Где в Копейске обитает символ года?
Большинство из нас уже отпраздновали встречу Нового года — Года Лошади. Между тем, по восточному календарю он начнется только 31 января, а продлится аж до 15 февраля 2015 года. Наш корреспондент Алексей Самаев побывал на самом крупном конном подворье Копейска, которое находится на территории завода "Пластмасс".
В преддверии новогодних каникул мы постарались выяснить, где же в Копейске находится самое крупное обиталище гривастых покровителей наступающего года, где можно пообщаться с этими благородными животными и теми людьми, для которых кони стали друзьями, а работа с лошадьми — профессией.
Оказывается, самое крупное в Копейске поголовье лошадей содержится в конюшне завода «Пластмасс». Сегодня здесь живут 25 животных. И, как выяснилось, содержание конюшни — не чья-то прихоть, а производственная необходимость.
— На нашем заводе лошади работают на протяжении всей истории существования оборонного предприятия, — рассказывает начальник конюшни завода Геннадий Маткин. — Дело в том, что пока еще никто не создал ничего более безопасного для перевозки грузов, чем гужевой транспорт. Целый ряд видов продукции разрешается перевозить только на лошадях, потому что при применении других транспортных средств возможен вылет искры. Понятно, что при специфике нашего производства, связанного со взрывоопасными веществами, это недопустимо.
Раньше лошадей было больше, в транспортном цехе насчитывались сотни лошадей, но и сейчас их содержание требует немалых сил и средств, а главное — наличия людей, которые умеют обращаться с этими многовековыми спутниками человека.
— Геннадий Андреевич, а как вы сами пришли к работе с лошадьми? Ведь этот труд требует и комплекса определенных навыков, и, самое главное, любви к животным.
— До 15 лет я жил в деревне. Понятно, что с лошадьми приходилось иметь дело. После этого поехал учиться в город, работал трактористом. Всю жизнь с железками. Сейчас на пенсии, но страсть к лошадям не утихла, поэтому работаю в конюшне.
— Как происходит пополнение «личного состава»? Наверное, свои жеребята появляются?
— Да, наши питомцы дают приплод, за последние годы в конюшне родилось 7 жеребят. Кроме того, иногда закупаем: вот недавно купили пять якутских лошадок. Они не очень крупные, зато замечательно переносят холод, их можно круглый год держать на свежем воздухе. Наши лошади особой породой не отличаются, в основном это — обычные рабочие коняшки. Чистокровных тяжеловозов у нас нет. Но к работе кони приучены — они спокойные и миролюбивые.
Геннадий Андреевич начинает экскурсию по «владеньям своим»:
— Вот этот красавец — наш Сокол, соловый жеребец.
— Что значит соловый?
Ответ дает работница конюшни Наталья Жулькова:
— Соловый — это конь светло-рыжей или песочной масти, при этом у соловых коней грива гораздо светлее основного окраса. Довольно редкая масть.
— В общем, рыжий блондин, — смеется начальник конюшни. — Наталья с детства с лошадьми, с 8 лет здесь за ними ухаживает.
— Могу предположить, что ваши лошади в основном телеги с грузом возят, а к седлу не приучены?
— Нельзя так сказать, лошади используются для разных видов работ. Вот это, например, — Розанда, она превосходно себя чувствует под седлом. Она и детей часто катает. Наши кони не только в производстве задействованы. По выходным и в праздничные дни они катают малышей и подростков в районе городского фонтана на проспекте Славы.
В конюшне — чисто и тепло. Пожалуй, не припомню, чтобы приходилось видеть в столь опрятном состоянии помещение, где содержалось бы такое количество животных.
— Так было не всегда, — поясняет Геннадий Маткин. — Еще несколько лет назад денники, в которых содержатся лошади, были без пола. Лошади стояли по колени в грязи. Не было горячей воды, крыши — в дырах. Отношение к конюшне сменилось с появлением на заводе нового директора — Олега Николаевича Лисицина. За последние 5 лет конный двор преобразился. Сейчас крышу заменили, постелили пол, провели освещение, ведутся работы по наладке освещения в манеже.
— Мы благодарны администрации завода за понимание проблем конюшни, — поддерживает разговор начальник гаража Николай Чигинцев. — Лошади содержатся в уютных денниках, им обеспечивается 4-разовое кормление, 2-разовая уборка. На сегодняшний день в конюшне обустроена дополнительная площадка для выгула лошадей и занятий спортом, заасфальтирован хоздвор. В общем, лошади живут в очень хороших условиях. И преобразования продолжаются. Мы вообще стараемся относиться к животным по-человечески. Основная часть лошадей трудится на заводе, и им, как и людям, устраивают отпуск в теплое время года, чтобы они побегали по зеленой травке и наелись вдоволь.
— Начальник гаража, стало быть, и за конюшню отвечает?
