16+
18 марта 2013 12:18

Педагогика шаблонов не терпит

Мы учимся: ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежегодно — всю жизнь. Все наши знания, накапливаясь, образуют тот мощный базис, с которым мы идем по жизни. Кто-то только начинает свой путь в науку, для кого-то она стала уже родной и близкой. Именно такой человек — ученый, исследователь, педагог — наш сегодняшний собеседник — Анатолий Максимович Данилов, кандидат технических наук, преподаватель Копейского горно-экономического колледжа
Педагогика шаблонов не терпит
Автор: Марина Садчикова Фото: Марина Седчикова Описание: А.М. Данилов презентует корреспонденту «КР» свою методичку

Мы учимся: ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежегодно — всю жизнь. Все наши знания, накапливаясь, образуют тот мощный базис, с которым мы идем по жизни. Кто-то только начинает свой путь в науку, для кого-то она стала уже родной и близкой. Именно такой человек — ученый, исследователь, педагог — наш сегодняшний собеседник — Анатолий Максимович Данилов, кандидат технических наук, преподаватель Копейского горно-экономического колледжа.

Путь в науку

Анатолий Максимович родился в непростое для нашей страны время — в 1938 году, 7 июля, в селе Братаники Курганской области, а когда мальчишке еще не было и трех лет, началась война. О том, как тогда жилось, написано и сказано немало, семья Даниловых, как и миллионы советских людей, хлебнули горя по полной. В числе первых отец Толи ушел на фронт, а уже через год пришла «похоронка»...

Путь Анатолия Максимовича в науку был непростым. В 1947 году он с мамой переезжает жить в Казахстан, где тогда еще просто Толя Данилов получает свое первое образование — 8 классов. В 1955 году парнишка поступает в Асбестовский горный техникум Свердловской области, и спустя четыре года с отличием его заканчивает. После распределения три года, как и положено, работает на комбинате «УралАсбест». И в 1962 году идет учиться в Свердловский горный институт, на заочное отделение. С 1967 года, еще будучи студентом, начинает свою педагогическую деятельность в техникуме, который закончил. Но молодого человека влекла наука, и в 1973 году Анатолий переходит на работу во Всесоюзный научно-исследовательский проектный институт асбестовой промышленности, где проработал 17 лет.

Именно здесь в 1989 году он с блеском защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Автоматизация технологических процессов в горной промышленности», получает ученую степень. Все 17 лет исследовательской деятельности в институте параллельно преподает в филиале Свердловского горного института — в своей родной альма-матер, потом еще три года — в Свердловском индустриально-педагогическом колледже. И в 1993 году по семейным обстоятельствам переезжает жить в Копейск, где уже на протяжении 20 лет продолжает сеять «разумное, доброе, вечное» студентам Копейского горно-экономического колледжа, уча вчерашних школьников азам «Электротехники и автоматизации производства», авторский подход к преподаванию реализован в учебном пособии «Автоматизация производства», изданном в 2009 году.

«Даниловщина»

В 1961 году на собрании райкома комсомола, посвященном отправке молодежи на целину, Анатолий познакомился с симпатичной девушкой — Машенькой, тоже активисткой, комсомолкой, спортсменкой, красавицей. Было все, как у многих: кино, прогулки под луной, цветы, поездки на природу, студенческие посиделки — и уже через полгода Маша и Анатолий сыграли свадьбу.

В прошлом году Даниловы-старшие сыграли золотую свадьбуДруг за другом, с разницей в полтора года у Марии Васильевны и Анатолия Максимовича родились сыновья — Олег и Игорь. Молодые супруги жили, работали, ходили на демонстрации, в театры, путешествовали по стране, растили детей. Оба сына получили высшее образование, старший, как и отец, закончил Свердловский горный институт, по специальности «Горный инженер-электромеханик», младший Уральский государственный университет, по специальности «Историк». Именно благодаря Олегу семья и оказалась в Копейс-ке: по распределению он попал на шахту «Октябрьская», где и проработал до ее закрытия, сейчас трудится на одном из строительных предприятий Копейска. Игорь работает в Министерстве культуры Свердловской области, живет в Екатеринбурге. Оба сына женаты и счастливы в браке. У Анатолия Максимовича три внука, которые души не чают в своем дедушке и очень гордятся им. Данилов-старший в шутку называет свой род «даниловщиной» — в семье рождаются одни мужчины. Старший внук Александр в этом году заканчивает Уральскую государственную консерваторию, его младший брат Глеб учится в Копейском горно-экономическом колледже, на втором курсе. Сын Игоря, третий внук Анатолия Максимовича, Антон, заканчивает 10-й класс.

