16+
15 января 2014 14:00

Новые подробности в деле мальчика, прописанного на стоянке

Южноуральские СМИ облетела новость о копейском подростке, прописанном на стоянке. Омбудсмен Алексей Севастьянов в своем блоге разместил жесткую и критическую информацию по поводу бездействия властей города по поводу переселения ребенка из ветхо-аварийного жилья.Насколько эта информация соответствует действительности, разбирался журналист «Копейского рабочего».

Новые подробности в деле мальчика, прописанного на стоянке
Автор: Юлия Айрих

Как материализовать «дом-призрак»? Есть ли шанс у матери ребенка, «прописанного на парковке», в ближайшее время получить жилье?

Новость о том, что 11-летний мальчик уже несколько лет прописан на автопарковке в центре Копейска, за считанные дни облетела интернет. Омбудсмен Алексей Севастьянов в своем блоге разместил жесткую и критическую информацию о бездействии властей города по поводу переселения ребенка из ветхо-аварийного жилья. Естественно, СМИ радостно подхватили такой жареный факт. Еще бы, ведь к такому материалу можно придумать броский заголовок и попасть в топ Яндекса. Насколько вся эта шумиха соответствует действительности, разбирался журналист «Копейского рабочего».

По решению горкома

Эта история очень давняя, началась она еще в 80-е годы прошлого столетия, когда семья Горшковых вселилась в тот самый злополучный дом по улице Труда, 10. Микрорайон «Афон» тогда состоял из землянок, большинство из которых сохранились и до сих пор. Их снос и расселение людей – дело ближайшего будущего. Упомянутый дом по улице Труда, 10, был возведен внепланово, без всяческой документации, просто самостроем. Причем до семейства Горшковых в нем проживала семья Санниковых. Что примечательно, в 81-м году эта семья выехала из дома, получив взамен временной землянки новое жилье. Вот тогда-то Горшковы и прописались по этому адресу, кстати, временно, с разрешения председателя копейского горисполкома. Но нет ничего более постоянного, чем временное. И вот, волею судеб, на сегодняшний момент по улице Труда, 10, прописанными в этой землянке осталась Евгения Горшкова и ее одиннадцатилетний сын. Самого дома уже давно нет. Что произошло с землянкой, сейчас точно сказать невозможно. Но совершенно точно – администрация ее не сносила. Скорее всего, домишко общей площадью в 15 квадратных метров перестал быть пригодным для проживания, жильцы покинули его, и, как водится, местные «деятели» просто растащили или спалили брошенное строение. Хотя сама Евгения Горшкова утверждает, что хлипкий домик с износом 85 процентов «добила» растущая стройка ТК «Слава». После чего в 2008 году его кто-то сровнял с землей, а на его месте с согласия прежней администрации расположили автопарковку. Как все было на самом деле, теперь уже никто точно не скажет, да это и не важно. Важен курьез – дома нет, а люди в нем прописаны.

Естественно, Евгения Горшкова неоднократно, начиная с 1997 года, обращалась в администрацию с просьбой предоставления ей жилья. Но, что очень важно, этот дом не никогда не был признан ветхоаварийным, он был признан непригодным для проживания.

- Для примера – непригодным для проживания может считаться дом, зараженный грибком, или тот, в котором намокает стена. Чтобы встать на очередь для получения жилья, нужно, чтобы ваш дом был признан ветхоаварийным, - поясняет начальник отдела жилищной политики администрации КГО Сергей Деев.

Привычка судиться

Естественно, администрация не утверждает, что дом по улице Труда, 10, был в идеальном состоянии. Но вообще, для выделения жилья необходимо, чтобы был соблюден ряд юридических факторов, ведь муниципалитет должен выдавать жилье по закону, а не как бог на душу положит. Но этот факт тоже решающего значения не имеет, поскольку копейский городской суд, куда гражданка Горшкова обратилась в 2011 год, все равно вынес решение об обязании администрации предоставить истице благоустроенное жилое помещение. Хотя есть еще один момент – речь в данном случае идет не о многоквартирном, а частном доме, что тоже с трудом согласуется с законодательством.

- Из всего, что написали об этом случае в СМИ, правдой является только то, что проблема выделения жилья для этой семьи длится с 2008 года, и то, что женщина неоднократно обращалась в администрацию, - прокомментировал глава КГО Вячеслав Истомин. - Я работаю в Копейске с 2011 года, и эта проблема из разряда застарелых. Вчера беседовал с владельцами парковки. Они уверяют, что когда пришли работать на это место, то застали там пустырь, который постепенно обрастал мусором. Мне сложно комментировать, почему прежняя администрация приняла решение разрешить строить там парковку. Могу предположить, что они пытались как-то заработать деньги для города и заодно избежать превращения центральной части города в помойку.

В решении суда есть один важный подводный камень – суд обязал администрацию предоставить истице квартиру, а не комнату, метражом в 15 «квадратов». Очевидно, что в городе таких квартир просто нет, поскольку современные «однушки» строятся от 36 квадратных метров и больше. В то же время администрация не имеет права выделить людям квартиру большим метражом – это будет расценено, как нецелевое использование средств. 

