КР продолжает знакомить читателей с ведущими журналистами главной газеты города
С точки зрения стажа работы в стенах редакции «Копейского рабочего» Алексей Самаев не только самый «юный», но и на данный момент наименее «титулованный» из штатных журналистов, хотя он уже практически переступил порог своего сорокалетия. Однако за неполные четыре года работы в редакции Алексей успел занести в свой профессиональный актив несколько побед и призовых мест в областных журналистских конкурсах. Впрочем, сам он считает, что степень профессиональной удовлетворенности измеряется не столько числом наград, сколько осознанием того, что ты сделал все, что мог, для достижения результата. - Делай, что должен, и будь что будет» — мне нравится эта старая китайская формула, — говорит журналист. — Если кажется, что что-то идет не так, как надо, я часто обращаюсь к ней.
Мы советского времени дети
Читать Алексей любил всегда. Его детские годы прошли в Свердловске, и по пути в садик, куда возили будущего журналиста, им обязательно были прочитаны все названия магазинов, а дома от корки до корки была изучена телепрограмма. Потом появились газета «Пионерская правда», журналы (по мере взросления) «Веселые картинки», «Пионер», «Костер», «Техника — молодежи», «Ровесник». Словом, типичное счастливое детство советского ребенка с его характерными радостями и печалями: октябрятские звездочки, прием в пионеры, сдача макулатуры и металлолома. Правда, комсомольцем стать не успел — как раз в год 14-летия Алексея ВЛКСМ прекратил существование.
В 1993 году семья переехала в Курган. Свердловский проектный институт, в котором трудились родители тогдашнего девятиклассни-ка, дышал на ладан, а в период кризиса казалось, что жизнь «ближе к земле» в небольшом городе аграрной области будет более стабильной и спокойной.
Там Алексей окончил школу, затем поступил на факультет иностранных языков местного пединститута. Правда, диплом получал уже университета: как раз в период его обучения произошло слияние местного машиностроительного и педагогического вузов. Впрочем, студент заранее знал, что вряд ли станет педагогом. Просто выбор специальностей для поступления у юноши, явно одаренного скорее гуманитарно, нежели математически, в Кургане был довольно скуден, а материальной возможности поехать учиться в более крупный город не было. После вуза — служба в армии, работа экспедитором.
- Служить довелось в железнодорожных войсках в родном Екатеринбурге (город Свердловск был переименован в Екатеринбург в 1992 году. — Авт.). Так что в этом плане мне было комфортнее, чем многим сослуживцам, — рассказывает Алексей. — Для себя я ставил задачу достойно пройти это испытание, не сломаться, не потерять лучшие человеческие качества. Потому что, так или иначе, служба связана с элементами принуждения, и я видел, что далеко не всем это удавалось принять. Последующий полуторагодовалый период работы экспедитором тоже выдался полным впечатлений. Редкая работа дает возможность столько ездить по стране, любоваться красотой ее больших и малых городов, в которых при другом раскладе я не побывал бы никогда. Москва, Казань, Иваново, Кострома — за полтора года удалось объездить значительную часть европейской России и еще сильнее полюбить нашу Родину.
Как признается Алексей, долго еще потом ему снилась дорога, бесконечной лентой тянущаяся на пути грузовика.
Вот новый поворот
Коллега по «Копейскому рабочему» Светлана Полежаева, рассказывая о своем пути в журналистику, говорила: «Думаю, что по жизни меня ведет ангел-хранитель: все неожиданные повороты судьбы, которые сначала кажутся испытанием на прочность, в конечном счете приводят к лучшему». Примерно то же можно сказать и об Алексее. Осенью 2002 года он находился в поиске работы, и тут последовал звонок. Известный курганский писатель Виктор Потанин сообщил, что в крупном издательско-полиграфическом предприятии «Зауралье» вакантно место редактора отдела. С Виктором Потаниным будущий журналист познакомился на занятиях литературной студии, которые тот вел при университете. Писатель тогда был впечатлен литературными способностями студента, а по прошествии времени посоветовал руководству предприятия попробовать своего бывшего ученика в качестве редактора.
В течение пяти последующих лет издательским отделом ГИПП «Зауралье», состоявшего всего из двух человек — руководителя и редактора отдела, было выпущено несколько десятков наименований книг, буклетов, другой полиграфической продукции. Впрочем, художественные произведения составляли меньшую часть, большинство книг было приурочено к юбилеям области, районов, крупных предприятий.
Впрочем, время шло. Алексей женился, родилась дочь. Средств не хватало — зарплата редактора издательского отдела была не слишком великой. Появились мысли о смене работы. И в это время судьба сделала очередной поворот.
«Зауралье» помимо собственно издательской и полиграфической деятельности выпускало областную одноименную газету. Газета эта была своего рода правопреемницей бывшего издания местного обкома ВЛКСМ. Приказом директора Алексей был назначен редактором. Вряд ли найдется много случаев, когда человека, до этого не работавшего в газете, сразу назначают редактором.
