16+
26 ноября 2013 06:46

Живем на дремлющем вулкане?

В копейском угольном карьере происходят изменения
Живем на дремлющем вулкане?
Автор: Юлия Айрих Фото: фото и схема Александра Колесникова

Постоянный читатель "Копейского рабочего" Александр Колесников пришел в редакцию поделиться своими тревогами и опасениями об изменениях в угольном карьере

Александр Колесников  трудится в копейской Станции юных техников, преподает камнерезное дело. В прошлом  он — профессиональный геолог, а по образованию — инженер-геодезист. Этим летом Александр Михайлович и его ученики отправились на копейский угольный карьер, чтобы нарезать камней для поделок. Юные исследователи и их преподаватель стали свидетелями природного явления, которое поселила в их сердца тревогу за родной город.

Александр Колесников считает, что в Копейском угольном карьере загорелся угольный пласт. Геолог зафотографировал явление горения и даже принес в редакцию схему процесса. По его свидетельству, горение угольного пласта началось примерно в 300 метрах от северо-восточного угла забора завода Кирова и примерно 700 метров от улицы Борьбы.

— Пока площадь возгорания составляет около трех метров на поверхности земли, а насколько возгорание локализовано вниз, неизвестно. Город Копейск, вся его центральная часть, начиная от улицы Борьбы с востока, и левее на запад — улица Ленина, проспект Коммунистический, улица Гольца — стоят на нетронутых пластах угля. Глубина угольных пластов может быть очень большой. Скажем, на шахте «Капитальной» глубина залегания пластов достигала 200 метров от поверхности земли. На данном этапе возгорание в карьере, которое я наблюдал, локально, и проходит близко к поверхности. Его можно погасить с минимальными материальными затратами. Но если упустить момент и огонь уйдет в глубь земли, то тогда затраты на его тушение возрастут многократно. В Таджикистане есть гора, в переводе с таджикского называемая Горелая, там тоже горят угольные пласты уже не одно тысячелетие. Но в Таджикистане — горы и безлюдная местность, а если у нас огонь уйдет под город, то сложно представить, что тогда будет с нашим Копейском! — говорит Александр Михайлович.

Горение — это не единственная проблема, связанная с угольным прошлым города.

— Город Копейск образовался благодаря месторождению угля. Но время шло, уголь местами истощился, а где-то стало его нерентабельно добывать. Шахты закрыли, карьеры забросили. Если в технологическом плане закрытие шахт и карьеров выглядит проще — уволили рабочих, вывезли оборудование, то в геологическом плане все эти объекты продолжают функционировать. Из шахт убрали оборудование, прекратили откачку воды, и бывшие штреки и лавы заполняют грунтовые воды, идет подмыв стенок лав и забоев, приводящий к их обрушению. В результате на поверхности образуются провалы земли. Опасность таких провалов в их непредсказуемости — где произойдет провал, да и произойдет ли он, — неизвестно. В заброшенном угольном карьере также протекают различные геологические изменения, и бороться с этим человечество никак не может. Особенно это заметно по отношению к восточному борту карьера. Весь его склон обвалился до остатков терриконника бывшей шахты № 4/6, процесс обвала продолжается в сторону поселка Кадровик. Провоцирует оползни и старая лава шахты № 4/6, идущая в сторону машзавода. Кстати, в советское время из-за этой лавы обвалилась стена одного из цехов завода. Есть и другие оползни, которые идут в сторону города. Но это еще отложенные проблемы, с которыми рано или поздно столкнется руководство города. А вот с проблемой возгорания надо разбираться как можно скорее, — предостерегает Александр Михайлович.

Придя в редакцию с просьбой опубликовать эту информацию, Александр Колесников не имел цели пугать жителей Копейска. Он хотел привлечь внимание в проблеме, поскольку не был удовлетворен результатами проверки, которую произвел отдел по экологии администрации КГО. Мы созвонились с руководителем отдела Владимиром Туленцевым. Он подтвердил, что специалисты-экологи выезжали на данный объект, но никакой реальной угрозы не заметили:

— Ситуация не критическая. От жилья карьер расположен далеко. К тому же, Александр Михайлович как геолог должен знать, что уголь без доступа воздуха гореть не может. Предположительно, порода вышла на поверхность, где прогорела и потухла. Не думаю, что внутри происходит процесс горения.

— Уголь в Копейском карьере имеет одну важную особенность — в нем много минерала под названием марказит. Находясь без доступа воздуха, марказит довольно устойчив, но попав на поверхность, он начинает изменяться, и образуется другой минерал — пирит.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Нормальный естественный процесс — был один минерал, он преобразовался и стал другим. Но опасность заключается именно в процессе преобразования марказита в пирит. Дело в том, что это преобразование сопровождается выделением избытка тепла, а в результате этого происходит возгорание угля. Хотелось бы, чтобы более внимательно отнеслись к этой проблеме, чтобы потом не пришлось жалеть, — объясняет Александр Колесников.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
13 ноября 2024 16:09 Алексей Текслер подвел итоги работы «Единой России» за 2024 год

Секретарь Регионального отделения партии, губернатор Челябинской области на 41-й Отчетной Конференции «Единой России» рассказал о достижениях партийцев и обозначил ключевые направления работы на 2...

13 ноября 2024 14:43 Турнир памяти лётчика-героя СВО прошел в Копейске

В спортивном зале городского ФОКа впервые состоялось Первенство Уральского Федерального округа по карате среди спортсменов в возрасте от 10 до 20 лет, посвящённое памяти героя Российской Федерации ...