В последнее время наметилась тенденция, что люди, прописанные в ветхоаварийном жилье, даже не ждут постановки на очередь, они сразу идут в суд, а он в таких случаях всегда выносит решение в пользу истцов. При этом суд не интересует: есть ли в муниципалитете деньги на эти цели, есть ли иное жилье у заявителя. В Копейске даже сформировался целый рынок юридических услуг, предлагающий за сумму в пределах 50 тысяч рублей быстро решить проблемы получения жилья. Все потому, что решение суда для администрации является первоочередным для исполнения. То есть расселяют сперва тех, кто имеет на руках такой документ. Это приводит к консервации очереди. И у людей, которые встали на очередь раньше, шансов получить жилье становится все меньше. Самая старшая очередница встала на очередь аж в 1977 году! 

Таких семей у нас много

- Удивила позиция обудсмена, который пишет, что администрация бездействует. Очевидно же, что мы не в состоянии одномоментно решить эту застарелую проблему. На начало 2014 года в Копейске 734 дома общей площадью в 155 тысяч квадратных метров, - а это треть всего жилого фонда, - относятся к ветхому жилью. Понимаете, какие масштабы? – вопрошает глава. – Чтобы убедиться, что мы не бездействуем, достаточно просто посмотреть на статистику: в 2010 году из аварийного фонда не было переселено ни одной семьи, в 2011 году удалось расселить 48 семей, в 2012 году – 68, в 2013-м – 156. И это только по одной программе. Я по-человечески очень сочувствую Евгении Горшковой. Но она в той же ситуации, что и все остальные. При этом она хотя бы имеет возможность снять квартиру, тогда как есть семьи, в которых по 3 ребенка, и у них нет ни родственников, ни возможности платить за съемное жилье. Поэтому, считаю, задача омбудсмена не в том, чтобы грозить нам уголовным кодексом, а в том, чтобы помочь совместными усилиями найти деньги на расселение. И говорить надо не об одной Евгении Горшковой, а о тысячах людей. Потому что таких историй у нас очень много, все они такие же люди с такими же проблемами! Мы ищем всевозможные пути выхода из ситуации, в том числе нестандартные, но в ближайшее время проблемы всех мы не решим.

Кстати, если беспристрастно проанализировать ситуацию, то получается, что Евгении Горшковой еще и очень повезло, слишком много «но» в ее истории: вселились они в этот дом чудом, он является частным, не был признан ветхим, но при этом суд вынес решение в ее пользу.

Варианты есть

- Это всероссийская проблема, мы не решим ее без федеральных денег. Позитивные проблески есть, в будущем году мы планируем расселить людей с 20 тысяч квадратных метров ветхого жилья. Жилья в городе строится много, наша задача найти деньги, чтобы купить его под расселение, - подчеркивает Вячеслав Викторович. – Самый вероятный способ решения проблемы – это застройка микрорайона «Афон» и снос оставшихся землянок. Подозреваю, что дом № 10 по улице Труда – не единственный дом-«призрак». Всех этих людей мы планируем расселить силами застройщиков. Публичные слушания по корректировке проекта уже состоялись, дело сдвинулось с мертвой точки. Надо просто набраться терпения и подождать. Конечно, есть вариант компенсировать Евгении Горшковой ее 15 «квадратов» деньгами. Но этой суммы не хватит даже на покупку половины однокомнатной квартиры на вторичном рынке жилья. Будем думать, как лучше поступить. Надеемся, Алексей Севастьянов поможет нам не только словом, нои делом.

Вячеслав Истомин намерен в ближайшее время встретиться с женщиной, поднявшей такую шумиху в прессе, чтобы вместе с ней выбрать наиболее удобный для всех сторон вариант решения проблемы.

Цифра

В 2013 году в Копейске на учете на переселение из ветхого жилья состояло 1653 семьи. Из них на начало текущего года решение суда о первоочередном праве получить жилье имеют 230 семей.

В 2013 году было построено 30 тысяч квадратных метров индивидуального жилья и 137 тысяч квадратных метров многоквартирного. Для сравнения, Магнитогорск сдал 180 тысяч, а Миасс – 65 тысяч.

Из области утопии

Копейские специалисты подсчитали – чтобы разом решить проблему с ветхим жильем, городу нужно около 8 миллиардов рублей. Тогда как весь консолидированный городской бюджет составляет 2,5 миллиарда в год. Если не тратить из него ни копейки на уборку улиц, зарплаты, детсады, дороги и прочие нужды, то за пару лет можно покончить с этой проблемой раз и навсегда. 

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
12 декабря 2024 17:30 Копейчанин поблагодарил оперативника за возврат денег, которые не принял банкомат

Житель Копейска выразил благодарность оперуполномоченному подразделения по контролю за оборотом наркотиков городского Отдела МВД за оперативную помощь в возврате денежных средств, которые не были ...

12 декабря 2024 17:30 На Южном Урале выберут лучшие новогодние елки для всероссийского конкурса

Самые нарядные «зеленые красавицы» со всей страны будут сражаться за титул в «Елках России»