам за дополнительные часы и так далее, словом, был полный хаос. ГИБДД также страдала от множества «серых» школ, ведь после учебы в них люди по 15 — 20 раз приходили на пересдачу экзамена и не могли его сдать. Но даже если сдавали с 20 раза, какие они водители в реальных дорожных условиях?
Посмотрим на экономическую составляющую обучения. Надо набрать 56 часов практического вождения. Пробег машины 20-25 километров за час. Расход топлива — порядка 10-11 литров на 100 километров. То есть 2,5 литра на час занятий. Итого, почти 5000 рублей только на топливо. Плюс амортизация автомобиля, заработная плата мастера производственного обучения и других сотрудников. К этим расходам надо добавить затраты на выполнение требований по использованию в учебном процессе мультимедийных систем, видеоуроков, тренажеров по оказанию первой медицинской помощи, которые стоят более ста тысяч каждый, и расходных материалов к ним. Плюс — содержание здания, плата за отопление, коммунальные услуги, налоги. Поэтому мой прогноз — цена поднимется. На сегодня она составляет 27 тысяч, полагаю, что в 2015 году она вырастет до 31 — 32 тысяч, возможно, до 35. Но эта цена соответствует затратам. Если честно заниматься своим делом, не хитрить, получается именно такая сумма.
Еще одно новшество: в соответствии с новыми требованиями все мастера производственного обучения должны состоять в штате автошколы. Многие инструкторы работали по договору, будучи индивидуальными предпринимателями. Случалось, что они брали с клиента дополнительные деньги сверх договора. У автошколы было мало возможностей, чтобы воздействовать на инструктора. В новых условиях работа мастеров становится более прозрачной, их легче проконтролировать, в том числе и с точки зрения качества их работы.
Из школы человек должен выйти не просто подготовленным к сдаче экзаменов, а готовым, получив водительское удостоверение, сесть за руль и уверенно, спокойно, управлять автомобилем. Дешево не бывает качественно. А самое главное — тот, кто хочет получить качественное обучение, должен понимать, что оплачивая обучение, человек вкладывает деньги не в школу, не в дядю-инструктора, а в себя.
Выбирая школу, лучше предварительно посмотреть рейтинги школ, узнать, какая там материальная база, понять, что вы хотите получить от учебы. Добропорядочная школа никогда не откажет в просьбе посмотреть оборудование учебных классов, пообщаться с преподавателями. |
Директор автошколы «Мастер плюс» Петр Сачков:
— Для прохождения проверки в ГИБДД наша школа провела работы на автодроме: привела в соответствие с новыми требованиями светофоры, освещение, разметку. Кроме того, мы улучшили материальную базу в учебных классах, приобрели соответствующие приборы, тестирующие комплексы, мультимедийные обучающие программы, видеотехнику, манекены для медицинской подготовки (каждый из учащихся должен знать приемы реанимации, оказания искусственной реанимации, наложения жгута). К мастерам производственного обучения также повысились требования: они прошли дополнительную подготовку, дооборудовали свои транспортные средства, приобрели прицепы. Теперь с мастерами заключены трудовые договоры. Надо сказать, что это ведет к повышению расходов автошколы. Помимо всех вышеуказанных позиций, влияющих на стоимость обучения, растут цены на услуги наших поставщиков. Как бы мы ни хотели сдержать рост цен, это невозможно.
Отмечу, что час вождения в нашей программе — это не учебный час — 45 минут, а реальный час — 60 минут вождения. Значит, наш курсант получит лучший навык. Я выступаю за то, чтобы цена за обучение не была заниженной, чтобы автошколы выпускали на дороги водителя, который действительно умеет ездить, ориентироваться на дороге. Можно знать правила, но не уметь ездить. Кроме знания теории, правил, школа должна научить именно вождению, и мы стараемся делать это максимально качественно.
Реформа автошкол на нынешнем этапе не закончена. Как она будет продолжена?
Уже нынешней весной будет введена практика аудио-видеофиксации сдачи практического вождения, появится новый регламент этой процедуры, возможно, будет увеличена госпошлина.
Поменяется форма медицинских справок. При получении или замене прав не нужно будет проходить обследование хирурга, лора, невролога. Зато будет обязателен анализ мочи. Это одна из мер недопущения на дороги лиц, склонных к употреблению наркотических средств.
Не исключено, что будет введена двухступенчатая система обучения, чтобы через 3 месяца или полгода после сдачи экзамена водители возвращались бы в школы на второй этап обучения. Немаловажен и фактор сезонности: кто-то выпускается летом и не умеет ездить в гололед, кто-то заканчивает школу зимой и не имеет навыка езды по мокрой дороге. Кстати, подобная практика применялась и в советское время, когда после сдачи экзаменов ГИБДД выдавала временные удостоверения «водителя-ученика», и через полгода, в случае отсутствия нарушений, постоянные права.
Ранее в случае несдачи экзамена по вождению в ГИБДД можно было приходить на пересдачу через семь дней, результаты теоретического экзамена были действительны в течение трех месяцев. Теперь положительная оценка за теоретический экзамен действительна в течение шести месяцев, но после третьей попытки сдачи практического экзамена четвертую и последующие попытки можно будет осуществить только через месяц. |
Современные предприниматели и менеджеры все чаще обращаются к мобильным приложениям для оптимизации рабочих процессов. Мощные вычислительные возможности смартфонов позволяют эффективно решать широ...
В приемную партии «Единая Россия» обратился копейчанин с просьбой оказать помощь в подготовке автомобиля для работы на поле боя.