Анатолий Данилов в 2012 году награжден медалью «За вклад в развитие образования». Медаль является высшей общественной наградой РФ за достижения в области организации и совершенствования учебно-методической и воспитательной работы, в области образования, культуры и спорта, а также за благотворительную деятельность, которая существенным образом улучшает условия подготовки кадров и воспитания подрастающего поколения. Вручение медали осуществляется общественным консультационным советом при редакции «Энциклопедия», г. Москва»Студент студенту рознь

— Анатолий Максимович, всю свою жизнь вы посвятили науке и педагогике, видели студентов разных времен, даже, можно сказать, эпох. Есть ли разница между студентами XX века и века нынешнего?

— Когда я начал работать — в конце 60-х годов прошлого столетия — отношение ребят к учебе кардинально отличалось от сегодняшнего. Тогда каждый студент точно знал, куда пришел учиться, зачем, какую специальность получает, и где он будет работать. Шли по призванию, по стопам отцов, дедов. Поэтому желание получить хорошие знания являлось самоцелью, посещаемость, а отсюда и дисциплина были очень высокими. В начале 90-х годов студенты еще, наверное, по традиции были настроены на работу по специальности, проходили практику на шахтах, собирались работать под землей, поэтому и отношение к учебе было более менее серьезное. Сейчас отношение к учебе, к сожалению, изменилось не в лучшую сторону. Многие считают, и не стесняясь говорят: «Ну, закончу я колледж, и что? Где я буду работать?». Потому в последние годы работать со студентами стало сложнее. Все нужно доказывать: доказывать, что специальности, которые дает колледж, нужные, востребованные, особенно электротехнического профиля, и работодатели в хороших специалистах заинтересованы. Доказывать, что в любом случае образование получать необходимо. И ребята, которые серьезно относятся к делу, работу, конечно, находят.

Александр Николаев, староста группы ТЭО-11:         — Анатолий Максимович — замечательный человек, отличный педагог, я никогда не слышал, чтобы он ругался. Он всегда болеет за нас душой, выпускает для нас методички. Хочу пожелать ему здоровья и побольше целеустремленных студентов!— Анатолий Максимович, положа руку на сердце, у вас есть такие ребята? Сейчас ведь молодежь хочет быть менеджерами, бизнесменами…

— К счастью, есть. В связи с этим хотелось бы отметить следующее: мы вместе с заместителями директора Светланой Константиновной Ангеловской и Надеждой Викторовной Типушковой ломаем голову над тем, как эту непростую ситуацию исправить. Тем более, кандидаты наук редкие «гости» в средних учебных заведениях. Поэтому мы наш опыт, исследовательские знания, большой педагогический стаж постарались использовать более эффективно. Для этого при лаборатории автоматики колледжа создали творческие исследовательские группы, в которых занятия проходят не в часы, предусмотренные учебным планом, а факультативно.

На занятиях мы выбираем тему научно-исследовательской работы, затем студенты этот материал тесно увязывают со специальной частью дипломного проекта. Мы нашли подход к студентам, которые хотят заниматься, которых можно подготовить к вузу, да и вообще к жизни, и не ошиблись в своих начинаниях. Достаточно привести пример: в 2006 году, когда я начал свою работу в КГЭК, наши студенты приняли участие во Всероссийской научно-технической конференции молодежи в Москве. Студент колледжа Станислав Фоминых выступал с докладом. За свою работу он получил диплом, а колледж был награжден грамотой за отличную организацию научно-исследовательской работы. Кроме того, сразу же по окончании колледжа Станислав с легкостью поступил в ЮУрГУ по своей специальности «Электроснабжение», успешно его закончил и теперь работает на Копейском машиностроительном заводе. Постоянно участвуем во всевозможных региональных и всероссийских конференциях. Хочу сказать, что все ребята, которые занимаются у меня, получают высшее образование и успешно устраиваются на работу.

— Анатолий Максимович, что бы вы пожелали своим студентам, которые хотят найти себя в науке, решили бы заняться исследовательской деятельностью?

— Для этого нужно иметь большой интерес к науке, большую работоспособность, желание быть интеллектуалом во многих областях. И если человек решит для себя, что это ему действительно нужно, то он уже не отступится от своей цели. Это я знаю по себе. Хочу подчеркнуть, что несмотря ни на какие сложности — перестройки, реформы — наша задача — всегда находить пути выхода из них, сохранять и преумножать творческий потенциал студентов. Всегда есть возможность сделать свою работу полезной во всех отношениях, а для этого нужно свое ремесло, свою работу любить. Преподавательская деятельность шаблонов не терпит.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий