16+
09 октября 2022 09:49

В копейском музее хранят историю городской системы образования

Все мы были учениками, являемся или будем ими. Многие помнят  эту прекрасную пору: уроки, учителя, тяжелые портфели веселые перемены, первый и последний звонок, школьные кабинеты и классные журналы. 
В копейском музее хранят историю городской системы образования
Автор: Алексей Самаев

Выпускники 10 класса школы № 32 , директор Чегакова Е.Г. 23 июня 1941 год


Эта светлая память вызывает у многих приятные ностальгические воспоминания. Год назад, с августа по октябрь 2021 года, в копейском краеведческом музее действовала выставка под названием «Открытый урок».

Посетители этой выставки, как дети, так и взрослые, смогли окунуться атмосферу советской школы. Свое продолжение идея выставочного пространства, примененная в нашем музее, нашла в музее народного образования Копейска, что обрел свой новый дом в ноябре 2021 года в здании Дворца творчества детей и молодежи. И это тоже знак, индикатор единого городского сообщества краеведов, тех, кто собирает и хранит историю, тех, кто делится ею с подрастающим поколением.

Наша цель - проследить связь тенденций развития образования в стране - городе - поселках Копейска, показать важную роль связующего звена: учитель – руководитель – ученик – родитель – городская среда, упорядочить представление об эволюции школьного образования и его роли в формировании знаний как основного человеческого ресурса в современном мире с учетом истории города Копейска.


фото2.jpg

Педагогический коллектив начальной школы 4 с директором Туркеевым В.Н. и инспектором гороно Чековой З.И. 1930 -1940 гг


Исторически сложилось, что система образования в России, включала тесное взаимодействие с развитием промышленности, особенно в период индустриализации до революции 1917 года и в советский период. 

Сложившаяся система формировала единое, общедоступное, непрерывное образование независимо от типа образовательного учреждения. Это связано еще и с компактным расселением вокруг возводимого и действующего предприятия. Копейск не был исключением и формировался с открытием первой шахты на землях тугайкульских казаков промышленником-владельцем металлургических Белорецких заводов Ашаниным. Он же построил и первую школу для казачьих детей по настоянию казачьего круга в 1907 году.

После окончания гражданской войны в 1920 гг. уголь сохранившихся ашанинских шахт стал настоящим «хлебом промышленности». В соответствии с имеющимися возможностями в 1920-1922 гг. шахтерами возводились школы барачного типа. По сообщениям газеты «Советская правда», на Копях было две шахты и школа-коммуна им. Бела Куна.


В 1930 гг. компактность проживания в Копейском районе сложилась вокруг старых и строящихся шахт, которые трест «Челябуголь» разделил условно на три группы:

«Южная»: шахты 2-3, 4-6, 7-8, 201, 202, 203, 204.

«Северная»: шахта 12-14.

«Злоказово»: шахты 21, 22-БИС, 23, 205.


Это, в том числе, позволяло искать возможности для выделения помещений для школ, потому что даже выделенные средства под школы не осваивались из-за отсутствия специалистов-строителей. К тому же выполнение производственных заданий по угледобыче по-прежнему были архиважны. Так, в 1939 году шахта предоставила построенное общежитие вместо требуемых двух новых школ.

На оборудование школ шахтеры нередко отчисляли средства. Такая   практика сохранилась накануне и в годы Великой Отечественной войны в связи с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 20 октября 1940 г. «О порядке призыва городской и колхозной молодежи в ремесленные училища и школы ФЗО».


парта.jpg


После окончания войны на развитие просвещения в городе было вложено 5 млн. рублей, в 1951 году эта сумма выросла в 2,5 раза. За 1946-1951 г. было построено 10 школ, в том числе школы № 26, 23, 25, 10, 22 и другие, расширены здания школ № 13, 14. Возросло и число обучающихся детей в школах: в 1946 г.- 10 637, в начале 1951 г. – 19000, в 1970 г.- 27420.

В 1950 годы город состоял из 27 поселков, разбросанных, разрозненных, с грунтовыми дорогами, с дефицитом транспорта. Почти в каждом из них были школы, о жизнеспособности которых, наряду с государством, заботились шахты или предприятие поселка, которые, в зависимости от производственной рентабельности и прибыли, вкладывали средства в ремонт и оборудование кабинетов. 

