Категории "У"множатся
Что ожидает автошколы и сдающих экзамены на права после всех нововведений?
С 5 ноября вступают в силу поправки в закон «О безопасности дорожного движения», которые введут новый распорядок приема экзаменов на право вождения автомобилей и выдачи водительских удостоверений, а также изменят процедуру подготовки водителей. О нововведениях, которые предстоят в этой сфере, мы поговорили с начальником РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Копейску майором полиции Виталием Тихомировым и исполнительным директором НОУ «Центр подготовки водителей «Вираж плюс» Евгением Гиске.
По подсчетам Министерства транспорта, стоимость подготовки водителя не может быть ниже 26 тысяч рублей
С пяти до шестнадцати
Как рассказал Виталий Тихомиров, на протяжении многих десятилетий в нашей стране было 5 водительских категорий. Теперь в рамках уже существующих категорий «A», «B», «C», «D» и «E» закон вводит подкатегории: «A1» — дает право управления мотоциклами малой мощности, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров; «В1» — для вождения трициклов и квадрициклов; «C1» — для управления автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонны, но не превышает 7,5 тонны; «D1» — транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест; подкатегории «C1E» и «D1E» — предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Для управления мопедами и легкими квадрициклами вводится категория «М», категория «Tm» — для трамваев, и «Tb» — для троллейбусов.
Для каждой подкатегории установлены свои возрастные ограничения. Так, получить право на управление легкими мотоциклами (категория «А1»), скутером или мопедом (категория «М») можно будет с 16 лет, водительское удостоверение категории «А», «B», «С», а также подкатегории «В1», «С1» — будут выдавать с 18 лет, сесть за руль автобуса («D», «D1») можно будет с 21 года.
Нужно отметить, что ранее выданные водительские удостоверения сохраняют силу, никаких пересдач экзаменов для получения удостоверений нового образца не предусмотрено.
Отдельно начальник РЭО Виталий Тихомиров остановился на новой категории для водителей мопедов:
— В настоящее время аварийность с участием мопедов довольно высока. Эти транспортные средства не попадают под категорию «А», и раньше подростки ездили без прав, а ГИБДД не могла ничего предпринять. Сейчас, с введением категории «М» — мопеды, к водителям таких транспортных средств появились определенные требования. Они должны быть не младше 16 лет, пройти экзамены на права. На сегодняшний день мопеды с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров не подлежат регистрации, поэтому, скорее всего, появится подзаконный акт, разъясняющий порядок действий с такими транспортными средствами.
Евгений Гиске поддержал введение новой категории для водителей мопедов:
— Ситуация с мопедами действительно напряженная: дети 12-15 лет, не имея навыков правильного вождения, выезжают на дорогу общего пользования и попадают под колеса автомобилей. Здесь виноваты родители, которые приобретают своим детям эти транспортные средства. А ГИБДД не имеет возможности отлавливать таких водителей, ведь мотоцикл проедет в любом закоулке, куда на автомобиле на проникнуть. Думаю, родители отнесутся к нововведениям ответственно, отправят подростка в автошколу. В этом случае к 16 годам, когда подросток получит права, он будет уже подготовленным водителем, знающим правила дорожного движения, осознающим, что он должен надеть шлем. Думаю, что после вступления закона в силу статистика аварий с участием мопедов изменится в лучшую сторону.
Сдача «под камеру»
— Какие еще нововведения ожидают будущих водителей?
Виталий Тихомиров: В связи с новыми правилами ужесточаются требования к экзаменаторам, изменится и сам порядок сдачи экзаменов. Теперь процесс подготовки не будет параллельным – обучение теории ПДД и вождению в городе. К обучению вождению в городе будут допускаться только те ученики автошкол, которые сдали экзамен на знания теории и прошли тест на автодроме. Срок действия теоретического экзамена будет составлять 1 год (раньше составлял 3 месяца). Кроме того, исключается допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки.
Изменились и требования к оборудованию транспортных средств автошкол. Они должны быть оснащены техническими средствами контроля за процессом приема практического экзамена: видеокамерами в салоне автомобиля и снаружи. Это аппаратно-программный комплекс аудио-видеонаблюдения — 7 видеокамер, которые записывают все, что происходит в салоне автомобиля и на дороге вокруг него. Тем самым снижается роль человеческого фактора, государственный экзамен становится более прозрачным для всех участников. При этом в процессе экзамена не допускается использование таких вспомогательных систем, как система регулирования дистанции до движущегося впереди транспортного средства, автоматическая парковочная система, парковочный радар или парковочная камера.