— Конечно, — смеется Николай Федорович. — У меня в подчинении весь транспорт — и автомобильный, и гужевой.
Кроме лошадей, в конюшне живут и другие животные — кошки и собаки.
— Кошки — «хранители» конного двора, — комментирует Геннадий Маткин. — Мышей тут гоняют, житья им не дают. Настоящие крысоловы. А еще у нас есть лайка Снежинка. Очень ласковая девочка. Лаять не умеет, только воет, как волк. Вообще, здесь 4 собаки, они занимаются охраной. Конный двор должен охраняться со всех сторон.
Заглядываем в денник, где живет вороной жеребец Чарли. Конь начинает тыкаться мордой в бушлат начальника конюшни.
— Подожди, сейчас дам, — смеется Геннадий Андреевич. — Чарли любит лазить по карманам, ищет вкусности — карамельки, сахар. Он еще молодой жеребец, ему всего 5 лет. Вообще лошади живут 25 — 30 лет, мулы — 50. Вот Гроза, молодая лошадь, ей два с половиной года. Она сейчас беременна, так что ждем прибавления. У нас самой старшей лошади 18 лет, но она недавно родила. Они с жеребенком Орликом пока что живут вместе.
Двухмесячный Орлик сразу прячется за маму.
— А это Радуга, — показывает мой экскурсовод на уже окрепшего жеребенка, цвет которого мне идентифицировать не удалось. — Ей уже 6 месяцев. Пора отсаживать ее от матери.
Подходим к следующему стойлу.
— Это — Олимпик, лошадь якутской породы. Несмотря на свой небольшой рост, эти тяжеловозы очень выносливы.
Остальные «якуты» содержатся на улице, в загоне.
— Привезли их из Якутии в августе. Есаул! Федя! Лиза! Майка! Бонжура! Идите сюда!
«Якуты» очень приветливы, подходят сразу. Привыкли, что их угощают, любят еду из рук брать — хлеб, конфеты. Тычутся в рукава, с удовольствием принимают человеческую ласку. Они совсем не мерзнут, уральская зима для них — почти как курорт.
— А это — Кудесница, — продолжает рассказ о своих питомцах Геннадий Андреевич, — она у нас самая талантливая. Умеет делать поклон и еще улыбается.
Кудесница показательно поклонилась и одарила меня своей улыбкой. Действительно, настоящий талант! Среди лошадей замечаю необычную породу — поменьше «стандартных» собратьев, но явно не «якуты».
— Это клеппер — гибрид пони и лошади, — поясняет Геннадий Андреевич. — Папа у них пони, мама — лошадка. Они отличаются железным здоровьем и довольно большой продолжительностью жизни.
— Значит, у вас и пони есть?
— Да, три. Пони используются не только в катании детей, но и для работы тоже.
Подходим к большой огороженной площадке, в которой пасутся с десяток лошадей.
— В планах — открытие на базе конюшни полноценного конно-спортивного клуба, — делится начальник гаража. — Это будет спортивная организация, лошади будут принимать участие в соревнованиях. Вот здесь, на этой площадке, будут проходить мероприятия клуба. В Копейске появится конный спорт. Но все-таки наше основное стремление — привлечение к общению с лошадьми подрастающего поколения. Уже сейчас дети приходят, спрашивают, когда будут организованы катания.
— А обычные городские ребятишки сюда не ходят, не помогают ухаживать за лошадьми?
— «Неорганизованные» дети не ходят, да их сюда и не пустят. Приезжают дети из клубов по месту жительства, их специально привозят. Когда здесь будет клуб, практически каждый, у кого к этому лежит душа, получит возможность заниматься с лошадьми.
Заместитель начальника конюшни Татьяна Подкорытова:
— Благодаря администрации завода «Пластмасс» в последние годы на конном дворе предприятия стала возможна работа с детьми. Ученики кадетского класса при храме «Покрова Пресвятой Богородицы» проходят здесь тренировки и впоследствии участвуют в параде Победы. За 5 лет у конюшни появились постоянные посетители и помощники из челябинской школы-интерната №9, благотворительных фондов «Мир добра» и «Возрождение», добровольческих бригад. Ведутся и занятия по реабилитации больных методом иппотерапии. На конюшню завода «Пластмасс» привозят детей, больных ДЦП, организовывают их общение с лошадьми. Надо отметить, что вся работа ведется на благотворительной основе. Развивается на заводе и спортивное направление. Спортсмены на наших лошадях не раз становились победителями и призерами региональных соревнований по конному спорту (конкур, преодоление препятствий).
Кстати!
С 1 марта объявляется набор в секцию конного спорта. Тел. (912)3273423.
По сложившейся традиции спортивное мероприятие было посвящено коллегам, погибшим при исполнении служебного долга.
Впервые в рамках программы была асфальтирована дорога в частном секторе.