Экономная экономика
- Видимо, сыграла свою роль совокупность факторов, — вспоминает журналист. — Я до того неплохо проявил себя как специалист издательского отдела, плюс, скорее всего, было не так много претендентов на эту должность. Ни для кого не было секретом, что на тот момент издание было убыточным, соответственно, его успешное будущее находилось под большим вопросом. Пять лет в качестве редактора «Зауралья» были, наверное, самым тяжелым, самым напряженным и самым интересным периодом в моей жизни. Должность редактора сама по себе ключевая: чем-то недовольны читатели — они идут к тебе; поругались журналисты — бегут жаловаться к тебе; система почтовой доставки не довезла газету до киоска — тоже редактор должен вмешаться; учредитель требует выполнения финансового плана — опять же твоя задача; у верстальщика «глючит» компьютер — снова разбираешься ты. Поэтому тот период научил меня очень многому.
Тем временем у газеты сменился учредитель, и в 2009 году новый собственник, ознакомившись с положением дел в экономике газеты, предложил закрыть издание. В свою очередь я попросил не делать этого, поручившись, что газета за короткий период времени станет безубыточной. Далее последовал очень непростой путь. Нам пришлось коренным образом урезать расходы, вплоть до того, что на протяжении нескольких месяцев газета вынуждена была работать вообще без собственного помещения. По четвергам, когда выходил номер, я сам на своей машине развозил тираж по торговым точкам. Сокращения коснулись журналистского коллектива, и, разумеется, это был очень болезненный процесс. Параллельно нам удалось значительно увеличить тираж, газета стала больше зарабатывать на рекламе, то есть выросла доходная часть. Разумеется, заслуга в этом принадлежит всем людям, работавшим в газете в тот период. В конце концов наступил момент, когда можно было сказать, что опасность ликвидации миновала, и газета будет жить. Для меня это означало, что главная задача нескольких лет жизни выполнена. После этого наступил период своеобразного душевного опустошения. Было ощущение, что я вложил в «Зауралье» все, что мог, и газета тоже мне вернула все, что могла.
В тот момент появилось желание что-то поменять, приобрести новую мотивацию, поставить новую жизненную цель. Однако другой работы в Кургане на тот момент я для себя не видел и решил: «Была не была, менять — так менять по-взрослому». Мы с женой стали искать варианты переезда в другой город. Хотелось найти что-то не так далеко от Кургана (там остались мои родители), в то же время чтобы были по возможности плюсы большого города и отсутствовали его минусы. В итоге такое сочетание мы нашли в Копейске. Тут снова звезды сложились удачно. В момент переезда была свободна вакансия корреспондента в «Копейском рабочем», куда я вскоре и устроился работать. Для нашей семьи переезд стал новым вызовом, ведь в 35 лет не так просто начинать жизнь практически с нуля. Это в какой-то мере сплотило нас, позволило понять, насколько мы важны друг для друга. В профессиональном плане тоже появилась мотивация, ведь пришлось доказывать свою состоятельность в новом городе, в новом коллективе.
Билет в один конец
Алексей довольно быстро освоился в редакции, да и краснознаменный Копейск ему понравился сразу.
- Здесь живут замечательные люди, которые любят свой город, делают многое для того, чтобы он становился краше и лучше, — говорит он. — Считаю ли я себя реализовавшимся профессионально? Думаю, да, как и любой человек, который старательно и честно делает свою работу. Собственно этим я всегда и занимался, работал ли вахтером во время учебы в институте, разъезжал ли по стране в качестве экспедитора, был ли редактором в «Зауралье» или журналистом в «Копейском рабочем». Конечно, профессия журналиста достаточно интересна и в какой-то мере благодарна, однако не могу сказать, что то, что я работаю именно здесь, — в полной мере моя заслуга: с профессиональной точки зрения в моей жизни все сложилось практически по выражению Булгакова — «сами предложили и сами все дали.
Прошло четыре года с тех пор, как Алексей покинул газету «Зауралье», но, приезжая к родителям, он продолжает следить за ее судьбой. Газета продолжает жить, хотя для нее снова наступил непростой период, связанный со сменой собственников. Но теперь в ее редакции работают совсем другие люди.
- Конечно, теперь для меня родная газета — «Копейский рабочий», — размышляет Алексей. — Надеюсь, мои профессиональные умения и навыки позволяют делать ее более интересной, качественной, яркой, чтобы радовать копейчан каждым свежим номером. Лишь бы хватило сил и здоровья продолжать профессиональную деятельность подольше.
Все публикации о действующих сотрудниках редакции здесь: "Газета в лицах".
24 октября в Магнитогорске разыграли первые медали Всероссийских соревнований по фигурному катанию «Звезды Магнитки» среди юниоров. Также юноши и девушки представили короткие программы в одиночном ...
В рамках регионального конкурса «Юный Глава» с 17 октября по 1 ноября в Челябинской области проходят выборы, в которых голосуют за кандидатов в Юные Главы своего муниципального образования.