Евгений Гиске: Кроме того, появится возможность для водителей, которые намерены ездить на автомобилях с автоматической коробкой передач, учиться и сдавать экзамен на таких машинах. Правда, им в дальнейшем будет запрещено ездить на машинах с «механикой». Тем же, кто обучался на «механике», будет разрешено водить автомобиль с любым типом коробки передач. Мой совет как специалиста — лучше учиться и получать удостоверение на механической коробке. Это связано с непредсказуемой стоимостью бензина. «Автомат» более прожорлив в плане потребления топлива. Может быть, через 5 лет мы все пересядем на маленькие машинки с дизельными двигателями и механической коробкой, потому что это очень экономно.
— Изменение порядка процесса подготовки приведет к увеличению срока обучения?
Евгений Гиске: На этот вопрос пока нет ответа. Дело в том, что на сегодняшний день еще нет программ для обучения. В новых методичках будут четко прописаны сроки, часы, элементы, которые будут использоваться при проведении экзамена на автодроме. Сейчас сдаются 5 элементов, а сколько будет после вступления закона в силу, мы пока не знаем. То есть закон уже принят, а подзаконные акты, которые уточняли бы нюансы его использования, пока что не созданы.
— Расходы автошкол возрастут в связи с необходимостью приобретения аппаратно-программных комплексов видеофиксации и машин с АКПП?
Евгений Гиске: Расходы возрастут не только в связи с приобретением оборудования. Постановление правительства прописывает и автоматизацию автодромов, а это еще более существенные затраты. Обучающиеся должны сдать теоретический и практический экзамен на автодроме, и только после этого получить возможность ездить по городским дорогам, всё это требует значительных расходов на оборудование автодромов. Сегодня в Челябинске существует один автоматизированный автодром, в ближайшее время мы планируем, что подобный автодром появится в Копейске.
Соответственно, и обучение будет стоить дороже, потому что возрастет затратная часть автошкол. Не думаю, что увеличение стоимости будет очень серьезным, но оно неизбежно. Однако на этом не стоит экономить: обучение автовождению — такая сфера услуг, в которой демпинг просто неуместен. На первое место в наше время, когда машин становится все больше, и водить — все труднее, выходит качество подготовки, и на рынке останутся те школы, которые будут хорошо готовить водителей. Сегодня сами ученики заинтересованы в качественном обучении вождению.
Чужие здесь не ездят
Новацией, которая коснется не только водителей автомобилей, но и пассажиров маршруток, станет запрет на работу в качестве водителей лиц, получивших права не на территории России. То есть шоферы с правами, выданными, например, в Таджикистане, Узбекистане или другой стране, которые, как показывает практика, подчас не владеют русским языком, не смогут трудоустроиться водителем транспортного средства на наши маршруты.
Виталий Тихомиров: Лица без гражданства или имеющие двойное гражданство, смогут получить водительское удостоверение только после сдачи на права в России, а сдавать их можно только после обучения здесь же. Эта система позволит исключить из управления приезжих граждан, не зарегистрированных на территории Российской Федерации. То есть им надо будет получить регистрацию, пройти обучение, получить национальное водительское удостоверение, и только после этого они смогут приступать к вождению пассажирского транспорта в России. Эта мера, полагаю, связана с тем, что в последние годы наблюдается рост ДТП с участием иностранных граждан, в большей степени за управлением транспортными средствами категории «D» (маршрутными транспортными средствами).
Послесловие
В целом, специалисты оценивают грядущие в связи с принятием закона изменения положительно. Меняется мир, появляются различные типы новых машин – совершенствуется и законодательство. Правда, ряд экспертов считает, что, вероятно, закон не вступит в силу с ноября. Причина в неготовности многочисленных подзаконных актов: нет программ обучения по новым стандартам, никто пока не видел и водительских удостоверений с новыми категориями. Возможно, дату его вступления в действие перенесут на 2014 год. Но даже если перенос и случится, знать о будущих переменах и готовиться к ним необходимо уже сейчас.
В Копейском городском округе активно продолжаются работы по обновлению и ремонту наружного освещения, направленные на повышение надежности и качества электроснабжения улиц. Недавно был сменен подр...
В паевом инвестиционном фонде могут находиться различные активы инвесторов: деньги, акции, недвижимость, ценные бумаги, доли в компаниях. Существует также Сбалансированный ПИФ, это когда соблюдает...