Так сохранялась связь поколений и формировался резерв будущих рабочих и специалистов для шефствующих предприятий. Так, шефами школы №23 была шахта № 47, школы № 26 – шахта 42-БИС, школ № 37, 21, 42 – завод «Пластмасс», Единой трудовой школы №1, школы 19, 9, 48 – машиностроительный завод им. С.М. Кирова. В этих школах учились дети руководителей и работников предприятий. В 1970-1980 гг. выделяли деньги и на экскурсионно-познавательные поездки школьников по стране.

После распада Советского Союза в 1991 г. и введения рыночной экономики была проведена реструктуризация шахт, они были лишены государственной поддержки и со временем закрыты как нерентабельные. Многие предприятия были переведены на хозрасчет, и возможности помогать школам стали незначительными.


фото33.jpg

Урок физкультуры. Серго-Уфалейские копи


С середины 1950-х годов, и особенно в 1960-1980-е годы школы открывались (или переезжали в новые здания) в типовых, специально построенных школьных зданиях, больших и светлых, спортзалами и столовыми. Изменились и акценты в географии школ: в центральной части города Копейска, в наиболее заселенных и благоустроенных поселках с многоквартирными домами, школы, как правило, размещены в больших и современных зданиях, в них обучается большое количество детей. В этот же период, в 1960-1970 годы, с улучшением оснащенности учебного процесса, начинает формироваться кабинетная система проведения уроков.

Каждый из нас помнит школьный звонок: от звона колокольчика, до «сирены» электрического звонка.


Звенит звонок, и весел, и горласт, 
И радостью душа переполняется, 
И каждый день для каждого из нас 
Обычные уроки начинаются.


Звенит школьный звонок. Начинается учебный день советского школьника. Каждая витрина – проекция кабинета в школе, которая рассказывает об экспонатах, известном заслуженном педагоге-предметнике, одной из старейших школ города Копейска. Вот - кабинет начальной школы, русского языка и литературы, следующие - математики, истории, физики, химии и биологии, черчения и рисования, пения, спортивный зал, которые позволили рассказать только о малой части талантливых, влюбленных в школу, своих учеников педагогах.

Фото Витрина Физика.jpg

Витрина физики


Проследить эволюцию обучения в школе, связь школы с историей страны, показать современным дошкольникам и школьникам школу прошлого столетия, рассказать о некоторых школах города Копейска и заслуженных педагогах, напомнить взрослым их школьные годы для лучшего понимания детей, внуков, привлечь внимание к профессиональной роли учителя, как проводника в мир знаний, его роли в формировании личности ребенка, повысить уровень уважения к учителю нам помогли уникальные предметы, которые составили основу выставки. 

Это школьная парта, грифельная доска 1930-1950 гг., школьная форма девочек и мальчиков времен СССР, костюм строгой учительницы второй четверти XX века, а также личные вещи учеников советской школы, учебные пособия, учебники начала – середины ХХ века, предметы эпохи 1920-1970 годов школьной тематики, наглядные школьные материалы (приборы, карты и т.д. ) советской школы, часть которых нам были переданы для экспонирования музеями школ №№ 6, 4, 9, и, конечно, многочисленные фотографии тех, кто учил и кого учили…

Так, например, наши посетители узнали, что школьная парта создает хорошие условия ученику для письма, чтения и рисования. Такая парта помогает сохранить правильную осанку и хорошее зрение, так как наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в 30-40 см. Школьная парта Эрисмана пережила революцию и перекочевала в СССР. 

Правда, в 1920 годы посидеть за ней могли немногие: школ едва хватало для половины желающих. Нарком просвещения Анатолий Луначарский в 1920 году жаловался, что на один карандаш приходится шестьдесят учащихся, а на одну чернильницу — сто. Зато эти годы были временем экспериментов: совместное обучение, отмена домашних заданий и уроки политграмоты вместо истории. К концу десятилетия основные материальные проблемы решили, тогда же появились единые учебные программы.

Здесь, у нас в музее, мы храним историю: о людях, о предметах, о нашем прошлом… Память сегодняшних учеников тоже разложит по полочкам школьные уроки. Это и есть связь поколений…

 

Наталья Семёновна Гуськова , старший научный сотрудник, к.и. наук;

Татьяна Федоровна Мясникова, директор МУ «Краеведческий музей».

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
02 декабря 2022 16:21 В Копейске прошел турнир по дзюдо памяти Анатолия Тамочкина

В открытии турнира принял участие глава Копейского городского округа Андрей Фалейчик.

02 декабря 2022 15:45 В копейских скверах появились олени и медведи

Фигуры-топиарии размещены в общественных пространствах поселков Горняк, Бажово и микрорайона Тугайкуль.

Новости СМИ2