20 Декабря 2019 11:07

В Копейске состоялся семинар «Развитие творческого воображения и фантазии детей с ОВЗ»

Участники встречи, а ими стали представители школ и Управления образования Копейского городского округа, поделились опытом работы в этом направлении.

В Копейске состоялся семинар «Развитие творческого воображения и фантазии детей с ОВЗ»
Автор: Алексей Самаев

Так, руководитель студии «Песочная графика « Галина Глубокова показала работу в направлении песочной терапии, апедагог-психолог Евгения Просвирина познакомила участников форума с технологиями, которые она использует, чтобы развивать творческое воображение и фантазию «особенных» детей. Педагог дополнительного образования центра «Я и мы» Дарья Шуматова делилась опытом, как занятия журналистикой помогают социализироваться молодежи с ОВЗ. Руководитель центра психокоррекции «Гармония» Маргарита Фешкова отметила категории детей с ОВЗ и их культурно-досуговые возможности. Все присутствующие смогли задать вопросы участникам конференции и передать этот опыт в свои образовательные организации.

Доступная среда

Директор дворца Татьяна Сапожникова рассказала о создании инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


По словам Татьяны Викторовны, чтобы принять «особенных» детей, во Дворце творчества детей и молодежи определены и созданы специальные условия для обучения конкретного ребенка, с учетом имеющихся у него особенностей развития. В рамках этой работы проведено благоустройство территории, от парковки до крыльца здания организован безбарьерный пешеходный путь. Кроме того, смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы. Для того чтобы обеспечить легкий доступ к зданию маломобильным категориям людей, входные группы оснащены специальными кнопками вызова. При нажатии на такую кнопку инвалид получает необходимую помощь: к нему спускается обслуживающий персонал и помогает подняться и пройти в здание.

Для преодоления лестничных маршей людьми в инвалидных колясках приобретен лестничный подъемник, с помощью которого происходит подъем и спуск инвалида по ступеням. Лестничный подъемник управляется сопровождающим лицом и может использоваться как на улице, так и в здании.

В вестибюле здания установлен напольный компьютер с сенсорным экраном со специальным программным обеспечением, которое позволяет создать удобные условия получения информации пользователями с разными категориями инвалидности.Для слабовидящих учащихся на отдельные конструктивные элементы нанесена маркировка – рельефные пиктограммы, которые помогают легче ориентироваться в здании людям, имеющим инвалидность по зрению. Для предупреждения о начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом, рабочие полотна дверей выделены с помощью контрастных рисунков. Для незрячих учащихся важная визуальная информация в здании продублирована шрифтом Брайля на желтом фоне.

Также во дворце оборудована сенсорная комната – среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции центральной нервной системы.Кроме того, на первом этаже в санитарной комнате оборудована кабинка для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– Несмотря на все эти меры, во дворце творчества детей и молодежи существуют проблемы с нехваткой обустроенных под нужды детей-инвалидов образовательных помещений, – отметила Татьяна Викторовна.

В целях методической и научной поддержки и сопровождения образовательного процесса была выстроена система взаимодействия с факультетом инклюзивного и коррекционного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Центром психокоррекции и развития «Гармония», учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования и культуры.

      

 

Театр делает детей добрее

Педагог дополнительного образования творческого объединения «Страна чудес» Алла Богачева рассказала о том, как театрализованная деятельность помогает детям с ОВЗ реализовать свои возможности. Ребята показали частникам семинара инклюзивный спектакль «Снеговик-почтовик».

– Роли в этом спектакле исполняют воспитанники детской театральной студии «Страна Чудес» детско-юношеского клуба «Костер» совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, занимающимися в центре развития и коррекции «Гармония», – рассказала Алла Петровна. – Первый опыт совместного творчества мы приобрели задолго до создания этого спектакля. Ранее наша совместная деятельность заключалась  преимущественно в том, что ребята нашей театральной студии приезжали в центр развития «Гармония» для того, что бы показать особенным детям свои спектакли, проводить с ними игровые и праздничные мероприятия. Таким образом,у ребят завязывались дружеские отношения. Дети-инвалиды, в силу особенностей своего здоровья, развития и поведения, зачастую не имеют возможности посещать профессиональные театры, и поэтому они были рады попасть на наши спектакли и пообщаться с детьми-актерами.

Таким образом, у особенных ребят зарождался интерес к театру,  и возникало желание самим попробовать себя в роли какого либо персонажа. Ребята из студии проявляли понимание, дружелюбие и желание помочь своим друзьям почувствовать себя в новой роли.

Идея создания инклюзивного спектакля в первую очередь принадлежит родителям детей-инвалидов  и руководителю центра развития и коррекции для детей и взрослых«Гармония»  Маргарите Петровне Фешковой. Они обратились ко мне с предложением принять детей с ОВЗ в свой театр и попробовать поставить с ними спектакль. Для того что бы принять такое решение, мы посчитали своим долгом посоветоваться с родителями тех ребят, которые занимаются в нашей студии. Мы собрали родительское собрание, на котором родителям был задан вопрос: согласны ли они, что бы их дети участвовали в совместной работе с детьми-инвалидами, а именно в совместных репетициях и постановке спектакля. Ответ сразу не требовался, родителям было дано достаточное время обдумать это предложение. Но, в большинстве своем, они сразу же дали согласие, причем с радостью. Это уже говорит о том, что эта тема не произвела,  какого бы то ни было негативного отношения или непонимания со стороны родителей.

