«Такому человеку цены нет...»: памяти дважды героя Советского Союза Семена Хохрякова посвящается
И так бывает… Вдруг войдет в твою душу человек, с которым ты почти не был знаком. Знаешь только то, что он герой-танкист Семен Хохряков. Часто стал задумываться, какие же он совершил подвиги, где, когда? С кем воевал вместе? Где они? Живы ли?
Первые робкие шаги: запросы, письма, поездки… Удалось найти одного, другого… однополчанина. Появились фронтовые фотокарточки… Начало положено. Желание поиска удвоилось. Завязалась многолетняя интереснейшая переписка. Работа с теми, кто знал Семена Хохрякова, продолжалась и продолжалась. Поступали все новые и новые сведения. И какие! И, наконец, встречи с теми, кто был рядом с комбатом Хохряковым, кто разделил с ним нелегкую фронтовую жизнь… Комбат погиб под Берлином, не дожив несколько дней до светлого Дня Победы.
«За проявленное мужество, беспримерный героизм в сложных условиях боя с превосходящими силами противника, обеспечивший разгром крупной танковой группировки, представляю гвардии майора Хохрякова Семена Васильевича к званию Героя Советского Союза с вручением третьей Золотой Звезды Героя посмертно».
Судьба свела меня со многими однополчанами танкиста-героя. Вместе с ними побывал и в местах сражений.
И тогда понял – этот человек словно из гранита. Танкист-самородок. И вместе с тем был прост, человечен, доступен, заботлив. Не падал духом в любой сложной обстановке.
30 декабря 2010 года Семену Васильевичу исполнилось бы 95 лет. О герое-земляке рассказывали уже не раз. Сегодня предоставим слово тем, кто в годы войны вместе с Семеном Хохряковым прошел тяжелый огненный путь длиною в четыре года.
Звание дважды Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны было присвоено шестнадцати танкистам: командующим танковых армий, командирам танковых корпусов и бригад. И только один комбат, наш земляк Семен Васильевич Хохряков, был удостоен этого звания дважды.
…После жестокого восьмичасового боя с трижды превосходящими силами противника у немецкого села Гари, под березкой, накрытый шинелью, лежал бездыханный комбат Хохряков.
Был полдень. Получив печальную весть, сюда прибыл сам командующий третьей танковой армией Павел Рыбалко. Он долго стоял над погибшим комбатом, потом сказал: «Какого сына потеряли, лучшего танкиста в моей армии. Такому человеку цены нет. Он заслужил третью Звезду Героя. К сожалению, уже посмертно. А как бы хотелось награду вручить лично… Мы всегда будем помнить тебя, сын…».
В июле 1987 года автор встречался в Киеве с адъютантом командующего третьей танковой армии гвардии полковником А. С. Чумаком.
— Андрей Спиридонович, ходят слухи, что Семен Хохряков был представлен к третьей Звезде Героя?
— Какие слухи? При мне командующий Рыбалко подписал наградной лист, — подтвердил Чумак.
Позже, работая в Центральном архиве Министерства обороны, мне удалось найти наградной лист, пролежавший там многие десятилетия.
В документе говорилось:
«В период с 17 января по 17 апреля 1945 года комбат Хохряков проявил личный героизм и боевое мастерство, умение вести продолжительные ожесточенные бои с превосходящими силами противника. На пути к Берлину его танковый батальон под ураганным артиллерийским огнем форсировал реку Одер, оттеснил противника на несколько километров вглубь вражеской обороны.
Действуя в передовом отряде бригады и корпуса, комбат Хохряков умело форсировал реку Нейсе, разгромил на противоположном берегу фашистскую группировку, обеспечив переправу сил танкового корпуса. В этом бою экипаж Хохрякова уничтожил четыре «тигра», две самоходки и до ста фашистов. Хохряков был ранен, но поля боя не покинул, продолжая командовать батальоном.
На рассвете 17 апреля батальоны Хохрякова и Яценко попали в засаду тяжелых танков и самоходных установок. Бой продолжался почти восемь часов, тяжело был ранен комбат Яценко, Хохряков возглавил два батальона…
За проявленное мужество, беспримерный героизм в сложных условиях боя с превосходящими силами противника, обеспечивший разгром крупной танковой группировки, представляю гвардии майора Хохрякова Семена Васильевича к званию Героя Советского Союза с вручением третьей Золотой Звезды Героя посмертно».
Этот документ безмолвно пролежал в архиве десятки лет.
Вот что рассказал в Воронеже Константин Георгиевич Турбин:
«В моей памяти отчетливо сохранился светлый образ этого человека. Я и сейчас вижу его как живого, доброжелательного, общительного и скромного молодого мужчину. Он был отличный командир. Смелый. Решительный.
Батальон Хохрякова славился хорошей дисциплиной, это его заслуга. Комбат отличался требовательностью к себе и к подчиненным. Справедливый и ответственный человек».
— Вам часто приходилось с ним встречаться? – спросил я Константина Георгиевича.
— Очень часто. Наши беседы были не только по служебным делам. Когда случалось затишье, разговор заходил о личном. Это были маленькие отдушины от военных операций! С ним легко было говорить. Рассказывал о довоенной жизни, о своей работе на шахте… Он любил природу, лошадей, был прекрасным наездником…
Когда мы пришли в Берлин, я увидел гневную надпись на стене поверженного Рейхстага: «Это вам, гадам, за комбата Хохрякова». Вот лишь две строки из письма таллинца А. М. Силантьева: «Весть о гибели Семена Хохрякова потрясла нас всех. Мы никак не могли смириться с этим. Но война есть война».
В Москве мы не раз встречались с Героем Советского Союза Петром Юрченко. Вот что запомнилось из его рассказа:
— Комбат Хохряков был непревзойденным мастером танковых атак. Хохряковцы в бою стояли насмерть. Комбриг Чугунков доверял комбату самые ответственные участки боя. Батальон Хохрякова всегда шел впереди танковой армии.
А вот что написал Александр Петрович Шурупов из Курской области:
— О таком человеке и командире говорить и легко, и сложно. Удивительным человеком был наш комбат. Прост. Общителен. Во всем пример для подчиненных. Танкистов любил. С уважением относился к каждому. Спокоен. Не суетлив. Заботился о здоровье солдат. Я всегда с каким-то волнением, восторгом и восхищением вспоминаю этого замечательного человека и командира. Вечная ему память.
А эти слова принадлежат однополчанину, после войны директору школы Николаю Александровичу Локтеву, с которым мы встречались в Москве, в селе Сингуры, в Василькове…
— Когда погиб Семен Васильевич, я долго не мог прийти в себя, нас постигла тяжелейшая утрата. Мы потеряли удивительного человека, настоящего друга.
Хохряков – легендарная личность. Я даже не могу дать полную характеристику этому неутомимому танкисту, командиру, человеку. Его скромность, обаяние, храбрость видели все. И ценили. Мы гордились своим комбатом и любили его, как родного отца, хотя Семен Васильевич был старше нас всего на десяток лет.
Вот что сказал механик-водитель экипажа комбата Хохрякова Иван Белоус: «Комбат вошел в мою душу властно и навсегда. Вошел своим примером, вдохновением, добротой и простотой. Запомнился своим вниманием и заботой о нас, танкистах. Он был прожженный танкист…».
Герои не умирают. Память о них вечна.
Ежегодно Российские студенческие отряды (РСО) объявляют набор студентов от 18 лет. Это отличная возможность профессионального и личностного роста для тех, кто желает получить официальный трудовой о...