Перед тем как приступить к работе, передо мной вставала задача в выборе соответствующей пьесы для постановки. Это должна была быть такая постановка, в которой  я могла бы в полной мере задействовать детей с ограниченными возможностями, с учетом их физических особенностей,  и в тоже время, что бы  особенные дети могли  максимально проявить себя, украсить спектакль своей индивидуальностью. Необходимо было выяснить, что  умеет делать и, что не может делать каждый ребенок.

Такую консультацию мне мог дать только специалист, занимающийся непосредственно с ребенком. В центре «Гармония» мне дали подробные рекомендации как работать с теми или иными детьми, с учетом их заболевания. Например, дети с нарушением интеллекта легко идут на контакт со сверстниками, с нарушением эмоционально-волевой сферы – идут на контакт в процессе создания предварительной игровой деятельности, с синдромом Дауна –  легче вступают во взаимоотношения, если их красиво нарядить, аутисты легкой и средней степени тяжести– через поощрение, тяжелые аутисты и дети с тяжелой формой ДЦП – при физическом направлении старшего и так далее…. 



Главное – доверие 

Для того что бы приступить к совместной работе над созданием спектакля, ребята построили доверительные отношения в коллективе. Для этого мы проводили тренинги на знакомство, на сплочение коллектива, на раскрепощение, на доверие.

Репетиции проходили следующим образом: сначала ребята студии без участия детей –инвалидов работали по своему обычному сценарию – читка, обсуждение, распределение ролей, работа над образом с учетом характерных особенностей персонажа, постановочные этюды, выстраивание мизансцен. Затем, когда спектакль приобретал очертания, но был еще в рабочей стадии, мы стали приглашать на репетиции ребят с ОВЗ. Дети-инвалиды приглашались на репетиции не более чем на час;  чтобы они не уставали и имели возможность плодотворно заниматься. Главное правило при работе с такими детьми – не навреди!

В равной степени это относится и к родителям детей с ОВЗ, они должны видеть своего ребенка не уставшим, а наоборот веселым и жизнерадостным, чтобы у него было желание еще заниматься без ущерба для здоровья.Нельзя не отметить участие родителей детей-инвалидов. Они принимают активное участие – помогают в изготовлении костюмов не только для своего ребенка, но и шьют для других участников спектакля, всегда привозят и увозят детей на репетиции и мероприятия, присутствуют на занятиях. Во время репетиций находятся в зале, но в процесс не вмешиваются, всецело доверяя своего ребенка другим детям и педагогу.

В целом спектакле «Снеговик-почтовик» у нас занято 20 детей,  из них ребят с инвалидностью – шесть человек. И это не случайное соотношение. Мы выстраиваем свою постановку так, что бы соотношение здоровых участников и детей с ОВЗ было именно таким – здоровых не менее, чем в два раза больше. Такой подход используется для того, что бы на каждого особенного ребенка было не менее двух сопровождающих.

Работа в инклюзивном театре положительно влияет на формирование личности как здоровых детей,  так и ребят с ОВЗ. Как показывает практический опыт, мои воспитанники становятся добрее, ответственнее, чувствуют свою значимость.

В то же время особенные дети  понимают, что они не одиноки, чувствуют свою уверенность и равенство. И те и другие приобретают опыт общения, появляется новый круг друзей. Некоторые из моих старших воспитанников задумываются уже сейчас о будущей профессии, и после проделанной нами работы, уже всерьез решают поступать на дефектолога, так как уже почувствовали себя уверенными в том, что могут работать с детьми-инвалидами, и им такая работа даже понравилась.

На следующий год мы планируем продолжить нашу работу, в проекте новый инклюзивный спектакль с привлечение детей разного возраста и различных заболеваний. Все мы разные – но все мы можем быть актерами в нашем театре.

Еще материалы по этой теме
В Копейске выросло количество преступлений сексуального характера против детей и подростков
20 Февраля 2020 12:25
В Копейске выросло количество преступлений сексуального характера против детей и подростков

Такая статистика была озвучена на расширенном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и з...

В челябинском музее соберут вместе ровесников метеорита
14 Февраля 2020 11:39
В челябинском музее соберут вместе ровесников метеорита

Завтра, 15 февраля, на Южном Урале отметят седьмую годовщину падения небесного тела.

Тела погибших в Пхукете при столкновении катеров детей привезут в Челябинск через 10 дней
11 Февраля 2020 20:12
Тела погибших в Пхукете при столкновении катеров детей привезут в Челябинск через 10 дней

Об этом сообщила уполномоченный по правам ребенка в регионе Евгения Майорова.

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
20 Февраля 2020 15:05 Текслер призвал южноуральцев поддержать уличное искусство

Глава Южного Урала попросил жителей проявить активность в голосовании за место проведения фестиваля уличного искусства.

20 Февраля 2020 14:43 Мать и дочь в Копейске отдали мошенникам более полумиллиона рублей

Доверчивые женщины сообщили неизвестному по телефону данные банковских карт и код из СМС.

Новости СМИ2